Расчет наименьших радиусов кривых в плане и продольном профиле проектируемой автомобильной дороги
Определим, какие значения радиусов кривых в плане обеспечат видимость в ночное время с учетом ухудшения ее за счет неподвижного закрепления фар и сокращения длины участка, освещенного фарами, с уменьшением радиуса. Радиус, при котором видимость поверхности проезжей части будет соответствовать расчетному расстоянию видимости, может быть вычислена по формуле где — расстояние видимости поверхности… Читать ещё >
Расчет наименьших радиусов кривых в плане и продольном профиле проектируемой автомобильной дороги (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Кривые в плане. Наименьший радиус кривой в плане:
где — расчетная скорость движения, км/ч;
— коэффициент поперечной силы;
— поперечный уклон проезжей части (для цементобетонных и асфальтобетонных ровных покрытий =0,02).
Устойчивость автомобиля при движении по кривой зависит от принятого значения коэффициента поперечной силы, которое должно удовлетворять одновременно требованиям безопасности (отсутствие возможности опрокидывания и заноса автомобиля при мокром покрытии),.
комфортабельности движения и ограниченного повышения расхода топлива и износа шин. При этом движение автомобиля рассматривается на наружной относительно центра кривой полосе движения. В этом случае формула (1.22) имеет в знаменателе один знак:
Коэффициент поперечной силы определяется отношением равнодействующей активных сил (составляющие массы автомобиля и центробежной силы), приложенной к центру тяжести автомобиля и стремящейся опрокинуть или сдвинуть автомобиль по покрытию, к весу автомобиля. В площади контакта шин с дорожным покрытием возникают поперечные реактивные силы, направленные к центру закругления. Отношение равнодействующей этих сил к весу автомобиля называют коэффициентом поперечного сцепления. Коэффициент сцепления зависит от состояния покрытия, скорости движения, строения поверхности покрытия, конструкции и размера шин и многих других факторов.
В СССР при расчете наименьших радиусов в плане рассматривают движение автомобиля по мокрому чистому покрытию. При этом коэффициент поперечного сцепления принимают в качестве основного критерия и формула радиуса кривых в плане имеет вид:
За расчетное значение коэффициента поперечного сцепления принимают =0,050,10.
После подстановки и вычислений имеем: для автомобильной дороги III категории.
Учитывая частые случаи гололедов, уклон виража принимаем равным 40‰, а величину коэффициента поперечного сцепления 0,16. Изменяя знак, перед поперечным уклоном и подставляя принятые значения, получим радиусы, при которых необходимо устройство виража.
Определим, какие значения радиусов кривых в плане обеспечат видимость в ночное время с учетом ухудшения ее за счет неподвижного закрепления фар и сокращения длины участка, освещенного фарами, с уменьшением радиуса. Радиус, при котором видимость поверхности проезжей части будет соответствовать расчетному расстоянию видимости, может быть вычислена по формуле где — расстояние видимости поверхности дороги, определяемое по формуле, м;
а — угол расхождения пучка света фар, градусы (= 2°).
Принимая ранее вычисленные значения и подставляя их в формулу (1.25), получим:
для автомобильной дороги III категории (= 140 м).
В случае применения сопряженных обратных круговых кривых наименьших радиусов между концом одной кривой и началом соседней с ней кривой обратного направления необходима прямая вставка, длина которой не должна быть меньше длины отгона виража и длины переходной кривой (из расчета размещения на прямой вставке половины длины отгона или половины длины переходной кривой одного закругления и соответствующих половинок другого закругления).
При расчете принимаем:
для автомобильной дороги III категории при раздельном вращении проезжих частей вокруг внутренней кромки с учетом.
b=7,0 м.
Следовательно, длина прямой вставки из условия размещения отгона виража должна быть не менее28 м соответственно.
Длина переходной кривой
где х — расчетная скорость движения, км/ч;
I— нарастание центробежного ускорения при движении автомобиля на участке переходной кривой (принимаем равным 0,5 м/с3);
R — наименьший радиус кривой, м.
Подставляем известные значения:
Сравнивая полученные значения, приходим к, выводу, что длина отгона виража следует увеличить до длин переходной кривой и принять длину прямой вставки между обратными круговыми кривыми соответственно 40 м.
Для полученного значения переходной кривой и минимального радиуса кривого в плане вычисляем параметр переходного кривого:
=209,8?210 м Сравнивая это значение с минимально допустимым значением параметра, которое вычисляем по формуле :
(так как параметр, то параметр 210 м может быть принят для проектирования).
Кривые в продольном профиле. Радиус вертикальных выпуклых кривых определяем из условия обеспечения видимости поверхности дорожного покрытия:
где S1— расстояние видимости поверхности дороги (см. задание 1.7), м;
d — высота глаза водителя легкового автомобиля над поверхностью дорога (d=l, 2 м).
Радиус вертикальных вогнутых кривых определяем из условия обеспечения видимости поверхности проезжей части дороги, так как фары автомобиля на вогнутых кривых малых радиусов освещают поверхность покрытия лишь вблизи автомобиля и необходимое расстояние видимости может быть не обеспечено:
где S1— расстояние видимости поверхности покрытия, м;
hф— высота фар легкового автомобиля над поверхностью проезжей части (hф = 0,75 м);
б— угол рассеивания пучка света фар (=2°).
После подстановки известных значений получим: для автомобильной дороги III категории.
Округляя это значение в большую сторону, соответственно принимаем 4500 м.
В исключительных случаях радиусы вертикальных вогнутых кривых назначают из условия ограничения центробежной силы. За критерий принимают самочувствие пассажира и перегрузку рессор.
С учетом приведенных требований величину радиуса вертикальных кривых определяем из выражения где храсчётная скорость движения, км/ч.
Технико-эксплуатационные показатели дороги.
№ п/п. | Параметры дороги. | Единицы измерения. | Показатель. | ||
По ГОСТ. | По расчету. | Принимаем. | |||
Расчетная интенсивность движения. | авт./сут. | 1000−3000. | |||
Основная расчетная скорость. | км./час. | ||||
То же, допустимая на трудных участках. | км./час. | ||||
Число полос движения. | шт. | ||||
Ширина полос движения. | м. | 3,5. | 3,17. | 3,5. | |
Ширина проезжей части. | м. | 6,34. | 7,0. | ||
Ширина обочины. | м. | 2,5. | 2,5. | 2,5. | |
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины. | м. | 0,5. | 0,5. | 0,5. | |
Ширина земляного полотна. | м. | 11,34. | |||
Наибольшие продольные уклоны основные. | %. | ; | |||
Наименьшие радиус кривых в плане. | м. | ||||
Наименьший радиус в продольном профиле: Выпуклых кривых. | м. | ||||
Вогнутых кривых из условия видимости в ночное время. | м. | ||||
Вогнутых кривых из условия ограничения перегрузки рессор | м. | ||||
Расстояние видимости: | м. | ||||
поверхности дороги. | |||||
встречного автомобиля. | |||||
боковой. | ; |