Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субъекты административного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Правовые нормы, касающиеся ограничения прав личности, чаще всего носят… Читать ещё >

Субъекты административного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Понятие и сущность административно-правового статуса человека и гражданина

Этимологическое значение слова «статус» определяется от латинского status, т. е. положение, состояние. Соответственно статус субъекта в социальном понимании характеризует его положение в обществе. Правовой статус (legal status), как урегулированное правовыми нормами положение субъекта в обществе, отражает совокупность юридически закрепленных (легальных) компонентов, отражающих взаимоотношения субъекта с другими субъектами, и проявляющихся в виде прав, различных правовых возможностей, обязанностей, ответственности.

Правовой статус человека и гражданина как субъекта административного права является самым большим по объему прав и обязанностей. Определение правового статуса человека и гражданина в Российском Федерации является одним из основных направлений правового регулирования, отражающего идею о «служении» права и государства обществу, личности, человеку. Статья 2 Конституции РФ закрепляет это положение: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

В большинстве стран мира сформулированный в ст. 2 Конституции РФ принцип является общепризнанным, подтверждением чего является его закрепление в важнейших актах международного права, принятых Организацией Объединенных Наций и Европейскими организациями[1].

Несомненно, Россия идет по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области. Так, в 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина[2], которая стала основой для ныне действующей Конституции РФ.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т. д., является в Российской Федерации субъектом права всех его отраслей, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ, и здесь важное место занимают и нормы административного права.

Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).

Среди провозглашенных в Конституции РФ основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20), на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).

Провозглашая права личности, Конституция РФ определяет для личности и определенные обязанности, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Вместе с тем Конституция РФ устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения прав личности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Правовые нормы, касающиеся ограничения прав личности, чаще всего носят административно-правовой характер. Так, например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции лишь при наличии оснований, предусмотренных определенными административно-правовыми нормами, в частности, при розыске правонарушителя, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса — это статус гражданина Российской Федерации. Итак, каждый гражданин, являясь субъектом административного права, обладает своим, конкретно-определенным административно-правовым статусом.

Административно-правовой статус гражданина включает в себя: 1) правовой статус личности, о нем речь шла выше; 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Определяющие административно-правовой статус гражданина нормы административного права устанавливают следующие права и обязанности: возможность участия в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), право на объединение (ч. 1 ст. 30), право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Данная группа норм, в основном, закрепляет права на участие граждан в государственной и общественной жизни государства в целом. Далее идут нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 36), и др. Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на изменение фамилии, имени, отчества, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество и др.

Физическое лицо, развиваясь, приобретает сначала статус личности, затем гражданина, и после к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Социальный статус закрепляет возможности гражданина заняться конкретной профессиональной трудовой деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т. д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т. е. сверх правового статуса личности и гражданина. В Российской Федерации насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, закрепленный в основном нормами трудового и административного права. Выделяют правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т. д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина включает в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. К этой категории относятся, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т. д. Для занятия избранным делом им необходимо получить официальный документ, причем для каждого особого статуса субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Итак, общий административно-правовой статус гражданина можно образно представить в виде «матрешки», когда в статус человека (личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем и самый маленький по объему прав и обязанностей — особый статус. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.

Определенными особенностями характеризуется административноправовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ.

С определенными изъятиями на территории РФ они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане России, если иное не оговорено законом.

Итак, существуют определенные ограничения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства: 1) они не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления, 2) не несут воинской обязанности, 3) не могут занимать служебные должности, если только это не предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом, 4) им не могут быть проданы земельные участки, 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользованием информацией, составляющей государственную тайну, 6) и только к ним может быть применена такая мера административного наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).

Профессор С. С. Алексеев в рамках теории государства и права очень точно отметил, что «контакты, которые возникают между государством и индивидом, взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида»[3].

От характера политического режима, экономической основы государства, особенностей исторического развития и уровня культуры общества, национальных традиций и многих других обстоятельств зависит правовое положение личности. В правовой статус личности включены два аспекта: человек в гражданском обществе и гражданин в сфере политической жизни. Эти аспекты предполагают рассмотрение личности как человека и как гражданина и, соответственно, наделяют личность правами человека и правами гражданина.

Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут»[4].

Человеку, безусловно, отводится автономное поле деятельности, как считает Е. А. Лукашева, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы[5]. Права же гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой правои дееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также с выполнением возложенных на граждан обязанностей.

Кроме того, отметим, что не все права и обязанности человека и гражданина производим от его конституционного правового статуса. Есть такие права и обязанности, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционному регулированию положения человека и гражданина в Российской Федерации. К их числу относятся, например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

В литературе встречаются и иные подходы к классификации элементов административно-правового статуса человека и гражданина. Например, А. В. Корепина, применив для этого концепцию профессора Г. Еллинека, являющегося представителем немецкого юридического позитивизма, сформулированную им еще в 1905 г.[6], выделяет в структуре рассматриваемого административно-правового статуса:

  • • свободу личности, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни отдельные граждане;
  • • возможности государственной защиты прав и свобод личности;
  • • возможности свободного участия гражданина в публичной жизни, формировании и осуществлении государственной власти;
  • • особый (специальный) правовой статус гражданина[7].

Административно-правовой статус человека и гражданина определяется объемом и характером административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность представляет собой признаваемую возможность личности быть субъектом административного права, а также способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Если основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, то ряд прав, особенно в сфере государственного управления, лицо приобретает позже. Точно также некоторые права для гражданина прекращают свое существование еще до его смерти. Например, после достижения определенного возраста гражданин не может состоять на государственной службе.

Административная правоспособность в ряде случаев связана с возрастом, состоянием здоровья, образованием, другими факторами и обстоятельствами, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития лица, наличия у него необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности отдавать отчет своим действиям, предвидеть их возможные последствия и др.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Под административной дееспособностью понимают способность лица своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности, предусмотренные административноправовыми нормами, и нести юридическую ответственность за свое поведение.

Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод, реализуемых всеми граждан (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения, распространяющиеся на более ограниченный круг лиц (призыв на военную службу[8]).

Итак, административно-правовой статус гражданина России есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность граждан, которые обеспечивают его участие в управлении делами государства и удовлетворение его публичных и личных интересов именно благодаря деятельности государственных органов.

Административно-правовой статус гражданина включает в себя следующие элементы:

  • — весь объем прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;
  • — гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

В правовых актах РФ не отождествляется правовой статус человека и гражданина Российской Федерации, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ. В данном контексте следует обратить внимание и на определение роли органов исполнительной власти и местного самоуправления в формировании и реализации административно-правового статуса гражданина. В пределах предоставленной компетенции они:

  • — издают правовые акты, определяющие содержание административно-правового статуса гражданина;
  • — реализуют их исполнение;
  • — содействуют гражданам в реализации их субъективных прав;

— осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Выделяют следующие особенности административно-правового статуса граждан.

Во-первых, его сложный комплексный характер и соотношение с нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.

Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).

В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица, а в других случаях он формируется вопреки его желанию.

В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает:

  • • права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности);
  • • права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам);
  • • права и обязанности конкретных индивидов (например, лица, являющегося беженцем или вынужденным переселенцем). Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) устанавливает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом права личности, причем правовые нормы, ограничивающие права личности, обычно носят административно-правовой характер.

Таким образом, можно констатировать, что административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс юридических прав, юридических обязанностей, запретов, ограничений, гарантий и юридической ответственности, закрепленных административно-правовыми нормами.

В современном мире при возросшей миграции населения в некоторые особо развитые страны, одной из которых является и Российская Федерация, постоянно прибывает достаточное количество мигрантов, которые по разным причинам не приобретают гражданства государства пребывания[9], их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и норм международного права[10]. Поводами же к увеличению миграционных потоков служат природные катаклизмы, политическая ситуация в некоторых странах и стремление найти иной регион с лучшими возможностями для пропитания и обустройства, а также развитие широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры[11].

  • [1] Например, Советом Европы 4 ноября 1950 г. была принята Европейская конвенцияо защите прав человека и основных свобод.
  • [2] Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920;1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина».
  • [3] Подробнее см.: Алексеев С. С. Теория государства и права: учебник для вузов.3-е изд. М.: Издательство «Норма», 2005.
  • [4] Подробнее см.: Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М. :Издательская группа НОРМА — ИНФРА, 1999.
  • [5] Там же.
  • [6] См.: ЕллинекГ. Общее учение о государстве. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1908.
  • [7] Подробнее см.: Административное право России: курс лекций: В 2 ч. / под ред.С. А. Старостина. М.: Московская государственная юридическая академия, 2010. Ч. 1.
  • [8] Подробнее см.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  • [9] См. об этом: Бондарь Е. О. Взаимодействие России и Испании по вопросам международной и внутренней безопасности: монография. М.: Моек, ун-т МВД России имениВ. Я. Кикотя, 2018.
  • [10] См. об этом: Бондарь Е. О., Смирнова В. В. Правовые проблемы привлечения трудовых ресурсов на Дальний Восток // Современное право. 2018. № 6. С. 37—41.
  • [11] См. об этом: Бондарь Е. О. Некоторые направления миграционной политикиРФ (на примере сотрудничества миграционных служб Беларуси и России) // Административное и административно-процессуальное право: актуальные проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2006. С. 46—49.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой