Психокоррекционная работа по оптимизации личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи
![Реферат: Психокоррекционная работа по оптимизации личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи](https://westud.ru/work/6928081/cover.png)
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком (семьи, детского сада, родителей). Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л.С. Выготский.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности… Читать ещё >
Психокоррекционная работа по оптимизации личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели, задачи и содержание психокоррекционной работы
Целью психокоррекционной работы является поиск новых потенциальных возможностей личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопедического детского сада.
Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР необходимой частью коррекционно-развивающего процесса наряду с целенаправленной логопедической работой должна стать психологическая помощь, которая может осуществляться в 3-х направлениях: работа с детьми; работа с родителями; работа с персоналом.
Задачи психокоррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР:
- 1. Снижение тревожности;
- 2. Коррекция агрессивных проявлений;
- 3. Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия;
- 4. Организация эмоционального поведения детей, т. е. создание положительного эмоционального климата в группе;
- 5. Обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
- 6. Обучение анализу своего внутреннего состояния и других людей;
- 7. Развитие творческих тенденций, работа над пластикой тела;
- 8. Отработка коммуникативных навыков.
Методологической основой коррекционной работы стали труды Г С Абрамовой, Л. Ф. Бурлачук, Р. Е. Левиной, В. Н. Мясищева, Е. Н. Садовниковой, Т. Б. Филичевой и др.
Психокоррекционная работа строилась на следующих принципах:
Принцип единства коррекции и развития, означающий, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.
Принцип единства диагностики и коррекции развития. Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии, и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. Коррекция и компенсация — взаимосвязанные процессы, которые обуславливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого.
Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимание значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволял оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определялся в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.
Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (А.Н.Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.).
Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе. Предполагал организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веры в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком (семьи, детского сада, родителей). Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л.С. Выготский.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов её осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют его зону ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком наряду с другими составляющими зависит и от сотрудничества с родителями.
Психокоррекционная работа с ребенком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с детьми и их родителями, при активной роли самого ребенка.
Психологические проблемы ребенка наиболее ярко выражены в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой коррекционной работы могут быть групповые и подгрупповые занятия.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30−35 минут. Содержание и организационные формы занятия определяются в зависимости от этапа работы и конкретных задач обучения, а также от психологического настроя группы.
В структуре каждого занятия присутствуют упражнения не менее чем из четырех различных техник психологической коррекции и психотерапии.
Занятия проходят в кабинете психолога, в физкультурном зале с использованием матов, также в музыкальном зале и в групповой комнате.
Методическое оснащение занятий включает в себя:
- 1. Фломастеры, цветные карандаши, глину, кисточки, акварельные краски, бумагу;
- 2. Картинки-раскраски;
- 3. Рассказы или истории для обсуждения;
- 4. Костюмы, головные уборы для игр;
- 5. Мягкую игрушку;
- 6. Музыкальное сопровождение.
Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, но необходимо соблюдение последовательности и взаимосвязи между темами и усвоением навыков. Эффективность усвоения навыков зависит от возможности переноса их в повседневную жизнь. Поэтому важна тесная взаимосвязь между психологом, педагогами, воспитателями, родителями детей, посещающих занятия.
Каждое занятие имеет 4 этапа, на каждом из которых решаются определенные задачи. Занятия различаются по содержанию, но проводятся по единой схеме.
- 1. Ориентировочный этап. Задачи:
- — раскрепощение участников;
- — объединение их в группу;
- — установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
- — снятие негативных настроений;
- — снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
- 2. Коррекционный этап. Задачи:
- — развитие психологических процессов;
- — развитие сотрудничества, взаимной эмпатии;
- — разрядка агрессивных импульсов;
- — коррекция страхов (жадности, упрямства и т. д.);
- — развитие мимики, пантомимики у детей;
- — развитие адекватных форм проявления эмоций.
- 3. Релаксационный этап. Задачи:
- — снятие напряжения, мышечного напряжения;
- — снижение агрессивности;
- — развитие чувственного восприятия.
- 4. Заключительный этап. Задачи:
- — обсуждение занятия (подведение итогов);
- — постановка целей и задач на следующее занятие;
- — домашнее задание.
В условиях детского сада предложенная нами психокоррекционная работа использовалась при помощи следующих видов психокоррекции:
- 1. Приемы игровой психокоррекции;
- 2. Приемы элементарной библиотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
- 3. Приемы арттерапии и музыкотерапии;
- 4. Приемы гештальттерапии и телесно ориентированной психотерапии.
Рассмотрим приемы психокоррекционной работы более подробно.
Игровая психокоррекция
Это использование игры в целях коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей.
Игра — наиболее естественная форма работы с детьми дошкольного возраста, психотерапевтическое значение игр остается несомненным приемом психокоррекции личности и налаживания добротоварищеских отношений детей [51, с.19].
В мировой практике игровая психотерапия используется по многим причинам:
- — игра является для ребенка одним из основных способов познания мира;
- — игра является символической переработкой реальных впечатлений и переживаний;
- — игра это язык, который позволяет самовыражаться, общаться.
Игровая деятельность ребенка в группе — это:
- — различные ощущения и восприятие частей своего тела;
- — отношение к себе как к объекту, границы тела и личности;
- — развитие позитивного образа «Я», развитие способности к самопринятию и принятию самостоятельных решений [53, c.76].
Психокоррекционные игры проводятся воспитателями, психологом, а иногда совместно, и в основном входят в структуру психокоррекционных занятий. Игры подбираются соответственно особенностям детей, и часто робких, застенчивых детей необходимо назначать водящим (лидером), а для гиперактивных детей подбирать более спокойные игры. Игры проводятся в течение обучающего цикла каждый день и составляют не менее 20 минут.
Примеры игр, которые проводятся на психокоррекционных занятиях:
- 1. «Рыбачок и рыбки»;
- 2. «Совушка»;
- 3. «Море волнуется раз»;
- 4. «Кот и мыши»;
- 5. «Охотники»;
- 6. «Невод»;
- 7. «Колобок»;
- 8. «Воробьи-попрыгунчики»;
- 9. «Горелки»;
- 10. «Самый ловкий это ты!»;
- 11. «Брось в кольцо»;
- 12. «Не попадись на удочку».
Приемы элементарной библиотерапии
Библиотерапия — это специальное психокоррекционное воздействия на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.
Библиотерапия от обычного чтения отличается своей направленностью на те или иные состояния, свойства личности. При чтении необходимо опираться на следующие принципы:
- — степень доступности изложения;
- — сходство ситуаций в книге с ситуацией, в которой находится ребенок;
- — герой книги должен быть близок ребенку.
Библиотерапия ослабляет негативные состояния детей и усиливает положительные эмоции, восстанавливает душевное равновесие.
В ходе коррекционной работы детям читают и рассказывают такие произведения: стихотворения об игрушках А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Маяковского, «Ласточки пропали» А. А. Фета; «Маленький принц» А. Экзюпери; рассказ Н. Токмаковой «Деревья»; «Карлик нос» В. Гауфа; «Маугли» Р. Киплинга; «Дюймовочка», «12 лебедей», «Гадкий утенок» Х. К. Андерсена; «Серая шейка» Мамина-Сибиряка; «Храбрый утенок» Б. Житкова; «Лиса и журавль»; загадки, поговорки и другой материал.
В основном книги подбираются в соответствии с программой детского сада, с учетом личностных особенностей детей и их возраста.
Приемы арттерапии и музыкотерапии в психокоррекционной работе
Арттерапия — это использование средств изобразительной деятельности для решения задач психологической коррекции — наиболее приемлема в работа с детьми с общим недоразвитием речи.
Сущность арттерапии состоит в коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности. Она помогает созданию новых позитивных переживаний у ребенка с проблемами, осуществлению коррекции психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Для детей с ОНР необходимо отбирать упражнения, предполагающие несложную работу с красками, так как они испытывают трудности при вербализации своих переживаний и проблем.
С помощью занятий по рисованию дети могут освободиться от своих негативных переживаний, не вытесняя их и не выплескивая на кого-то другого, травмируя при этом окружающих.
Занятия по арттерапии проводятся в основном группой. Их проводит психолог совместно с воспитателем, часто со специальным музыкальным сопровождением. Музыка используется для того, чтобы усилить позитивные внутренние процессы у детей с ОНР.
Приемы гештальттерапии и телесно-ориентированной терапии
Упражнения, направленные на осознание собственного тела относятся к таким направлениям, как гештальттерапии, телесно-ориентированная терапия.
В рамках гештальтпсихологии душевные и телесные переживания рассматриваются как проявление одной и той же сути, поэтому терапия тела ведет к изменениям в сфере личности.
Во время упражнений дети осваивают новый опыт:
- 1. Освобождение от мышечных напряжений;
- 2. Общение и взаимодействие с проработкой невербальных навыков общения.
Работа с семьей
Самые сильные внутренние переживания и психологические травмы, а с ними и готовность к новым травмам, как правило, появляются в обстановке домашнего быта, в семье. Страдая от собственных неразрешенных конфликтов и комплексов, семья пытается втиснуть ребенка в свою систему, нанося непоправимый ущерб естественному росту ребенка и его потребности быть понятым.
В работе с детьми с ОНР могут быть использованы следующие направления психокоррекционной работы:
- 1. Гармонизация семейных взаимоотношений;
- 2. Установление правильных детско-родительских отношений;
- 3. Помощь родителей в адекватной оценке ребенка;
- 4. Обучение элементарным методам психологической коррекции.
Индивидуальная работа осуществляется в виде бесед или частично структурированного интервью с родителями ребенка. В ходе этих бесед их необходимо обучать некоторым приемам и формам поведения, которые смогут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка.
Групповые коррекционные занятия проводятся по 3 направлениям:
- 1. Гармонизация взаимоотношений между родителями и ребенком;
- 2. Гармонизация внутрисемейных отношений;
- 3. Оптимизация социальных контактов семьи.
Работа с персоналом
Особая роль во взаимоотношениях ребенка с людьми принадлежит персоналу ДОУ — педагогам, психологу. Персонал способствует сближению детей, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания.
Стиль поведения педагога бессознательно присваивается детьми и влияет на формирование личности ребенка.
Эффективность общения персонала с ребенком и его родителями зависит от готовности их принять обращенные к ним совет или замечания и адекватно на них реагировать.
Используются следующие формы работы: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование, подбор и анализ психологической и психолого-педагогической литературы.
Создание персоналом детского сада адекватных условий для организации коррекционно-развивающих мероприятий по преодолению имеющихся нарушений у детей с ОНР — одна из основных задач коррекционной работы.
Таким образом, в работе с персоналом является весьма важным психологическое просвещение, повышение личностных качеств сотрудников, кадровая обеспеченность специалистами.