Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Наименование (название) СМИ, товарный знак, фирменное наименование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наименование СМИ может конфликтовать не только с товарными знаками и фирменными наименованиями, но также и с другими видами средств индивидуализации: знаками обслуживания и коммерческими обозначениями. В целом же при возникновении конфликта между правом на название СМИ и исключительным правом на товарный знак или фирменное наименование следует руководствоваться положениями п. 6 ст. 1252 ГК РФ… Читать ещё >

Наименование (название) СМИ, товарный знак, фирменное наименование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Право на название является едва ли не более значимым, чем право на имущество редакции. С названием, как правило, связаны имидж издания, его рейтинг, круг постоянных авторов, читателей, рекламодателей и партнеров, а также права на денежные средства, собранные в ходе подписки, и соответствующие обязательства перед подписчиками.

Как известно, ст. 20 Закона о СМИ обязывает решать вопрос о передаче и (или) сохранении права на название в уставе редакции. Казалось бы, широта выбора здесь безгранична. Однако не нужно забывать, что исключительные права на средства индивидуализации продукции входят в имущественный комплекс организации, осуществляющей выпуск СМИ, как нематериальные активы. И никто не вправе произвольно отобрать эти права. Правда, наименования СМИ не тождественны таким более традиционным видам средств индивидуализации, как товарные знаки и фирменные наименования. Причем невозможно требовать, чтобы наименование СМИ было защищено товарным знаком или совпадало с фирменным наименованием организации, осуществляющей его выпуск. Известно, например, что каждый издательский дом выпускает как минимум несколько различных СМИ, и значит, единое фирменное наименование для них исключается, хотя сходство возможно.

В упомянутом выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 ясно сказано: «Основная функция названия средства массовой информации заключается в идентификации средства массовой информации для своей аудитории и потенциальных потребителей на рынке средств массовой информации.

…Поскольку название средства массовой информации предназначено, главным образом, для отличия его от других средств массовой информации, использование сходных до степени смешения названий может вводить в заблуждение потребителей (аудиторию) относительно продукции средства массовой информации. В этом случае защита прав лиц, обладающих правом на название средства массовой информации, осуществляется способами, предусмотренными действующим законодательством".

Хотя Верховный Суд использовал здесь слово «идентификация», близкое по значению к слову «индивидуализация», однако очевидно, что он имел в виду название СМИ в качестве средства индивидуализации. Статья 1225 ГК РФ дает исчерпывающий перечень средств индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения), расходясь в этом вопросе со Стокгольмской конвенцией 1967 г. об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Дело в том, что ст. 1225 ГК РФ говорит о средствах индивидуализации только «юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий». В свою очередь, СМИ, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, не является ни юридическим лицом, ни товаром, ни работой, ни услугой, ни предприятием, а лишь «формой периодического распространения массовой информации». Вот почему ст. 1225 ГК РФ не препятствует выводу о том, что название СМИ есть средство его индивидуализации, как имя человека является средством индивидуализации физического лица.

В случае конфликта между названием СМИ и товарным знаком следует по аналогии закона применять п. 6 ст. 1252 ГК РФ, который гласит: «Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее». Здесь видим ясное указание на способы борьбы с попытками рейдерского захвата СМИ с помощью специально зарегистрированных для этого товарных знаков.

Отличие наименования СМИ от словесного товарного знака состоит, во-первых, в том, что продукция СМИ совсем не обязательно является товаром. Средства индивидуализации здесь нужны прежде всего для того, чтобы различать не товары, а источники информации и мнений, направления общественной мысли и практики.

Во-вторых, согласно ст. 1478 ГК РФ обладателем исключительного знака на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В то же время Закон о СМИ признает право учреждать СМИ и за объединениями граждан, которые — в соответствии, например, с Федеральным законом «Об общественных объединениях» — совершенно не обязаны регистрироваться и таким образом приобретать права юридического лица. Часть 4 ст. 3 упомянутого Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит: «Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица». Причем зарегистрированные общественные объединения имеют право «учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность», а незарегистрированные — «свободно распространять информацию о своей деятельности» (ст. 27). Впрочем, ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ признает право учреждать СМИ за любыми объединениями граждан, кроме тех, чья деятельность запрещена по закону.

