Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Осуществление родительских прав и обязанностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Словом, речь идет о совокупности находящихся во взаимной связи довольно сложных моментов, влияющих на процесс положительного развития несовершеннолетнего. Причем каждая из названных в СК составляющих рассматривается сквозь призму пользы (вреда) для семейного воспитания ребенка соответственно его возрасту. Так, работа, связанная с постоянными командировками, затрудняет уход за малолетним ребенком… Читать ещё >

Осуществление родительских прав и обязанностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семейное воспитание — это длящийся процесс, который состоит из нескольких этапов, соответствующих определенному возрасту ребенка, как малолетнего, так и юноши.

Естественно, каждый этап имеет свои особенности, способные повлиять на деятельность родителей как воспитателей. Но существуют извечные истины: родители вправе и обязаны обеспечивать своих детей пищей, одеждой, жильем, словом, всем тем, без чего начинающее свою жизнь человеческое существо может погибнуть. То же относится и к подросткам, чья ограниченная самостоятельность не позволяет им быть полностью дееспособными и в полной мере заботиться о себе. Вот почему обеспечение прежде всего жизненно важных интересов детей п. 1 ст. 65 СК рассматривает как предмет основной заботы их родителей. Форма ее проявления и определяет качество реализации, т. е. осуществления родительских прав.

Не вмешиваясь в воспитательную деятельность родителей, ограничиваясь общими предписаниями, СК все-таки концентрирует все внимание на некоторых важных с государственной точки зрения позициях: согласно абз. 1 п. 1 ст. 65 СК «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей». С помощью подобного рода правил осуществляется административная, судебная защита прав как ребенка, так и его родителей (одного из них). Абзац 1 п. 1 ст. 65 СК позволяет сделать вывод, что права, интересы детей имеют приоритетный характер. В чем они заключаются, определяют органы опеки и попечительства либо суд. Но основу интересов несовершеннолетнего по семейному законодательству составляет его надлежащее воспитание, а не степень материальной обеспеченности каждого из родителей.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом их мнения (абз. 1 п. 2 ст. 65 СК). В данном случае подчеркивается, во-первых, равноправие родителей в процессе осуществления ими своих прав, предусмотренных семейным законодательством; во-вторых, роль ребенка, с чьим мнением надо считаться даже в ходе семейного воспитания.

Семейное воспитание далеко не всегда свободно от разногласий, противоречий. Одни из них разрешаются в рамках семьи и не требуют помощи со стороны СК. Само по себе взаимное согласие родителей по вопросам, связанным с семейным воспитанием несовершеннолетних детей, позволяет им прийти к консенсусу. Однако, если разногласия по поводу семейного воспитания выходят за рамки семьи и превращаются в более или менее серьезный конфликт, абз. 1 п. 2 ст. 65 СК позволяет обращаться за его разрешением в органы опеки и попечительства или в суд.

В первом случае органы опеки и попечительства вправе дать свои педагогические рекомендации, позволяющие родителям, действуя во благо своих детей, достичь соглашения относительно решения педагогических проблем, требующих квалифицированного совета. Полученные родителями устные или письменные рекомендации обязательной силы для родителей (одного из них) не имеют.

Обращение в суд допустимо лишь при наличии спора, который разрешается в исковом порядке, когда родители выступают один в качестве истца, другой в роли ответчика, причем таких споров, которые не просто связаны с осуществлением родительских прав, а предусмотрены СК, например, о месте жительства детей при раздельном жительстве родителей. Как правило, такие споры разрешаются мирным путем, на что ориентирует абз. 1 п. 3 ст. 65 СК.

Заключение

мирного соглашения как в устной, так и письменной форме в меньшей степени травмирует родителей, а самое главное — ребенка. Поэтому целесообразно воспользоваться процедурой, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». И только тогда, когда достичь согласия не удается, спор может быть разрешен в судебном порядке. Однако в любом случае, при любом исходе дела родитель, чьи исковые требования остались без удовлетворения, своих родительских прав (и обязанностей) не утрачивает. Просто он их осуществляет иначе.

При рассмотрении иска, где один родитель выступает в роли истца, другой — ответчика, суд руководствуется главным правилом, зафиксированным абз. 2 п. 3 ст. 65 СК, следующего содержания: суд исходит из интересов детей с учетом их мнения. Под интересами детей понимается их надлежащее воспитание. При этом в каждом конкретном случае суд исходит из общепринятого в обществе представления о таких признаках воспитания, которые позволяют ребенку стать полноценной личностью. Что же касается мнения ребенка по спору между родителями, то никаких возрастных критериев здесь СК не устанавливает.

Поскольку споры о месте жительства ребенка относятся к числу сложных со всех точек зрения, абз. 2 п. 3 ст. 65 СК указывает, на что необходимо обратить внимание при рассмотрении иска. Это:

  • • привязанность ребенка к каждому из родителей. В значительной степени она определяется его чувствами, которые в каждом возрасте имеют свои особенности, корни. Для разрешения спора в интересах несовершеннолетнего важно знать ее подоплеку, чтобы эти чувства не возникли спонтанно в результате «подкупа», предоставления полной неконтролируемой свободы поведения, в противоположность разумным требованиям одного из родителей. Другими словами, привязанность не должна основываться на ложном авторитете;
  • • привязанность к братьям, сестрам, что составляет полезный элемент семейного воспитания;
  • • возраст ребенка, чье местожительство стало предметом спора. Чаще всего малолетний, т. е. ребенок в возрасте до шести лет, нуждается в матери. Именно в данный период времени непосредственный уход за ним во многом предопределяет его развитие. К тому же в раннем возрасте еще сохраняется физиологическая связь с матерью. Поэтому нередко суд, разрешая спор, отдает предпочтение ей;
  • • нравственные и иные личные качества родителей, что, пожалуй, становится главным критерием в разрешении рассматриваемого судом спора. Но что считать нравственным и, напротив, безнравственным, решается в судебном процессе применительно к конкретным обстоятельствам дела. Однако общепринятые представления на этот счет существуют. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие испокон века относились к компонентам нравственности со знаком плюс. Иные положительные и отрицательные качества родителей (одного из них) становятся явными в процессе судебного разбирательства. Тем более что они фигурируют в доводах истца и ответчика;
  • • отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, зависят от многих обстоятельств как объективного, так и субъективного свойства. Первые всецело зависят от чувств, которые они испытывают друг к другу, умения преодолевать на паритетных началах возникающие в семье конфликты и т. п. А отношения каждого родителя и ребенка могут быть как неприязненными, так и добрыми, что зависит от множества обстоятельств, причина появления которых коренится в психологических особенностях родителей и его ребенка и множества других факторов неправового характера, не являющихся, как правило, предметом судебного рассмотрения. Но чтобы нс пойти по ложному пути, суду имеет смысл привлечь к рассмотрению спора о месте проживания ребенка с одним из родителей специалиста-эксперта в области психологии. Однако для суда, рассматривающего дело, важно обратить внимание на этапы возникновения спора (в периоды его завершения, непосредственно перед обращением в суд), когда активизируются усилия сторон, направленные на то, чтобы расположить к себе ребенка, о котором спорят;
  • • возможность создания ребенку условий для его воспитания и развития. При этом в СК имеется разъяснение, что входит в перечень таких условий:
  • — род деятельности каждого из родителей;
  • — режим работы родителей;
  • — материальное положение родителей;
  • — семейное положение родителей и др.

Словом, речь идет о совокупности находящихся во взаимной связи довольно сложных моментов, влияющих на процесс положительного развития несовершеннолетнего. Причем каждая из названных в СК составляющих рассматривается сквозь призму пользы (вреда) для семейного воспитания ребенка соответственно его возрасту. Так, работа, связанная с постоянными командировками, затрудняет уход за малолетним ребенком, а для подростка способна породить отсутствие всякого контроля за его поведением. Использование в таких случаях помощи родственников может усложнить спор, так как он все-гаки происходит между родителями, а не одним из родителей и родственниками другого из них. Условия семейного воспитания нередко зависят от режима работы каждого из родителей. Если у них вовсе не остается времени для семьи, детей, то вряд ли можно говорить о существовании надлежащих условий для успешного семейного воспитания. Правда, нанести вред ребенку способна и излишняя гиперопека над ним;

  • • материальное положение родителей, которое СК не относит к числу лидирующих признаков благоприятного семейного воспитания. Нередко именно высокая степень материальной обеспеченности способна развить в несовершеннолетнем качества, которые к числу положительных отнести трудно;
  • • семейное положение каждого из раздельно проживающих после расторжения брака родителей способно измениться коренным образом, например, потому, что появляется отчим (мачеха), чье отношение к пасынку может стать отрицательным фактором, способным «отравить жизнь» ребенку. Положение усложняется при появлении во вновь образованной семье совместных детей. Вот почему суды при рассмотрении данной категории дел выясняют, как относится мачеха (отчим) к ребенку супруга (супруги) от предыдущих браков.

Таким образом, осуществление родительских прав при раздельном проживании матери и отца несовершеннолетнего зависит от многочисленных, переплетающихся между собой, подчас несопоставимых факторов и обстоятельств, предопределяющих в общей сложности судьбу детей, чьи родители серьезно конфликтуют по поводу их воспитания. Но всякий раз предметом судебного рассмотрения является ситуация, когда родители живут по разным адресам. Если они проживают вместе (в одной комнате, квартире, доме), то спорить бессмысленно, поскольку непосредственный и постоянный контакт с каждым из родителей как источник воспитательного воздействия способен лишь усугубить конфликт.

Использование п. 3 ст. 65 СК в процессе правового регулирования отношений родителей, конфликтующих по поводу семейного воспитания, предполагает участие в споре органов опеки и попечительства. Им предстоит выполнить поручение суда относительно обследования условий жизни ребенка, во-первых, в семье родителя — непосредственного воспитателя и, во-вторых, того из родителей, кто претендует на то, чтобы ребенок проживал с ним постоянно. Результаты своего обследования с выводами по спору органы опеки и попечительства представляют суду. Их заключение относится к числу обязательных по делу. В противном случае возникают основания для отмены судебного решения.

Поскольку процедура исполнения судебного решения по делам данной категории нередко отличается сложностью, что может неблагоприятно сказаться на ребенке, абз. 3 п. 3 ст. 65 СК разрешает суду по требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом СК с обязательным участием органа опеки и попечительства определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

В случае удовлетворения иска, но поводу определения места жительства ребенка и, наоборот, при отказе в иске конфликт между родителями чаще всего не исчезает, так как возникают проблемы по осуществлению родительских прав родителем, проживающим отдельно от своих несовершеннолетних детей. Согласно п. 1 ст. 66 СК «родитель, проживающий отдельно от ребенка», имеет право:

  • — на общение с ребенком;
  • — участие в его воспитании;
  • — решение вопросов получения ребенком образования;
  • — получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений (п. 4 ст. 66 СК). Но в предоставлении информации может быть отказано, правда, только в случаях наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя, намеревающегося получить интересующие его сведения. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Следовательно, сам по себе факт раздельного проживания трансформирует право родителя на личное воспитание в право на общение с ребенком. Это усеченное, ограниченное самой ситуацией родительское право. Поэтому говорить о полном равенстве родительских прав здесь не приходится потому, что у ребенка должен быть один режим семейного воспитания, единые к нему требования, исходящие от родителя — непосредственного воспитателя. А другой родитель сохраняет свое родительское право в виде периодического общения, условия и порядок которого лучше всего определить мирным путем в письменном соглашении. При нежелании его заключить либо когда стороны не могут договориться спор разрешается судом с обязательным участием органов опеки и попечительства. Таковы семейно-правовые предпосылки осуществления родительских прав в ситуации, осложненной фактом раздельного проживания ребенка с одним из родителей. Чтобы укрепить их, абз. 2 п. 1 ст. 66 СК указывает на то, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред:

  • — физическому и психическому здоровью ребенка;
  • — его нравственному развитию. Но такой вред не может трактоваться слишком широко со ссылкой, например, на то, что ребенок наблюдается врачом-психоневрологом, испытывает нервное напряжение во время прихода другого родителя и т. п. Тем более что такое напряжение — нередко результат негативного отношения к бывшему супругу, нежелания его видеть в новой семье.

Общение с ребенком и есть форма участия одного из родителей в его семейном воспитании. Что же касается решения им вопросов получения несовершеннолетним образования, то оно в значительной степени зависит от выбора родителя — непосредственного воспитателя, самого несовершеннолетнего. Родитель, проживающий отдельно, может давать свои советы, рекомендации, которые не подлежат обязательному исполнению, особенно, если отношения между родителями достигли предела своей конфликтности.

В центре внимания суда, призванного обеспечить осуществление родительских прав одного из родителей, находится определение условий общения с ребенком. Они обычно находят свое отражение в исковом заявлении лица, намеривающегося отстоять свое родительское право, где обязательно обозначается: частота и место общения, его продолжительность.

Под частотой общения подразумевается его периодичность — один, два, три, четыре раза в месяц, но не каждый день. Поддерживать ее на регулярном уровне в интересах ребенка, который в результате не отвыкает от другого родителя. Четкое определение периодичности общения включает в себя обозначение дня недели, когда состоится встреча, и ее продолжительность (целый день, первая половина дня, два часа и т. п.).

Что же касается места общения, то при сугубо конфликтных отношениях родителей по возможности общение происходит на нейтральной почве (в детском саду, школе, у родственников и т. д.).

Место общения в значительной степени зависит от возраста ребенка. Если он малолетний, это может быть прогулка, с подростком — в зависимости от его выбора. Не исключается пребывание несовершеннолетнего в семье ответчика, совместный с ним отдых. Но когда общение касается малолетнего, выбор места общения зависит в основном от выбора родителя — непосредственного воспитателя. Если ребенок старшего возраста, то многое зависит от него. При сугубо конфликтных отношениях желательно участие в общении третьего лица — инспектора органов опеки и попечительства или лица, выбранного ими для выполнения столь сложной миссии, словом, того, кто способен сгладить конфликт, нежелательный прежде всего для ребенка.

Таковы параметры осуществления родительских прав, а именно общения несовершеннолетних детей с одним из родителей. Они позволяют превратить его в полезный со всех точек зрения элемент процесса семейного воспитания, сохранить для детей обоих родителей авторитет каждого из них, что особенно важно для несовершеннолетних подросткового возраста.

В исковом заявлении об установлении препятствий к общению нередко излагаются и иные просьбы. Например, общаться со своими детьми по телефону в определенный день и час, по определенным дням посещать с ними театр, музей, проходить курс лечения только в определенной медицинской организации, представлять отчет о состоянии здоровья ребенка, его поведении и др. Излишняя детализация условий общения, во-первых, не всегда в интересах несовершеннолетнего; во-вторых, подчас становиться невозможной по причинам не только субъективного, но и объективного порядка.

Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения (п. 2 ст. 66 СК).

Вынесенное судом решение подлежит обязательному исполнению, как и всякое другое судебное решение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой