Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимодействие центров карьеры ВС, информационных (вербовочных) пунктов с гражданскими учебными заведениями и кандидатами для службы в ВС

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить умение выпускать такую рекламную печатную продукцию, которая помогает молодым людям быстро и осознанно принять решение о выборе гражданской или военной профессии. Доходчивость и убедительность публикуемых в печати информационно-рекламных материалов имеют подчас решающее значение в этом вопросе. В качестве примера можно привести ежемесячный журнал «Солдат» (Soldier), который… Читать ещё >

Взаимодействие центров карьеры ВС, информационных (вербовочных) пунктов с гражданскими учебными заведениями и кандидатами для службы в ВС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Имя Томми Аткинс значится в образце анкеты, которую должны заполнить желающие завербоваться в британскую армию. Томми Аткинс, или просто Томми, так уже более двух с половиной столетий зовут британского солдата, среднестатистический возраст которого 23—24 года. С начала 60-х гг. англичане приходят служить в армию по найму. По установившейся традиции желательно, чтобы будущие рекруты до службы в армии прошли соответствующую подготовку в различного рода молодежных организациях.

По оценке британских военных экспертов еще во второй половине 80-х гг., на рубеже столетий Великобритания будет испытывать нехватку рекрутов. Размеры дефицита военнослужащих составят примерно одну пятую часть от их общего необходимого количества. Обусловлено это будет рядом причин. Во-первых, снижением рождаемости в Великобритании, что повлечет сокращение числа молодых людей призывного возраста к 2008 г. Во-вторых, падением авторитета вооруженных сил среди молодежи (тогда никто не мог предположить участие британской армии в боевых действиях в Ираке и Афганистане). В-третьих, более широкими возможностями гражданского сектора, которые, как тогда предполагалось, должны были в ближайшей перспективе значительно увеличиться.

Испытывая растущие трудности в вербовке добровольцев для службы, военное ведомство приняло решение об отмене практически всех расовых ограничений на набор рекрутов в вооруженные силы. Начиная с 1988 г. в сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы набирались лица азиатского и латиноамериканского происхождения, имевшие минимум пятилетнее британское подданство. До 1969 г. в британской армии существовала трехпроцентная квота при наборе рекрутов неанглийского происхождения. Несмотря на то, что данное ограничение было отменено много лет назад, до сих пор существует неписанный закон, препятствующий набору рекрутов с иным, нежели белый, цветом кожи в элитарные части. Еще одной мерой, направленной на сохранение численности вооруженных сил, стало увеличение числа женщин-военнослужащих. В настоящее время их начитывается более 16 тыс., или почти 5% от общего числа служащих в вооруженных силах страны. И все же основную ставку до недавнего времени британское военное министерство делало на белого мужчину, на его «исполнительность, дисциплинированность, храбрость и готовность к самопожертвованию — несокрушимый бастион в британской обороне».

Современные молодые люди не спешат идти в армию. Одной из причин является наличие там чрезмерно жестких, по их мнению, условий боевой подготовки. Она, в частности, включает 50-километровый скоростной марш-бросок и многочасовой марш в полном снаряжении по мокрому песку. Часто практикуется преодоление водных преград вплавь в полном снаряжении, прохождение длинных туннелей, заполненных водой, преодоление за две секунды трехметровых стен. Для создания экстремальных условий эти тренировки проводятся, как правило, в холодное время года.

Потенциальные кандидаты для службы в армии знают, что обычный день британских солдат начинается с утренней прогулки-марша в полном снаряжении. С 20-килограммовыми рюкзаками за спиной, винтовками и в касках они идут по 10—15 километров до района полевых занятий, которые занимают 40% учебного времени. Половина полевых занятий проводится в ночное время. Самыми распространенными формами занятий являются стрельбы, марши в район «боевых действий», обнаружение и ликвидация засад противника. Вечером — марш обратно в казармы и чистка оружия. Во время учений вес рюкзака увеличивается до 30 килограммов. Подобная подготовка является начальной и длится шесть месяцев. Затем подразделения продолжают совершенствование своих навыков в различных регионах мира, где они через различные периоды времени сменяют друг друга.

Особая роль в системе боевой подготовки военнослужащих отводится так называемой программе реалистической подготовки. В ее рамках проводится изучение боевого потенциала, техники и вооружений, а также особенностей морально-политического состояния личного состава армий вероятного противника.

Столь интенсивные тренировки, жесткий режим способствуют, с одной стороны, поддержанию высокого уровня готовности британских солдат, с другой стороны — вперемежку с «жесткими нравами» вынуждают многих досрочно прерывать контракты. Нередко те, кто остается, ищут выход в алкоголе и наркотиках. Однако подобный недуг, по мнению командования британских вооруженных сил, вполне излечим. В большей степени заботу у него вызывает то, как оградить армию от проникновения «опасных» взглядов.

При вербовке в армию доброволец должен обязательно иметь специальное, выданное полицией, свидетельство о том, что он не принимал участие в так называемой антиправительственной деятельности. В начале 1984 г. британское правительство еще более ужесточило ограничения на проявление политической активности военнослужащих. Если ранее им запрещалось участие в деятельности политических партий, то теперь под запрет попали и такие общественные формы протеста, как движение за мир и разоружение. Участие в любых политических маршах наказывается в дисциплинарном порядке.

Столь ревностная забота неудивительна, если учитывать то, что Томми не только призваны служить интересам Великобритании во время вооруженных конфликтов, но и являются основным инструментом опоры власти в стране.

Вербовкой (набором) добровольцев в юношеские военно-учебные заведения и центры в вооруженных силах Великобритании занимаются штабы военных округов через подчиненные информационные (вербовочные) пункты. Личный состав последних выполняет всю процедурную работу, связанную с отбором кандидатов на основе документов, личного собеседования, проверки умственных и физических способностей (испытательные тесты). После медицинской комиссии обычно определяются род войск и будущая специальность кандидатов, затем заключаются контракты.

Юноши, окончившие военно-учебные заведения, дальнейшую службу продолжают в частях. После четырех-пяти лет они могут быть направлены в военные училища и колледжи, где готовится младший офицерский состав.

Идея испытывать кандидатов при приеме на службу или выявления их компетентности не нова. Письменные экзамены на чин в государственной службе практиковались еще в Древнем Китае за несколько сотен лет до нашей эры. А вот технология проверки профессиональных навыков и личных качеств путем моделирования возникла относительно недавно, во времена Второй мировой войны. В наше время для отбора личного состава и его оценки весьма эффективной считается методика, применяемая так называемыми центрами оценки. Подобные центры имеются в большинстве государственных и частных структур развитых государств, в том числе в британских центрах карьеры вооруженных сил и в информационных (вербовочных) пунктах.

Разработка современной методики работы центров оценки приписывается управлению кадров вооруженных сил Великобритании. В 1942 г. британская армия столкнулась с нехваткой офицерского состава. Традиционная система отбора кандидатов на командные должности, основанная на происхождении и образовании, оказалась несостоятельной. Тогда с помощью наблюдений и опросов офицеров действующей армии был определен примерный перечень характеристик, которыми должен обладать хороший командир. С участием военных специалистов, боевых офицеров и психологов была разработана методика выявления необходимых качеств, включающая индивидуальные интервью, групповые упражнения, письменные тесты.

Новый подход использовался в министерстве обороны Великобритании и при отборе специалистов, которым предстояло работать со сложной техникой. Он также позволял выявлять людей, способных быстро обучаться, — ведь в условиях войны проводить длительный учебный курс и по его результатам выяснять, может ли человек грамотно работать, например с радиотехникой, было бы непозволительной тратой времени и денег[1].

Система отбора оказалась действенной. Позже ее взяло на вооружение американское Управление стратегических служб (УСС) — прообраз ЦРУ. Руководству УСС тогда приходилось выполнять ту же задачу, что и британским кадровикам: из массы мобилизованных гражданских лиц отбирать людей, которые могли бы стать хорошими сотрудниками спецслужбы. Но если относительно консервативные подходы британцев применяются сегодня чаще в государственном секторе, то передовые разработки ЦРУ по методологии отбора находят отражение в процедурах и тестах повсеместно используемых в корпоративном мире.

В начале XXI в. технология центров оценки значительно эволюционировала, появились так называемые «Центры развития». Используя те же инструменты и подходы, что и их предшественники, они фокусируются не на вопросе «нанимать или не нанимать», а на диагностировании сильных и слабых сторон человека (кандидата на службу), его потребностей в развитии и повышении эффективности работы.

При использовании технологии центров оценки претенденту предлагают выполнить серию упражнений, моделирующих задачи, с которыми он будет сталкиваться в работе (на службе). Имитационные упражнения и моделирование — ключевые инструменты, которые в сочетании с множеством других методов (включая интервью и психометрические тесты) составляют единую систему оценки, позволяющую получить полную и объективную картину качеств и способностей кандидата. В результате анализ поведения человека в максимально приближенных к действительности ситуациях в комбинации с другими видами проверок помогает не только оценить его соответствие должности, но и выявить такие качества, как устойчивость к стрессам, умение планировать и организовывать работу, гибкость и адаптивность, способность разрешать конфликты, лидерские и коммуникабельные возможности, инициативность и другие качества.

По всей территории Великобритании, как правило, в крупных городах, располагаются так называемые «Центры карьеры вооруженных сил». Всего насчитывается 123 таких центра. В них работают военнослужащие офицерского и сержантского состава. Интересующиеся службой в вооруженных силах молодые люди обращаются именно в такие центры. Там они получают необходимую информацию и проходят начальную проверку[2]. Кроме того, набором добровольцев в сухопутные войска занимаются 207 информационных пунктов, шесть пунктов по связям с университетами и 24 со школами, в ВВС — 61 информационный пункт и пять пунктов по связям с университетами, в ВМС — 60 информационных пунктов.

За пределами Великобритании таких центров нет, однако офицеры связи и взаимодействия выезжают в страны, граждане которых имеют право служить в британских вооруженных силах. К таким странам относятся государства Содружества, которое представляет собой межгосударственное объединение Великобритании и большинства бывших английских доминионов, колоний и зависимых территорий и включает в себя 50 государств.

С 1960 г., когда в Великобритании был отменен закон об обязательной воинской повинности, комплектование вооруженных сил личным составом стало осуществляться путем вербовки добровольцев в возрасте 17—30 лет (в ВВС — до 40 лет). Период нахождения в армии складывается из времени пребывания на действительной военной службе и в резерве. Лица, поступающие на нее, заключают контракт продолжительностью А—18 месяцев (минимальный) или 3—22 года (в отдельных случаях до 35 лет).

В соответствии с законодательными актами 1953 и 1980 гг. призыв на военную службу может объявляться в случае обострения международной обстановки или внутренней обстановки указами королевы или приказами министра обороны.

В Великобритании существуют специальные офицеры связи и взаимодействия с гражданскими учебными заведениями. Эти военнослужащие посещают учебные заведения, выступают перед их учащимися и организуют специальные выставки, посвященные службе в вооруженных силах Великобритании. В британских вузах военных кафедр нет, но армия и флот заинтересованы в образованных молодых специалистах и стараются привлечь их в свои ряды.

На работу по привлечению населения, особенно молодежи, на военную службу ежегодно из военного бюджета расходуется около 9 млн. фунтов стерлингов. В этих целях широко используются телевидение, радио и другие средства массовой информации. Пресс-служба министерства обороны выпускает большое количество рекламных проспектов, справочников и т. д. Почти каждая воинская часть организует дни открытых дверей с показом оружия и военной техники, выезды в школы, колледжи и университеты для проведения совместных сборов и различных соревнований. Такая деятельность позволяет сохранять численность вооруженных сил на достаточно стабильном уровне, несмотря на известные демографические и другие трудности (сокращение числа молодых людей в возрасте 16—25 лет, нежелание участвовать в боевых действиях).

Лица, поступающие на военную службу, первоначально обращаются в письменной или устной форме в информационный пункт либо в пункт по связи с гражданским учебным заведением, получают там необходимые бланки и формы для заполнения, а также рекламную литературу. Если они сомневаются в правильности выбора будущей специальности, для них организуются посещения учебных центров родов войск и служб. Затем кандидаты направляются на отборочную комиссию (существует при каждом виде вооруженных сил), где в течение трех дней проходят собеседование, тестирование, медицинское обследование, а также проверку на физическую выносливость. На основании полученных результатов определяется род войск или служба, и абитуриенты распределяются в соответствующие военно-учебные заведения и центры.

При поступлении на военную службу предоставляются свидетельство об окончании средней школы (колледжа), рекомендательные письма от руководства учебного заведения, фирмы или завода, где учился или работал доброволец, а также заполненные формы и бланки.

Для привлечения в армию молодых людей и использования их на должностях рядовых, сержантов и уорент-офицеров командование вооруженных сил Великобритании стремится разнообразить повседневную деятельность последних за счет периодической смены мест службы в мирное время через два года, в боевых условиях через шесть месяцев. Они занимаются боевой подготовкой в составе своих подразделений в ФРГ, США, Канаде, Брунее, Гибралтаре, районах Западной, Центральной и Восточной Атлантики, Средиземного моря, зоне Балтийских проливов, на севере Европы.

В территориальных войсках порядок комплектования имеет ряд существенных особенностей. Они набираются из добровольцев в возрасте 18—46 лет, заключивших контракты на пребывание в резерве. Комплектование личным составом возложено на центры территориальных войск (около 200), которые в мирное время выполняют роль учебных подразделений, а в военной обстановке — мобилизационных пунктов. Для поступления на военную службу в эти войска добровольцы проходят отборочную комиссию, проверяющую состояние здоровья, физическую и общеобразовательную подготовку.

Вооруженные силы Великобритании имеют высокую репутацию у населения за их возможности и за то, как они действуют в кризисных точках по всему миру. К тому же в глазах населения вооруженные силы — это хороший служебный рост, великолепное образование, возможность побывать в интересных местах и значительная ответственность уже в юношеском возрасте. Вместе с тем это неплохая оплата, которая весьма конкурентоспособна с заработной платой в гражданском секторе. Многих привлекает то, что полученная в вооруженных силах квалификация в значительной мере может быть использована в гражданской жизни, например вождение техники, поварские навыки, морское и летное мастерство и так далее. К тому же после пяти лет службы военнослужащие имеют право пройти курс переподготовки на гражданские специальности, что является важным моментом для профессиональных вооруженных сил.

В вооруженных силах Великобритании служат и выпускники престижных университетов (Оксфорд, Кембридж). Командование ВС постоянно подчеркивает, что военная служба привлекательна для молодежи возможностью увидеть мир, риском и множеством впечатлений, возможностью обучения, а также уровнем денежного довольствия и бытовых условий. К тому же в отношении личного состава стараются учитывать все факторы. К примеру, карьерный рост военнослужащего с университетским образованием в британской армии и на флоте, как правило, происходит гораздо быстрее и успешнее, чем у такого же военнослужащего, но без университетского образования.

Исторически сложилось так, что небольшая по площади территории Великобритания очень часто на мировой арене решает проблемы стратегического масштаба. По этой причине британские вооруженные силы нередко действуют за пределами страны. При этом исторический опыт этой страны показал, что обязательная военная служба ей не подходит. Британское военно-политическое руководство считает, что система военной службы по призыву очень дорогая в смысле расходов на подготовку военнослужащих, которые будут служить сравнительно короткий промежуток времени. Военная техника постоянно становится все более сложной и высокотехнологичной. Обучать работе на ней призывника, который через десять лет все забудет, а еще через десять лет такой техники уже и вовсе может не быть на вооружении, не совсем эффективно. Профессиональные же вооруженные силы развиваются постоянно. И все время сохраняют высокую боевую готовность и необходимый уровень подготовки.

Личному составу британской армии традиционно присущи такие качества, как высокий профессионализм, психологическая устойчивость, физическая выносливость, умение вести боевые действия в любое время суток, в сложных климатических условиях, хорошее знание своего оружия, вера в его боевую мощь, в военное, моральное превосходство и в «особое предназначение» своей армии.

По оценкам зарубежных военных экспертов, британское командование располагает одними из лучших по качеству солдатами и офицерами. Однако отмечается, что нынешнее поколение военнослужащих является продуктом компьютерно-телевизионной эпохи. Это означает, что сегодняшний британский солдат в какой-то степени нежнее духом, чем его предшественники, больше избалован благами современной цивилизации и больше нуждается в том, чтобы его успокаивали и хвалили.

На современном этапе комплектование вооруженных сил и подготовка личного состава рассматривается британским военным командованием как важнейшая составная часть военного строительства, имеющая своей главной целью обеспечение потребностей всех видов вооруженных сил в обученном, высококвалифицированном личном составе как в мирное, так и в военное время.

По оценкам западных специалистов, в современных условиях единственным приемлемым путем создания вооруженных сил, способных успешно решать любые боевые задачи (наряду с разработкой для них высокоэффективных средств вооруженной борьбы), является постоянное совершенствование методов комплектования военного контингента и привлечение самых передовых технологий для обучения и поддержания высокой боевой готовности отдельных военнослужащих и целых подразделений.

Офицерский корпус готовится в военно-учебных заведениях центрального подчинения и видов вооруженных сил. В Сандхерстском военном училище сухопутных войск готовятся кадровые офицеры и офицеры краткосрочной службы младшего и среднего командного звена. Туда принимаются лица в возрасте 17,5—25 лет, окончившие среднюю общеобразовательную школу и имеющие хорошие или посредственные показатели в учебе, а также студенты университетов и выпускники школ, заключившие контракты с командованием сухопутных войск, которое последние два года оказывает учащимся финансовую поддержку.

Поступающие на общих основаниях в течение четырех дней проходят военно-врачебный осмотр и сдают вступительные экзамены в комиссии по набору кадровых офицеров. В первый день абитуриенты экзаменуются письменно в форме ответов на вопросы по основным международным, политическим проблемам и внутренней обстановке в стране, пишут сочинение на заданную тему в течение 45 минут. Во второй день они обязаны пройти тесты на проверку интеллектуальных способностей, показать умение вести открытые дискуссии в течение 40 минут. Затем проводятся индивидуальные собеседования с членами комиссии. Кроме того, определяются выносливость, ловкость и реакция кандидатов. В третий день выявляются командирские задатки в управлении небольшим подразделением, проведении пятиминутного занятия в качестве руководителя. В ходе четвертого устанавливается уровень физической подготовки.

Преимущественное право при поступлении в Сандхерстское военное училище имеют выпускники Велбекского специализированного технического колледжа, существующего на дотации министерства обороны и предназначенного для подготовки технических специалистов сухопутных войск. Срок обучения в нем два года. Учащиеся (150 человек в возрасте 16—17,5 лет) углубленно изучают химию, физику и математику. Они освобождаются от сдачи вступительных экзаменов в училище. После окончания колледжа выпускники проходят курс общей военной подготовки (семь месяцев) и направляются в учебные центры родов войск и служб для специализации (в инженерную службу и войска связи — по 26%, артиллерийско-техническую службу — 16%). От учащихся не требуют обязательств по службе в армии. После обучения в училище и года службы в войсках выпускники Велбекского колледжа направляются для дальнейшего повышения знаний в Кембриджский университет или Шривенгемский военно-научный колледж.

Студенты университетов заключают контракт на службу в кадровом составе сроком не менее пяти лет. После двухмесячной подготовки в Сандхерстском военном училище (проводится в период учебы в университете) они получают временное звание «лейтенант» и денежное содержание на период учебы. Выпускники университета возвращаются в училище в качестве офицеров-слушателей и проходят курс военной подготовки. Затем им вручается направление в войска для прохождения службы в соответствии с контрактом.

Учащиеся средних школ заключают контракты за два года до окончания учебного заведения. В этом случае военное ведомство оплачивает обучение и оказывает им поддержку в других областях. В период учебы школьники занимаются в системе вневойсковой подготовки молодежи. Добровольное участие в армейских сборах предусматривает дополнительное финансовое вознаграждение. После окончания училища офицеры этой категории обязаны прослужить в вооруженных силах не менее трех лет. К такой форме обучения могут привлекаться также студенты средних технических и специализированных колледжей, политехнических институтов, молодые рабочие.

На краткосрочную ограниченную службу (4—18 месяцев) привлекается, как правило, молодежь, окончившая среднюю школу и не поступившая в университеты или институты. Молодые люди в возрасте 18—20 лет подписывают соответствующий контракт, обучаются в течение трех недель на курсах общей военной подготовки в Сандхерстском военном училище и, получив временное звание «второй лейтенант», направляются в войска или штабы. Пребывание в резерве после окончания службы в армии контрактом не предусматривается.

На должности офицеров краткосрочной службы (три — восемь лет) привлекаются в основном выпускники средних школ или высших учебных заведений, пользовавшиеся в период учебы финансовой поддержкой военного ведомства.

Технические и инженерные должности специальной кадровой службы занимают в основном гражданские специалисты в возрасте 22—29 лет. После обучения в Сандхерстском военном училище они направляются в войска и штабы.

Для подготовки сержантов и уорент-офицеров в сухопутных войсках создано пять профессионально-технических колледжей. В колледжи принимаются юноши в возрасте 16—17 лет, успешно прошедшие собеседование и тестирование.

В сухопутных войсках развернуто также пять учебных частей по подготовке сержантов в качестве младших командиров и специалистов (в так называемых «юношеских батальонах»). Срок обучения 15—16 месяцев с последующей специализацией, а также с продолжением общеобразовательной программы полной средней школы.

Колледжи и учебные части, помимо военной специальности, дают общеобразовательную подготовку и гражданскую профессию. Диплом об окончании данных учебных заведений имеет силу и вне армии. Выпускники, достигшие 18 лет, заключают контракт на девять лет службы с последующим пребыванием в регулярном резерве или на 22 года без нахождения в нем.

Основная обязанность сержантов — обучение рядового состава, поддержание дисциплины и порядка в частях на уровне, предполагающем прежде всего безоговорочное выполнение личным составом всех приказов. Сержанты также выполняют некоторые задачи по идеологической подготовке солдат, проводят значительную часть занятий по боевой подготовке с личным составом подразделений.

Исходя из весомости выполняемых сержантским составом задач и роли его в поддержании высокой боеготовности, командование вооруженных сил Великобритании придает исключительно важное значение подбору кандидатов в эту категорию. Звание сержантов присваивается лучшим рядовым в возрасте до 33 лет, проявляющим командирские или высокие технические способности, доказавшим свою благонадежность и прослужившим в армии не менее шести лет. С точки зрения требования благонадежности, поиск кандидатов — не столь уж трудное дело: помогают полицейские досье, да и сами сержанты, не желающие принимать в свои ряды разного рода «вольнодумцев». Помимо всего прочего, кандидаты в сержанты из числа рядовых должны иметь хорошую аттестацию командира, а также обеспеченных родителей, если не в момент назначения, то хотя бы в прошлом. Часто бывает так, что сержанты являются представителями целых сержантских династий. При всех равных шансах преимущество отдается тем, кто прошел перед вербовкой в вооруженные силы предварительную подготовку в различного рода молодежных военизированных организациях.

В целях привлечения в ряды сержантского состава наиболее способных и лояльных военнослужащих используется система материального стимулирования. Действенность ее весьма ощутима. Денежные оклады сержантов значительно выше окладов рядового состава, а порой и младшего офицерского, Так, например, сержант, прослуживший в армии более 10 лет, получает больше, чем начинающий службу офицер.

Отбор и производство сержантского состава командование осуществляет в строгом соответствии со штатным расписанием подразделений, частей и кораблей. Существует система зачетов по общеобразовательной подготовке на одну, две, три ступени ниже уровня средней школы, сдав которые получают свидетельства первого, второго и третьего класса. Сдав зачеты по самой низшей категории, можно стать сержантом и уже самому выступать в роли наставника. Нужно признать, что низкий общеобразовательный уровень не мешает сержантам, проявляя ревностное отношение к выполнению служебных обязанностей, приобретать высокие военно-профессиональные качества, хорошо знать штатную технику и вооружение. Этому же способствует, как правило, и большой стаж службы в вооруженных силах.

Подбор кандидатов в сержанты осуществляется командирами частей, само же назначение на должность и присвоение званий (до штабсержанта и ему равных включительно) производится командующими военными командованиями по представлению непосредственных начальников. Продвижение по службе и в звании зависит от вакантных должностей, личных качеств сержанта и его способностей, связанных с очередной должностью и званием.

Сами по себе звания сержантского состава подразделяются на постоянные, временные и местные. Что такое постоянное звание — вполне понятно. Временные присваиваются в том случае, когда военнослужащий занимает должность с высшей штатной категорией не менее месяца. Оплата тогда производится в соответствии с временным званием. В отличие от постоянных, временные звания не сохраняются при переводе на другую должность. На период учений, маневров или других подобных обстоятельств, когда возникает необходимость в сержантах сверх имеющегося штата, кандидатам из числа рядовых могут присваиваться так называемые звания. Происходит это обычно с разрешения старшего командира в звании не ниже бригадира с целью повышения авторитета сержантского состава. Эти звания не оплачиваются и не сохраняются после проведения мероприятий.

Все вновь назначенные на ту или иную должность сержантского состава, независимо от уже имеющегося у них опыта, проходят подготовку в школах родов войск и служб и на различных специальных курсах усовершенствования при частях или соединениях. На курсах по стрелковому оружию с трехнедельным сроком обучения сержанты повышают свои навыки владения оружием и получают инструкторско-методические навыки по проведению занятий с личным составом взвода. Соответствующие курсы созданы при школе артиллерии, в учебном центре бронетанковых войск, в военно-инженерной школе, школе связи и т. д. Во время обучения в частях формирование политических взглядов и настроений сержантского состава осуществляется на плановых занятиях и информациях по военной истории, проблемам международного положения, основам ведения современного боя, педагогике, психологии и другим дисциплинам. Не забывает командование британских вооруженных сил и о том, что сержанты проводят занятия по идеологической подготовке рядового состава. Для обучения сержантов и совершенствования ими навыков идеологического воздействия на подчиненных в рамках службы просвещения созданы специальные центры армейского просвещения.

Кастовость сержантского состава проявляется не только в служебных привилегиях, но и в их обособленности во внеслужебное время. Причем в данном случае они оказываются равно удалены как от рядового, так и от офицерского состава. Это проявляется, например, в создании отдельных клубов-столовых и общежитий для сержантов. Клубстоловая организуется, как правило, в каждой части и учебном центре. Все сержанты части являются членами своего клуба, куда новички принимаются только на общем собрании. Каждый новичок платит вступительный, а затем и ежемесячный взнос. При этом капралам и солдатам доступ в клуб-столовую запрещен.

Практически никогда не бывают здесь и офицеры. Они могут посещать его по приглашению или в порядке выполнения служебных обязанностей. Основную ответственность за порядок в клубе несут командиры частей.

В соответствии с уставом сержантам запрещается иметь какие-либо личные отношения с рядовыми, особенно если это касается финансовых вопросов. При обращении к сержантам (старшинам рот, батарей, полков) младшие по званию обязаны называть их так же, как и офицеров, — «сэр». Офицер, в свою очередь, обращаясь к сержанту, называет его «мистер».

Столь тщательно подбираемые, подготавливаемые и оберегаемые от влияния извне сержанты составляют опору британских вооруженных сил.

Основным средним учебным заведением военно-воздушных сил, в котором готовятся офицерские кадры, является Крануэллский авиационный колледж. Отбор кандидатов осуществляется в центре комплектования военно-воздушных сил личным составом, где работают две комиссии. Одна набирает летчиков и штурманов, а другая — специалистов наземных технических служб и службы тыла. Испытания длятся три дня и включают проверку физического состояния, тестирование, собеседование, групповые сборы. Поступившие в Крануэллский авиационный колледж проходят основной курс подготовки в течение 18 недель, затем специальный продолжительностью один — два года.

Особое внимание командование британских ВВС уделяет привлечению на военную службу выпускников университетов, технических факультетов институтов и колледжей. Студенты и абитуриенты высших учебных заведений проходят отборочную комиссию на общих основаниях. Зачисленные в ВВС обучаются на трехмесячных курсах в Крануэллском авиационном колледже (студенты, как правило, в период летних каникул, абитуриенты во время подготовки к вступительным экзаменам). После окончания курсов студентам присваивается временное первичное офицерское звание «пайлот-офицер», и они продолжают учебу в своих учебных заведениях. При этом обязательным условием является посещение занятий университетских авиационных эскадрилий, организуемых в рамках вневойсковой подготовки молодежи. Теоретические семидневные занятия проводятся в зимние и пасхальные каникулы, а также в течение месяца в летние каникулы. Выпускники гражданских высших учебных заведений дальнейшую подготовку в течение 18 месяцев проводят во временных званиях в Крануэллском авиационном колледже, а затем, после присвоения постоянного офицерского звания, обучаются на курсах специализации в одном из шести учебных центров ВВС.

Основным учебным заведением военно-морских сил является Дартмутский военно-морской колледж «Британия», где готовятся офицеры. Набор в него осуществляется в течение трех дней отборочной комиссией ВМС, работающей в одном из учебных центров. Абитуриенты на общих основаниях сдают письменные экзамены, проходят тестирование, собеседование, медицинское обследование и контроль физической подготовки. Срок обучения для курсантов со средним образованием составляет три года.

Инженерно-технический состав военно-морских сил готовится в Манадонском военно-морском инженерном колледже в течение трех лет или комплектуется из числа выпускников инженерных факультетов различных гражданских высших учебных заведений. После заключения контрактов перед получением офицерского звания «младший лейтенант» эти лица проходят курс общей подготовки в течение 12—18 месяцев.

Подготовка рядового состава всех видов вооруженных сил организуется в учебных центрах видов вооруженных сил, родов войск и служб, куда добровольцев отбирают специальные комиссии. Для рядовых в зависимости от специальности и рода войск существуют две основные возрастные категории при поступлении на военную службу: «молодой солдат» (16—17 лет) и «взрослый солдат» (18—30 лет). От молодых солдат требуется письменное согласие родителей или опекунов. Курс для новобранцев по программам «молодой солдат» и «взрослый солдат» складывается из двух этапов: начальное военное обучение в центрах (6—12 месяцев) и специализация в войсках (шесть месяцев и более). В первом главными являются физическая, строевая, огневая, тактическая и общеобразовательная подготовка. Затем изучается избранная военно-учетная специальность.

Всем молодым солдатам предоставлено право досрочно уйти из армии в течение первых шести месяцев службы без уплаты штрафа. После указанного срока досрочное расторжение обязательств предусматривает выплату денежного штрафа, сумма которого оговаривается в контракте.

Опыт Великобритании показывает, что добровольный способ комплектования вооруженных сил на контрактной основе является чрезвычайно сложным процессом, связанным с решением целого ряда политических, военных, социальных, экономических, демографических и других проблем. Одновременно кардинально изменяются подходы к способам подготовки рядового и сержантского состава, требующие (наряду с резкой их интенсификацией) использования новейших методов обучения, основанных на самых передовых технологиях и достижениях науки и техники.

Основой организации и обеспечения функционирования добровольных вооруженных сил являются специальные законы, регламентирующие деятельность органов государственной исполнительной власти, министерств, ведомств, организаций, конкретных должностных лиц по созданию условий для набора добровольцев на военную службу в требуемом количестве. Для Великобритании это особенно актуально в настоящее время, когда численность вооруженных сил страны стала неуклонно падать в связи с использованием британских контингентов войск в Ираке и Афганистане.

За 2004—2006 гг. сложилась такая ситуация, когда сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы стали испытывать недостаток в личном составе и по этой причине полностью не укомплектованы. В конце 2006 г. Счетная палата Великобритании изучила положение дел в вооруженных силах и пришла к выводу — в войсках не хватает людей, а армии, авиации и флоту все труднее нанимать рекрутов. Численность армии за два года снизилась на 4 тыс. человек, что немало, учитывая, что в сухопутных войсках всего насчитывается более 100 тыс. человек. К тому же, армия лишь на треть укомплектована военными фельдшерами. Военно-морскому флоту, основе ядерных сил Великобритании, не хватает 29% подводников различных специальностей. В целом по вооруженным силам некомплект составляет 5 тыс. человек[3].

По мнению британских военных специалистов, это связано с одновременным участием вооруженных сил в конфликтах в Ираке и Афганистане и с планами их финансирования. Предлагается пересмотреть основы финансирования, дать вооруженным силам больше денег и в целом улучшить условия службы. Без этого, по мнению Счетной палаты, армии и флоту становится все сложнее на рынке труда соперничать с частным сектором, который, естественно, заинтересован в инженерах, врачах, программистах, водителях и т. д.

По этой причине министерство обороны Великобритании придает большое значение взаимодействию центров карьеры ВС, информационных (вербовочных) пунктов с гражданскими учебными заведениями и всеми возможными кандидатами для службы в вооруженных силах. Оно старается привлекать в ряды армии, авиации и флота молодых, профессиональных и амбициозных британцев. В прайм-тайм на национальных телеканалах идут ролики, призывающие вступать в ряды армии и флота. Военное командование приглашает подростков и студентов посмотреть, как работают и живут в войсках. Военнослужащие имеют возможность пройти программы обучения и профессиональной переквалификации в гражданских вузах.

Престиж армии представляет собой убедительный аргумент и для временной службы, и для карьерных военных, которые формируют ядро армии и задают своеобразную систему координат. При этом упор делается на то, что в британском — как, впрочем, и любом другом — современном обществе, где отсутствуют стандарты мужественности, только армия способна предложить идеал мужчины. Вооруженные силы по-прежнему имеют свои незыблемые традиции, мало изменившиеся за прошедшие столетия и присущие многим народам с самой разнообразной культурой: принадлежность к особой группе людей, руководствующихся высокими принципами, настоящее мужское братство, честь и взаимовыручка, военная романтика, стремление сделать в жизни что-то значимое, служить благородной цели, уйти от повседневной серости и посредственности. Армия позволяет по-настоящему испытать себя. Отслужившему в армии уже нет необходимости что-то доказывать, служба все расставила по своим местам.

Кадровые военнослужащие находятся полностью на обеспечении государства, они знают, что после выхода в запас им гарантировано существенное пенсионное довольствие и обеспеченное существование, то есть достойная жизнь. Их денежное содержание ниже, чем-то, что они могли бы иметь при прочих равных условиях в гражданском секторе. Однако военная карьера делается в первую очередь ради престижа, а не только материального вознаграждения. Необходимо добиваться уважение сослуживцев и боевых соратников.

Молодые люди проходят через армейскую систему, приобретая верные принципы и ценности, дисциплину, профессиональные навыки, и узнают много нового о себе и жизни. В этом возрасте такой жесткий и насыщенный период обучения на многих оказывает самое положительное формирующее влияние. Материальные аспекты — в особенности оплата обучения — играют существенную роль. Для многих контрактников это также единственный способ добиться чего-нибудь в жизни.

Одной из составляющих деятельности органов военного управления являются информационно-рекламные мероприятия, обеспечивающие комплектование войск добровольцами, пригодными к военной службе, обладающими качествами, необходимыми для выполнения функциональных обязанностей в современных условиях.

Потребность в развитии рекламного дела в интересах национальной обороны вызывается действием рыночных механизмом, регулирующих экономические процессы. Главным объектов военно-рекламного воздействия является молодежь, в работе с которой действует принцип: чем раньше удастся установить «доверительные, партнерские» отношения с юношей, тем больше шансов привлечь его на добровольную военную службу.

С помощью средств военной рекламы решается широкий круг задач: популяризация армейской жизни, повышение престижа военной службы, формирование привлекательного образа вооруженных сил, воспитание у молодежи чувства патриотизма, а у военнослужащих — гордости за принадлежность к вооруженным силам.

Развитие рекламы в значительной мере зависит от финансовых ресурсов, а также от квалификации и опытности специалистов информационно-рекламных служб, центров карьеры и вербовочных пунктов. Немаловажное значение имеет взаимодействие между органами военного управления, ведающими вопросами информационно-рекламной деятельности и соответствующими информационными центрами, с одной стороны, и организациями, занимающимися военно-профессиональной ориентацией и отбором граждан на военную службу — с другой.

В вооруженных силах Великобритании вопросам проведения информационно-рекламной работы, направленной на привлечение молодежи на службу, уделяется достаточно большое внимание. Об этом свидетельствует, в частности, разнообразие средств и методов, используемых с целью обеспечения качественного комплектования воинских должностей. Кроме традиционных средств, таких, как газеты и журналы, радио и телевидение, возрастающее значение в рекламных мероприятиях приобретает Интернет.

Следует отметить умение выпускать такую рекламную печатную продукцию, которая помогает молодым людям быстро и осознанно принять решение о выборе гражданской или военной профессии. Доходчивость и убедительность публикуемых в печати информационно-рекламных материалов имеют подчас решающее значение в этом вопросе. В качестве примера можно привести ежемесячный журнал «Солдат» (Soldier), который специализируется на освещении тем, представляющих интерес прежде всего для молодежи. Очевидно, что наиболее привлекательной является публикуемая в нем информация о размере денежного содержания различных категорий военнослужащих, надбавках к нему, предоставляемых им льготах, мерах по социальной защищенности, условиях проживания, досуга и отдыха. А также сведения о воинских специальностях, сходных по классам с гражданскими профессиями. Впечатляют, например, опубликованные в виде сопоставления данные о доходах, льготах и социальных гарантиях военнослужащих и гражданских лиц, находящихся на сходных должностях. Примечательно, что информационно-рекламные статьи, как правило, иллюстрируются красочными фотоснимками.

Финансирование информационно-рекламных мероприятий далеко не всегда осуществляется равномерно и стабильно. В 90-е гг. прошлого века, когда с комплектованием вооруженных сил в Великобритании не было проблем, наблюдалось значительное сокращение расходов на эти цели. Только в конце 90-х положение в этой области начало выправляться и в последнее время стало более устойчивым. Значительное влияние на финансирование оказывают возрастающие требования к качеству лиц, отбираемых на военную службу, и положение на рынке труда, в частности, ситуация, связанная с занятостью населения, отчего во многом зависят возможности по обеспечению комплектования воинских должностей.

В последнее время агитационные бригады британских ВВС постоянно приглашают школьников на военные аэродромы, где для них проводят зрелищные полеты боевых самолетов, знакомят с экипажами и авиационными специалистами с целью убедить вступить в ряды военно-воздушных сил. Кроме того, проводятся лекции в школах, распространяются агитационные материалы, организуются экскурсии в боевые части. Все это проводится под лозунгами: «Мы проводим не рекламную кампанию, а хотим познакомить вас с жизнью и деятельностью военных летчиков», «В небе человек испытывает те чувства, которые на земле он испытать просто не может. Это чувство полета, это просто неописуемо, нужно попробовать еще раз», «Никогда гражданские самолеты не сравнятся с теми возможностями, которые испытывает человек при пилотировании боевого самолета»[4].

В целом информационно-рекламная деятельность британских вооруженных сил обусловливается влиянием многих факторов, важнейшими из которых являются социально-экономическое положение страны, состояние ее государственного бюджета, отношение общественности и молодежи к военной службе, а также опыт комплектования воинских должностей на основе добровольно заключаемых контрактов.

Серьезные изменения в профессиональной занятости женщин в конце XX в. и активное развитие феминистского движения в развитых странах стали одной из главных причин активного участия женщин в военно-профессиональной деятельности как форме жизненной и социальной самореализации.

Родиной феминизации является Англия. Именно здесь в 1653 г. появились первые женские военные госпитали, персонал которых составили жены солдат. Такие госпитали были рассчитаны на 350 раненых, а в штате состояли 29 женщин. Уже тогда при поступлении на военную службу с женщинами заключали контракт, в котором четко излагались их функциональные обязанности в соответствии с воинской специальностью и определялись размеры их денежного содержания. Согласно английскому законодательству, в каждой роте было предписано иметь не более шести женщин.

Наиболее крупным формированием является женский Королевский вспомогательный корпус ВМС. В 1917—1919 гг. в составе британских вооруженных сил были сформированы Женские королевские военновоздушные силы, Королевский вспомогательный корпус и Женский легион секции автотранспорта в количестве 100 тыс. человек. Впервые в мире женщины наравне с мужчинами без профессиональных ограничений стали выполнять воинские обязанности. Именно в это время женщин начали принимать как полноправных военнослужащих не только в службы обеспечения, но и в боевые части1.

Современные британские вооруженные силы уже немыслимы без представительниц прекрасного пола. В обществе произошел пересмотр стереотипов, связанных с социальной активностью женщин. По этой причине все заинтересованные британские структуры занимаются их вербовкой как потенциальных кандидатов для службы в вооруженных силах.

Активная деятельность многочисленных вербовочных пунктов, центров карьеры ВС, а также агрессивная реклама призыва на военную службу вкупе с британским законодательством стали причиной того, что Великобритания является единственно индустриально развитой страной, принимающей на военную службу молодежь с 16 лет. Примечательно, что вербовка 16- и 17-летних солдат в британские вооруженные силы увеличивается в тот момент, когда ВС испытывают трудности в комплектовании своих штатов военнослужащими старших возрастов[5][6].

По сообщениям пресс-службы министерства обороны Великобритании, количество желающих служить в британской армии возросло в 2005 г. на 9%. В 2005/06 финансовом году (1 апреля 2005 по 31 марта 2006 г.) число кандидатов для службы в ВС возросло на 1060 человек по сравнению с 2004/05 г. Число новобранцев в вооруженных силах страны за 2005 г. составило 11 460 человек.

Повышение интереса к службе в армии объясняется масштабной агитационной кампанией среди молодежи. В то же время министерство обороны сталкивается с вызовами на рынке набора новобранцев, в частности, из-за стабильной экономической ситуации и жесткой конкуренции со стороны других работодателей. Кроме того, все больше молодых людей выбирают для себя получение высшего образования вне рамок вооруженных сил. По данным министра обороны «теневого» кабинета оппозиционной Консервативной партии Великобритании Марка Харпера, за 2005 г. число военнослужащих, уволившихся со службы в армии, составило 14 тыс. человек, и в реальности численность сухопутных войск сократилась на полторы тысячи, несмотря на увеличение набора1.

Военное руководство Великобритании вынуждено признать, что с войной в Ираке и Афганистане связан и нынешний кризис с набором добровольцев. Даже британский парламент выразил озабоченность острой нехваткой военнослужащих на ключевых должностях в вооруженных силах, которая вынуждает министерство обороны сокращать время для обучения солдат и офицеров и увеличивать сроки их пребывания в командировках.

Нет сомнения, что британским вооруженным силам была отведена большая роль в военной операции против Ирака в 2003 г. и в последующей деятельности многонациональных сил в этой стране.

20 марта 2003 г. южная группировка коалиционных сил, основу которой составляли британские части и подразделения 3-й бригады морской пехоты при поддержке трех фрегатов и боевых вертолетов ВМС Великобритании, развернула наступательные действия по овладению полуостровом Фао и стратегическим портом Умм-Каср на юге Ирака. 6 апреля 2003 г. британские войска вошли в Басру — второй по величине иракский город. В этот период численность британской группировки в Ираке была максимальной и составляла 46 тыс. военнослужащих.

После окончания активных боевых действий численность британских войск регулярно снижалась: 18 тыс. человек (май 2003 г.), 10 тыс. (октябрь 2003 г.), 8,6 тыс. (май 2004 г.), 8,5 тыс. (май 2005 г.). В мае 2006 г. на родину была отправлена очередная партия британских солдат и офицеров (700 человек). Таким образом, в настоящее время Великобритания располагает вторым по численности иностранным воинским контингентом в Ираке (7200 военнослужащих), который составляет основу многонациональной дивизии («Юго-Восток»). Британская группировка представлена здесь штабом, частями и подразделениями 20-й бронетанковой бригады. С учетом ротации к настоящему времени через Ирак прошло уже более 80 тыс. солдат и офицеров[5][8].

Как и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 г., британские военнослужащие вновь доказали, что они в состоянии вести эффективные боевые действия, проявляя при этом высокий профессионализм и морально-волевые качества. Британской армии традиционно присущи хорошая боевая выучка, психологическая устойчивость, физическая выносливость, умение вести боевые действия в любое время суток, в сложных климатических условиях, хорошее знание своего оружия и боевой техники, уверенность в военном и моральном превосходстве над противником.

По оценкам военных специалистов, на протяжении длительного периода после Второй мировой войны британские вооруженные силы считались одними из лучших в Европе. В то же время отмечается, что в плане морально-психологической готовности нынешнее поколение военнослужащих уступает своим предшественникам, что объясняется в основном его большей зависимостью от современных благ цивилизации. Военная операция коалиционных сил в Ираке подтвердила это мнение, в очередной раз высветив как значение морального фактора при ведении боевых действий, так и определенные проблемы с ним в королевских вооруженных силах. И хотя уровень морально-психологической готовности военнослужащих к выполнению боевых задач оставался в центре внимания объединенных сил в ходе всего периода подготовки и проведения военной операции против Ирака, военному командованию не удалось преодолеть воздействие ряда факторов, способных негативно влиять на степень психологической устойчивости военнослужащих и в целом на морально-психологическую ситуацию в войсках.

Главным среди них по-прежнему остается влияние на поведение военнослужащих боевого стресса, продолжительных физических и психологических нагрузок. Как показала вторая иракская кампания, боевой стресс в значительной степени повлиял на уровень моральнопсихологической готовности британских военнослужащих. Согласно данным министерства обороны Великобритании, около 1,5% отслуживших в Ираке военнослужащих возвращаются домой с серьезными психическими расстройствами. Так, из 1333 обратившихся к врачам участников иракской войны более 600 получили посттравматический синдром «в результате активного личного участия в боевых действиях». Еще около 200 военных приобрели этот синдром, став свидетелями жестокости и многочисленных смертей. Некоторые из пострадавших указывали на то, что не получили адекватного лечения и им была оказана лишь минимальная психиатрическая помощь[9].

Завершение коалиционными силами фазы активных боевых действий в Ираке и переход к операции по стабилизации привели к появлению новых факторов, оказывающих негативное влияние на моральнопсихологическое состояние британской группировки. Важнейшим среди них является активизация действий подпольных групп оппозиции в Ираке, в результате которых коалиционные силы практически каждый день несут потери. Так, по данным на конец июня 2006 г., общие потери личного состава вооруженных сил Великобритании с момента вторжения в Ирак достигли 113 человек (за этот же период в Ираке погибло более 2250 американских военнослужащих и около 100 военнослужащих других стран — партнеров по коалиции). Согласно официальной статистике, из всех британских военнослужащих, умерших в Ираке с марта 2003 г., 84 были убиты в ходе боевых действий, еще 24 скончались от болезней, травм, несчастных случаев и других инцидентов, не связанных с боевыми действиями, еще 5 официально считаются погибшими, хотя их тела не были найдены. В ходе операции получили ранения 230 британских военнослужащих1.

Снижение уровня морально-психологического состояния британских войск, связанное с участием в войне с Ираком, отчетливо проявляется в росте самоубийств среди военнослужащих, дезертирства и психологических срывов, выражающихся в неоправданной жестокости по отношению к местному населению. Военные специалисты отмечают негативное влияние подобных случаев не столько на положительный образ вооруженных сил, сколько на моральное состояние военнослужащих, особенно действующих в районах боевых столкновений, которые подсознательно должны учитывать возможную угрозу судебного преследования на родине.

Испытываемые британскими солдатами стрессы и психологические нагрузки, связанные с операцией в Ираке, привели к обострению многих болевых точек вооруженных сил, и в первую очередь к резкому росту дезертирства. По данным парламентских дебатов, с момента начала войны в Ираке (в марте 2003 г.) из британской армии дезертировало более тысячи солдат и офицеров. Некоторых дезертиров удалось взять под стражу, однако избежать ареста, согласно официальным данным, удалось примерно 900 военнослужащим, покинувшим армию без объяснения причин. Министерство обороны по этому поводу заявило, что не может проследить «какую-либо тенденцию» в этой проблеме, однако цифры свидетельствуют об однозначном росте дезертирства. Именно после начала военной операции в Ираке число дезертиров в британских вооруженных силах утроилось. В 2002 г. дезертиров было 118, в 2005 г. — 377, а весной 2006 г. эта цифра составила 189 человек[10][11].

В попытке преодолеть нехватку военных специалистов командование ВС предпринимает неординарные меры, которые зачастую вызывают негативную реакцию самих британских солдат и офицеров. Так, королевские ВМС объявили о смене политики адмиралтейства в отношении лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Было заявлено, что до сих пор отношение флота к представителям секс-меньшинств, которым фактически было запрещено как-либо проявлять свою ориентацию, оставалось «нездоровым». Теперь оно будет намного более «дружественным». Среди конкретных проявлений новой политики флота стало разрешение заключать нетрадиционные браки на борту корабля и участвовать в гей-парадах в военной форме.

Снижение морально-психологического состояния военнослужащих проявилось и в том, что за последние годы значительно возросло потребление наркотиков в британской армии. Количество британских военнослужащих, употребляющих наркотики, увеличилось за последние пять лет в полтора раза и достигло рекордно высокого уровня. Всего в ходе проведенного в конце 2005 г. выборочного специального обследования у более чем 1000 военнослужащих было выявлено наличие в крови запрещенных наркотических средств. Признаки потребления кокаина, героина и экстази обнаружены у 520 солдат и офицеров. Аналогичная проверка в конце 2004 г. выявила наличие в крови наркотиков класса «А» у 350 военнослужащих. За последние 10 лет количество новобранцев, пойманных при употреблении сильнодействующих наркотиков, увеличилось в 15 раз.

Одной из важнейших причин нынешнего ухудшения моральнопсихологического состояния британских вооруженных сил является отсутствие общественной поддержки проводимой политики в Ираке. Средства массовой информации постоянно критикуют действия британского правительства. В июне 2006 г. министр обороны Джон Рид даже выступил с резким заявлением, назвав прессу главной проблемой армии. Глава военного ведомства пожаловался, что британским солдатам в настоящее время приходится гораздо труднее, чем во времена Второй мировой войны. По его словам, британская армия сталкивается с такими трудностями, с которыми ей никогда прежде не приходилось иметь дело. Все это не может не сказываться на эффективности взаимодействия центров карьеры вооруженных сил, информационных (вербовочных пунктов) с гражданскими учебными заведениями и кандидатами для службы в ВС.

  • [1] Проверка практикой www.management.web-standart.net/.
  • [2] На другой конец света — в любой момент www.redstar.ru/2004/1217/.
  • [3] Британии не хватает солдат, матросов и военврачей www.newsway.info/.
  • [4] Школьников зовут в небо www.news.ntv.ru/.
  • [5] Леди в доспехах www.owl.ru/content/.
  • [6] ООН осудила Великобританию за призыв на военную службу подростков www.lenta.ru/world/.
  • [7] Леди в доспехах www.owl.ru/content/.
  • [8] Война в Ираке подломила боевой дух британских солдат www. vpk-news.ru/.
  • [9] Война в Ираке подломила боевой дух британских солдат www. vpk-news.ru/.
  • [10] Дезертиры ее королевского величества www. vpk-news.ru/.
  • [11] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой