Типы ораторов, характер выступления, выработка индивидуального стиля.
Требования к внешнему виду.
Работа над техникой речи
Одним из самых необходимых качеств является чувство уверенности в правильности предъявляемой позиции. Оно возникает в результате искренней веры в то, о чем человек говорит, и безупречного знания предмета речи. Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке) Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание… Читать ещё >
Типы ораторов, характер выступления, выработка индивидуального стиля. Требования к внешнему виду. Работа над техникой речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.
Оратор эмоционально-воодушевленного типа.
Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции.
Особенности и наиболее характерные недостатки:
Нередко оратор впадает в ложный тон, ложный пафос. Часто они некритически заимствует ораторские приемы у других ораторов.
Их речь может выглядеть недостаточно убедительно. Это зависит от аудитории.
Они нередко уклоняются от истины, т.к. ее изменение гиперболизирует факты (субъективизм в оценке) Нередко этот тип ораторов прибегает к неконкретным приемам речи, чтобы привлечь внимание аудитории.
Оратор объективно-реалистического типа (оратор эрудит) .
Особенности и рекомендации:
Обязаны постоянно следить за новейшей литературой, обновлять информацию.
Избегать излишних ссылок и цитирования.
Не затрагивать тем «не по плечу» .
Избегать фраз общего содержания.
Не впадать в многословие.
Уметь синтезировать, обобщать материал, выделять главное.
Оратор здравого смысла .
Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.
Оратор, мыслящий вслух (сократовский тип) .
Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты «за» и «против» .
Особенности и недостатки:
Оратор часто теряет мысль.
Самая «сильная» речь (адвокатская) .
Зависимость типа ораторского выступления от стиля мышления.
Различают три стиля мышления:
Дискурсивный интуитивный ассоциативный Дискурсивный — последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью.
Интуитивный (умозрительный) — афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят.
Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских философов.
Ассоциативный — законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов.
Задачи оратора во вступлении:
- · привлечь внимание слушателей («реклама» в соответствии с современной терминологией);
- · настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи («вербовка союзников»);
- · готовить почву для разработки темы («презентация темы»).
«Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.».
Издревле нравственному облику оратора придавалось очень большое значение. Как мы уже неоднократно отмечали, особенности оратора (его личности и поведения) играют существенную роль в деле воздействия на аудиторию. Действенность речи прямо пропорциональна добродетельности оратора, его авторитету.
Одним из самых необходимых качеств является чувство уверенности в правильности предъявляемой позиции. Оно возникает в результате искренней веры в то, о чем человек говорит, и безупречного знания предмета речи.
Одно из важнейших качеств оратора — дружелюбие. Оно проявляется в выражении лица, глаз, тональности, интонациях. И если оратор искренне положительно настроен на общение с аудиторией, даже когда собирается говорить о не очень приятных для слушателей вещах (например, о недопустимости того или иного поведения в коллективе), если в его речи не звучит раздраженность, нет оскорбительных интонаций, лицо «разглажено», а глаза «не мечут молнии», то разговор состоится и состоится по существу, по мысли, а не на уровне отрицательных эмоций.
Внешний облик и манера поведения
Позаботьтесь о приятном фоне. Самый благоприятный фон для публичного выступления — темно-синий занавес… Позади вас должен быть минимум мебели, каких-либо других предметов… Не рекомендуется выступать на фоне цветов… Перед началом выступления лучше не показываться публике… Не берите в свои руки организацию и управление, пока все не будет готово и вас не объявят — пусть обо всем заботится организатор… Лучше всего стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной…
Поэтому одно из важнейших дел оратора — продумать свой внешний вид, от которого тоже в немалой степени зависит, как сложится общение.
Обычно все пособия по риторике предлагают выступать исключительно в деловом костюме. Здесь опять важно напомнить, что требования о скромности и опрятности в одежде, равно как и рекомендации о строгости в одежде, встречающиеся во всех учебниках по советскому ораторскому искусству, не имеют универсального характера, поскольку они ориентируются лишь на определенный вид публичных выступлений: лекцию, политическую и общественную речь. И в этой ситуации, действительно, все высказанные замечания совершенно справедливы. (Ср., например: «Деловой стиль одежды. Особенно это важно для женщины. Наиболее отвечает требованиям платье с длинным рукавом, самое авторитетное — серое в мелкую полоску, либо синее, коричневое, бежевое; очки в темной оправе; приближающийся к прямоугольнику силуэт. У мужчин — это темный костюм.
в выборе одежды и внешнего вида нужно руководствоваться (как впрочем и во всех других случаях) соответствием ситуации и потребностям аудитории.