В-третьих, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ гарантирует право на информацию каждому, а не только тем физическим лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Свобода массовой информации рассматривается как международным правом, так и внутригосударственным законодательством как гражданское и политическое право человека, а не как экономическая свобода. Следовательно, тем гражданам, которые не являются индивидуальными предпринимателями и учреждают СМИ без цели извлечения прибыли, законодательство об интеллектуальной собственности не поможет защитить право на название путем регистрации его в качестве товарного знака.

В-четвертых, срок действия регистрации товарного знака ограничен десятью годами, тогда как регистрация СМИ, а значит, и правовая охрана его наименования бессрочны.

В-пятых, права на товарный знак могут быть утрачены в случае, если он не используется в течение пяти лет, тогда как свидетельство о регистрации СМИ может быть признано судом недействительным, если СМИ не выходит более одного года.

В-шестых, основания к отказу в регистрации товарного знака и в регистрации СМИ, а следовательно, в закреплении приоритета на его название, совершенно различны. В отличие от Закона о СМИ законодательство о средствах индивидуализации различает абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарного знака.

В то же время следует отметить и определенное сходство в правомочиях обладателя исключительных прав на товарный знак и учредителя СМИ. И тот, и другой имеют исключительное право пользоваться и распоряжаться своим средством индивидуализации, а также запрещать его использование другими лицами.

Судебная практика знает немало примеров конфликтов товарных знаков и наименований СМИ. Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, при рассмотрении подобных конфликтов должны учитываться законодательные нормы о порядке регистрации СМИ, поскольку именно с момента регистрации возникают право на название и недопустимость регистрации другого СМИ с тем же названием, т. е. защита названия. «Название средства массовой информации используется для его индивидуализации и исходя из этой функции к нему может быть применено также положение статьи 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (20.03.1883), предусматривающее его защиту… Более того, судам следовало учесть, что в случае, если различные средства индивидуализации оказываются тождественными или сходными до степени смешения, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее». Таким образом, владелец товарного знака не вправе запрещать использовать спорное обозначение лицу, которое добросовестно его применяло для индивидуализации своего зарегистрированного СМИ до даты приоритета товарного знака. При этом владелец прав на название СМИ не вправе расширять объем использования спорного обозначения после регистрации товарного знака[1].

Следовательно, в подобных ситуациях суд, во-первых, должен определить, какое средство индивидуализации появилось в обороте раньше: наименование зарегистрированного СМИ или зарегистрированный товарный знак. Во-вторых, суд должен выяснить, является ли наименование СМИ известным в стране. Если издание зарегистрировано, начало выходить до момента подачи заявки на регистрацию товарного знака и имеет известность среди населения, то суд имеет основание полагать, что в данном случае налицо попытка недобросовестной конкуренции, а значит, должен отдать предпочтение тому, кому принадлежит название СМИ.

Правовая категория наименования (названия) СМИ имеет некоторые черты сходства и различия также с правовой категорией фирменного наименования. Примечательно, что ст. 1473 ГК РФ однозначно связывает фирменное наименование только с коммерческими организациями. Однако, как уже отмечалось выше, свобода массовой информации относится не к экономическим правам, а к гражданским свободам. Вот почему гражданину, вознамерившемуся учредить СМИ или взять на себя функции редакции СМИ, совсем не обязательно учреждать коммерческую организацию, если его деятельность, конечно, не имеет целью извлечение прибыли.

На практике многие юридические лица, осуществляющие производство и выпуск СМИ, учреждаются в организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Естественно, они заинтересованы в том, чтобы иметь исключительные права на использование своих наименований. Это предусмотрено п. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который гласит: «Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования». Однако ни закон, ни подзаконные акты ничего не говорят о порядке регистрации наименований некоммерческих организаций. В этой ситуации приведенную выше норму закона следует толковать в том смысле, что исключительное право на наименование возникает с момента государственной регистрации некоммерческой организации.

Это, однако, не дает оснований для отождествления наименования некоммерческой организации с фирменным наименованием. Таким образом, остается открытым вопрос: входит ли исключительное право на наименование в состав имущества некоммерческой организации в качестве нематериальных активов? Правда, некоммерческая организация, являющаяся учредителем СМИ, как обладатель исключительных прав на наименование СМИ вполне может заключить договор на использование этого наименования другим лицом, исходя при этом из принципа свободы договора, допускающего заключение договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Наименование СМИ может конфликтовать не только с товарными знаками и фирменными наименованиями, но также и с другими видами средств индивидуализации: знаками обслуживания и коммерческими обозначениями. В целом же при возникновении конфликта между правом на название СМИ и исключительным правом на товарный знак или фирменное наименование следует руководствоваться положениями п. 6 ст. 1252 ГК РФ, согласно которому преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Единственная проблема, которая неизбежно возникает при применении данной нормы, предопределена тем, что исчерпывающий перечень объектов интеллектуальной собственности (ст. 1225 ГК РФ) не указывает наименование (название) СМИ в качестве одного из видов средств индивидуализации. Правда, это преодолевается ссылкой на ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, согласно которой фирменное наименование, понимаемое в силу ст. 1 в самом широком смысле, охраняется во всех странах-участниках без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Закон о СМИ (ст. 20) предусматривает, что в уставе редакции должна быть определена судьба названия в случае смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности СМИ, ликвидации, реорганизации или изменения организационно-правовой формы редакции. Следовательно, журналистский коллектив, принимая устав редакции, и учредитель, утверждая устав, могут установить согласованные правила, касающиеся наименования СМИ. Например, они могут закрепить право журналистского коллектива давать согласие на передачу исключительных прав на использование названия третьему лицу. Журналистский коллектив может и сам претендовать на получение исключительных прав на использование наименования СМИ (в порядке, предусмотренном уставом редакции), поскольку, как отмечалось выше, Закон о СМИ признает право учреждать СМИ не только за юридическими и физическими лицами, но также и за объединениями граждан, в том числе не имеющими юридического лица.

Впрочем, вопрос о судьбе права на название решается в Законе о СМИ далеко не однозначно. Существует неявная зависимость между упомянутыми выше положениями, касающимися содержания устава редакции, и требованиями ч. 4 ст. 18 этого закона, которая устанавливает: «Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей». Отсюда вытекает, что учредитель вправе передать исключительное право на использование наименования только таким образом, а не любым, определенным в уставе редакции.

Более того, в ч. 4 ст. 18 указываются последствия ликвидации или реорганизации организации-учредителя, которые также влияют на решение судьбы права на наименование СМИ. Здесь закреплено, что права и обязанности учредителя в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Однако ГК РФ в данном вопросе корректирует Закон о СМИ в той части, в какой речь идет именно о гражданско-правовых отношениях.

Если наименование СМИ рассматривать как некий административный, регистрационный атрибут СМИ, то следует руководствоваться нормой Закона о СМИ. Если же исходить из понимания наименования СМИ как особого вида средств индивидуализации, то необходимо применять нормы гражданского законодательства. Тогда в случае реорганизации учредителя право на название переходит к его правопреемнику в силу требований ст. 58 ГК РФ. В случае же прекращения деятельности учредителя в результате его ликвидации, право на название может перейти к редакции или журналистскому коллективу, но не в силу правопреемства, а во исполнение обязательств учредителя, если таковые будут зафиксированы в уставе редакции или договоре между редакцией и учредителем.

  • [1] См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 № 7288/08 по делу № А40−8298/07−67−89.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой