Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы проблемы организации предметной среды как условия развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развивающая предметная среда детства, предлагаемая С. Л. Новоселовой: это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности. Основными её элементами являются: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др… Читать ещё >

Теоретические основы проблемы организации предметной среды как условия развития игровой деятельности детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметная среда как условие развития детей дошкольного возраста

На развитие и формирование личности человека воздействуют три рода факторов: наследственные задатки, социальная среда и воспитание. К внешним факторам относится, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда.

Среда в образовательном учреждении является частью среды обитания человека вообще и ребенка, в частности. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его. Вот почему, прежде чем рассматривать, что собой представляет организованная предметно — развивающая среда, в которой находится ребенок, следует обратить внимание на то, как понимается среда, в которой человек живет, современными учеными, так как среда всегда должна соотноситься с тем, на кого она обращена, т. е. с человеком [16].

В трудах В. П. Алексеева, С. Н. Глазычева, Л. В. Максимовой, Д. Ж. Марковича, Н. Ф. Реймерса и др. представлен анализ среды обитания и её составляющих, условия адаптации человека к среде и характер взаимодействия, многообразное влияние среды на человека и особенно на ребенка.

Так, определяя среду человека, Л. В. Максимова отмечает, что это сложное образование, включающее целый ряд взаимосвязанных между собой компонентов природного и социального характера [20].

Признавая сложный, многокомпонентный характер среды, Д. Ж. Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется деятельность человека [21: 31.]. Он выделяет две главные части среды — природную, куда включает живую и неживую природу и социальную, которая состоит из общества (люди, общественные отношения) и культуры (материальной и духовной).

Н.Ф. Реймерс выделяет весьма значимые компоненты природной и социальной среды. Социальную среду он характеризует как культурно — психологический климат, создаваемый людьми и определяемый их взаимосвязью, взаимовлиянием и взаимодействием в процессе жизнедеятельности человека. В составе природной среды ученый выделяет созданные природопреобразующей деятельностью людей компоненты («культурные ландшафты», растения, домашние животные и др.). Сюда же он относит предметы и объекты, созданные людьми (транспортные средства, предприятия различного назначения, «вещную среду» и т. п.). Н. Ф. Реймерс подчеркивает, что природная и социальная среда тесно взаимосвязаны. И среда не может при исключении одной из составляющих быть полноценной, целостной средой обитания и жизнедеятельности человека [34].

Г. М. Андреева, рассматривая среду, выделяет четыре подсистемы: 1) «природная среда»; 2) «вторая природа» (модификация природной среды, преобразованной людьми: домашние животные, комнатные растения); 3) «третья природа» (искусственный мир созданный человеком: «очеловеченная природа» — мебель, транспорт); 4) социальная среда. Совокупность природных и социальной подсистем образует то, что называется «жизненной средой», которая прямо или косвенно влияет на развитие личности, отражая её интересы, потребности, вкусы и т. д. [2].

Д.С. Лихачев подчеркивал значение среды обитания для человека, выделяя в ней природную и культурную её составляющие части. Он писал: «Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы» [19: 116].

Р.С. Немов трактует среду как совокупность внешних условий и факторов, среди которых рождается, живет и развивается организм. Эти условия и факторы имеют большое значение для нормального развития детей [26: 73.].

Таким образом, мы видим, что, несмотря на разнообразие компонентов включаемых в понятие среда, все авторы сходятся во мнении, что среда является сложным, многоплановым и многоаспектным явлением, которое влияет на развитие личности человека.

В работах Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой, С. М. Новоселовой, В. А. Петровского, М. Н. Поляковой среда, в которой живет и развивается ребенок дошкольного возраста, рассматривается в качестве одного из важнейших факторов формирования его личности.

Огромное значение окружающей ребенка среде — природной, социальной и материальной — придавал детский врач и педагог Е. А. Аркин, подчеркивая, что эта среда является необходимым условием физического воспитания детей, укрепления и охраны их здоровья [4].

Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где и в каком окружении он растет — монотонном, однообразном, стандартном или разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся [18].

Развитие человека — очень сложный процесс, протекающий под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живущему и растущему организму.

Развитие — процесс и результат количественных и качественных изменений в психике человека, которые характеризуют её переход от низших к высшим уровням; цель и результат воспитания [43: 208].

На воспитательное значение среды, в которой живут дети, указывали Н. Н. Иорданский, А. В. Суровцева, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер, и многие другие, большое внимание уделяя материалам и оборудованию детских садов. Е. А. Флерина подчеркивала, что включение ребенка в преобразование окружающей обстановки является фактором формирования творческой активности ребенка, способствует развитию воображения.

Среда является условием умственного воспитания, так как выполняет информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Кроме того, предметно-пространственное окружение, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности, вводит в активную познавательную деятельность [4].

Итак, среда как предметное, природное и социальное окружение, в котором живет и развивается ребенок, всегда рассматривалась педагогами и психологами в качестве одного из важнейших факторов формирования личности ребенка, при условии, если она будет иметь развивающий характер.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Развивающая предметная среда — система материальных объектов деятельности ребенка предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной, в том числе, и игровой деятельности ребёнка [32: 43].

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов, овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д.

Таким образом, среда развития ребенка, обеспечивающая разные его активности (умственную, игровую, физическую и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности ребенка [30].

Предметная развивающая среда — одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. При этом условие — это обстоятельство от которого что-нибудь зависит; в нашем случае обстановка в которой происходит, осуществляется что-то [44: 839].

Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду отражены в Государственном образовательном стандарте. Одним из трех основных компонентов Государственного стандарта дошкольного образования являются — требования к среде развития ребенка. Это связано со спецификой дошкольного возраста, т.к. источником знаний социального опыта и развития ребенка являются взрослые и среда пребывания ребенка [30]. Деятельность ребенка дошкольного возраста зависит от того как, устроена предметно-пространственная организация его жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и как они расположены [38].

Проблема предметно-материальной среды выступает как важнейшая составная часть современной педагогической концепции. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что предметная среда должна быть именно развивающей и должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка. Создание интерьера помещений, оборудования и игрушек должно базироваться на научных принципах — своеобразной «эргономики детства». Требуется более гибкое и вариативное использование пространства в детском саду.

На основании «Концепции дошкольного воспитания» была разработана «Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении» (В.А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л.П. Стрелкова). Согласно позициям В. А. Петровского, «непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми» [31:. 15].

Основные положения, которые отражаются в принципах построения развивающей среды в ДОУ: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; активности; стабильности — динамичности развивающей среды; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости и закрытости; учета половых и возрастных различий детей. Подробная характеристика принципов построения развивающей среды представлена в приложении 1.

Таким образом, стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Цель — содействовать становлению ребенка как личности, обеспечение его психологического здоровья. Этому способствует учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Создание условий для эстетического и нравственного развития личности, её гуманизации способствуют проявлению творческих, художественных способностей ребенка. Ребенок является полноправным партнером в условиях сотрудничества. Поэтому среду, построенную с учетом рассмотренных принципов, можно назвать развивающей. При этом следует отметить, что как показывает практика, педагоги ДОУ испытывают трудности в реализации всех принципов. Это связано с рядом объективных и субъективных причин: объективные причины — планировка помещений не предусматривает сложных пространств — типовое проектирование: традиционно прямоугольные или квадратные помещения групп; несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей и нехватка средств для приобретения нового полифункционального оборудования; выполнение нормативов СанПиНа по расстановке столов и кроватей не позволяет эффективно использовать помещения спален, не помогает реализации личностно ориентированной модели в образовании. Субъективные — воспитатель для поддержания порядка в группе перестает привлекать внимание детей к материалам, представленным в «оформленных» уголках, или вводит дополнительные удобные для него правила их использования, например, запрет на перемещение игрушек, что не способствует возможности творческого использования материалов и оборудования, но создаёт иллюзию порядка [6].

Несколько другой подход к организации развивающей предметной среды ДОУ представлен в работе С. Л. Новоселовой [27], который основывается на представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития. Согласно позициям этого автора «развивающая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу» [28].

В концепции разработанной С. Л. Новоселовой, развивающая предметная среда определена как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Развивающая предметная среда детства, предлагаемая С. Л. Новоселовой: это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности. Основными её элементами являются: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на участке детского сада [28].

В концепции построения среды, обоснованной С. Л. Новоселовой, определены требования к развивающей предметной среде ДОУ:

  • — система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности (создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, но при этом учитывать особенности развития других ее видов);
  • — соответствие предметной среды возможностям ребенка, т. е. создание через предметную среду зоны ближайшего психического развития (Л. С. Выготский);
  • — соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка, т. е. содержать как консервативные компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию (Н. Н. Поддъ-яков);
  • — предметная среда, в которой действует ребенок, должна быть для него неисчерпаема, информативна, удовлетворять потребности ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении.

Таким образом, В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова в своей работе Построение развивающей среды в дошкольном учреждении предлагают концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в современной системе дошкольного образования. Авторы концепции убедительно доказывают, что окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для его развития. И, прежде всего, она должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

С.Л. Новоселова выделяет элементы предметно-развивающей среды и рассматривает понятие «предметно-игровая среда» как составляющую «развивающей предметной среды», определяет принципы её организации и состав. Новым является принцип свободы достижения ребенком своего права на игру, ориентация на зону ближайшего развития. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования, указывает автор, формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Предметно-игровая среда предусматривает: подбор и размещения игрушек (детализированных и условных), игровых модулей, макетов, предметов-заместителей, разных игровых атрибутов с учетом особенностей развития игровой деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства и формирование у детей тех или других игровых действий с этими игровыми материалами. Особенности развития игровой деятельности детей в дошкольном возрасте представлены в следующем параграфе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой