Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Банник [Иванова: 1996, с. 3-5]

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, баня считалась местом обитания одного из самых злых домашних духов — банника: если домовой, амбарник, овинник могли не только навредить, но и помочь человеку в хозяйстве, то банник стремился во что бы то ни стало погубить его — задушить, содрать кожу, сунуть в каменку головой и пр. Особенную опасность банник представлял для рожениц: он подменивал ребенка на чертенка, полено, веник… Читать ещё >

Банник [Иванова: 1996, с. 3-5] (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По свидетельства «Повести временных лет» баня была известна еще славянам эпохи язычества.

Баня удовлетворяла потребность человека в чистоплотности. Ее воспринимали как удовольствие, наслаждение, надежный способ исцеления от многих болезней.

Помимо практического назначения баня имела и иное, связанное с представлением о ней как об одной из многочисленных мифологических границ, отделяющих мир живых от мира потусторонних существ — божеств и мертвых.

Отношение к бане как к нечистому, проклятому месту объясняется рядом причин. Во-первых, в условиях двоеверия баня стала осмысляться как антипод церкви: в ней не вешали икон, а идя мыться, снимали крест; вымывшись «поганой» водой, на воле обкатывались чистой.

Во-вторых, баня считалась местом обитания одного из самых злых домашних духов — банника: если домовой, амбарник, овинник могли не только навредить, но и помочь человеку в хозяйстве, то банник стремился во что бы то ни стало погубить его — задушить, содрать кожу, сунуть в каменку головой и пр. Особенную опасность банник представлял для рожениц: он подменивал ребенка на чертенка, полено, веник и пр. в момент отлучки матери.

Уберегались от банника с помощью молитв, оберегов, соблюдения правил посещения бани: «Идешь в байну, попроситься надо: «Хозяин, хозяюшка, пустите помыться, попариться на здоровьице». Намылся. Как выйти? Спиной из байны выходить надо. Когда уходишь, скажи: «Тебе на стоянье, а нам на здоровье». Если и это не помогало, перебирали банное строение «наизнанку». В основе указанных магических действий лежит представление о том, что выворачивание позволяет человеку оказаться по ту сторону мифологической границы, то есть в ином мире, стать частью последнего, благодаря чему и приобретается неуязвимость и ведовство. Соблюдение в бане указанных норм поведения спасает человека от смерти. Во избежание встречи с банником старались не ходить в баню в полночь, полдень и на четвертый пар (в это время дух бани моется сам). С этой же целью предписывалось сливать всю воду, оставшуюся после мытья, так как в ней будут мыться обдерихи.

Оберегаясь в течение года от встречи с банником, человек только в период зимних святок добровольно решался на контакт с ним. Делалось это с целью приоткрыть завесу над своим будущим: «Вообще шутить с собой банник не позволяет, но разрешает на святках приходить к нему завораживаться и по выставленному в двери заду либо бьет когтистой лапой — к беде, либо нежно гладит мягкой, как шелковой, большой ладонью — на счастье».

Бедой для человека заканчивалась встреча с банником и в том случае, если он обращался к нему за помощью: «Был такой случай. Одному очень хотелось научиться на гармошке играть. А чтобы научиться играть, надо в рождественскую ночь в баню идти. Он взял гармошку и пошел. И чудится ему, что кто-то учит его играть. Когда научился, спрашивает: „А чем мне заплатить?“ Ему говорят: „Я встану на четвереньки, а ты меня в зад пни, только посильней“. Он размахнулся, пнул со всей силы и попал в каменку. У него нога заболела, а потом ему ногу отпилили, и он стал на всех вечерах только музыканить» (Рычкова Августа Павловна, с. Вишкиль, Котельнический район Кировской области).

Внешне банник похож на домового. Перед человеком предстает либо в виде антропоморфного страшного, косматого существа, либо в виде зверька — кошки, собаки, теленка. Подобно домовому, банник оберегает свою территорию от посягательств других демонов. Все это заставляет предположить, что генетически они близки и оба восходят к культу огня.

Рассказы о духах бани преимущественно были распространены на севере России, поскольку на юге мылись не в банях, а в печах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой