Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Вся Россия — — наш сад» (образ России в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раневская и Гаев, хозяева прекрасного вишневого сада, не умеют сохранить его, заботиться о нем. Для автора сад — символ России, прекрасной и трагической страны. И Любовь Андреевна, и ее брат — добрые, по-своему милые, абсолютно непрактичные люди. Они чувствуют красоту, волшебное очарование вишневого сада, но они, по мнению автора, люди пустые, люди без родины. Все их рассуждения о том, что имение… Читать ещё >

«Вся Россия — — наш сад» (образ России в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пьеса «Вишневый сад» — своеобразная поэма о прошлом, настоящем и будущем России. Тема Родины — внутренняя сквозная тема этой, по определению автора, комедии. Можно сказать, что это произведение — одно из сложнейших в драматургическом наследии А. П. Чехова. В этой пьесе переплетены, органически слиты элементы пародии, драмы и даже трагедии. Все это понадобилось автору для того, чтобы максимально полно воссоздать образ России. Герои «Вишневого сада» воплощают определенную ипостась этого образа. Раневская, Гаев — прошлое, Лопахин — один из наиболее противоречивых персонажей — и прошлое, и, в определенной мере, настоящее, Аня — будущее.

Хозяева вишневого сада ни красоты прошлого, ни красоты будущего не видят. Лопахин и люди, подобные ему, также далеки от этой красоты. Чехов считал, что придут новые люди, которые посадят новые, неизмеримо более прекрасные сады, превратят всю землю в волшебный сад.

В пьесе есть и постоянная чеховская грусть, печаль о гибнущей напрасно красоте. Можно сказать, что в ней звучат вариации на излюбленную тему А. П. Чехова. Это мотив красоты, которая противоречит себе, прекрасного, в котором есть ложь, скрытое безобразие. Как мне кажется, в этой пьесе автор в определенной мере развивает мысль Л. Толстого о том, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Для А. П. Чехова важно, что красота должна слиться с правдой, только тогда она будет истинной. И тот волшебный сад, о котором говорит Аня, и есть символ красоты, слившейся с правдой. Автор убежден в неизбежности этого, именно поэтому печаль в «Вишневом саде» светла. Многие критики считают, что пьеса пронизана чувством прощания с уходящей жизнью, со всем хорошим и отвратительным, что в ней было, но и радостным приветствием новому, юному.

Раневская и Гаев, хозяева прекрасного вишневого сада, не умеют сохранить его, заботиться о нем. Для автора сад — символ России, прекрасной и трагической страны. И Любовь Андреевна, и ее брат — добрые, по-своему милые, абсолютно непрактичные люди. Они чувствуют красоту, волшебное очарование вишневого сада, но они, по мнению автора, люди пустые, люди без родины. Все их рассуждения о том, что имение необходимо спасти, что они не смогут жить без вишневого сада, дома, с которым связано столько радостных и трагических воспоминаний, ни к чему не приводят. Кажется, что они уже внутренне свыклись с потерей имения. Раневская размышляет о возможности возвращения в Париж, Гаев как бы примеряет на себя должность банковского служащего.

Они испытывают даже некоторое облегчение, когда свершается «катастрофа», им можно больше не волноваться, не «хлопотать». Показательны слова Гаева: «В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда копирование запрещено вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже». Любовь Андреевна подтверждает это: «Нервы мои лучше, это правда», хотя, когда приходит первое известие о продаже вишневого сада, она заявляет: «Я сейчас умру». Чрезвычайно важна, на наш взгляд, чеховская ремарка. Услышав смех Яши в ответ на свои слова Раневская, спрашивает его с легкой досадой: «Ну чему вы смеетесь? Чему рады?» А ведь, казалось бы, смех лакея должен был потрясти ее так же, как потряс бы смех над могилою близкого человека, ведь она «сейчас умрет». Но нет ужаса, нет потрясения, есть всего лишь «легкая досада». Автор подчеркивает, что ни Гаев, ни Раневская не способны не только на серьезные действия, но даже глубокие чувства. Новый хозяин вишневого сада, Лопахин, слишком тесно связан с прошлым, чтобы олицетворять будущее. Но, как мне кажется, он отнюдь не полностью представляет в пьесе и настоящее России. Лопахин — натура сложная и противоречивая. Он не только «хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути», как говорит о нем Петя Трофимов. Он по-своему пытается усовершенствовать жизнь, думает о будущем, Лопахин предлагает собственную программу. Как человек умный и наблюдательный, стремится извлечь из них пользу не только для себя. Так, например, этот герой считает, что «до сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники, может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…» .

Чехов так писал о нем: «Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах». Безусловно, Лопахин — образ отнюдь не лишенный привлекательности, с его страстью к труду необходимо бы делать настоящее и большое дело, у него поистине творческих размах. Именно этот персонаж говорит: «…господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…». А Лопахину приходится совершать и отнюдь не красивые поступки, например, купить вишневый сад у обанкротившихся владельцев. Однако этот персонаж не лишен понимания прекрасного, способен понимать, что приобрел «имение, прекрасней которого ничего нет на свете», осознавать, что значит его поступок для других. Он испытывает одновременно и восторг, и хмельную удаль, и печаль.

Увидев слезы Раневской, Лопахин с надрывом говорит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Если бы он был «хищный зверь», нечто, «необходимое для обмена веществ», разве был бы он способен произнести такие слова, испытывать такие чувства. В образе Лопахина заключена, следовательно, определенная двойственность. Он одновременно испытывает печаль о прошлом, пытается изменить настоящее, думает и о будущем России.

На наш взгляд, настоящее отражает в пьесе и образ Пети Трофимова, хотя он, казалось бы, обращен в будущее. Да, за этим героем чувствуется определенное общественное движение, ясно чувствуется, что он совсем не одинок. Но его роль заключается, по-видимому, в том, чтобы показать другим неприглядность жизни, помочь осознать необходимость перемен, сказать «прощай, старая жизнь!». Ведь отнюдь не случайно не Петя Трофимов, а Аня говорит: «Здравствуй, новая жизнь!». Думается, что в пьесе есть лишь один образ, который мог бы гармонически слиться с красотой вишневого сада. А именно Аня — олицетворение весны, будущего. Эта героиня сумела понять суть всех речей Пети, осознать, что, как писал Чехов, все давно уже состарилось, отжило и все только ждет не то конца, не то начала чего-то молодого, свежего". Она идет вперед, чтобы изменить жизнь, превратить всю Россию в цветущий сад.

А.П. Чехов мечтал о скором расцвете России, и отразил эту мечту в пьесе «Вишневый сад». Однако и в этом произведении, на наш взгляд, нет однозначного финала. С одной стороны — радостная музыка утверждения новой жизни, с другой — трагический звук оборвавшейся струны «замирающий и печальный», а затем — «наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву» .

В этом произведении А. П. Чехова заключена и тончайшая лирика, и острая сатира. «Вишневый сад» — и веселая, и грустная, вечная пьеса о страстно любимой автором родине, о ее грядущем расцвете. Именно поэтому к ней будут обращаться все новые и новые поколения читателей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой