Условия создания системы эффективного бюджетного управления
В любом случае перед руководством предприятия стоит сложная задача: квалифицированно внедрить системы бюджетного управления, одновременно решив две проблемы — организационную и техническую. Обязательным условием формирования системы бюджетирования является разработка регламента, определяющего последовательность построения бюджетов, поскольку каждый из них требует не только согласования… Читать ещё >
Условия создания системы эффективного бюджетного управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс бюджетирования на многих предприятиях протекает в условиях экономической нестабильности и отсутствия четких перспектив развития.
Прежде всего, данный процесс должен иметь организационное, информационное и кадровое обеспечение, а также возможность оперативного проведения аналитических процедур (быстрый сбор и анализ собираемых данных), на что специалисты предприятия затрачивают много времени.
Наиболее характерный недостаток составляемых бюджетов — слабая вовлеченность конкретных исполнителей в процесс бюджетирования и управления (принятия решений), сложность формирования гибкой системы оценки результатов деятельности структурных подразделений (цехов, отделов, служб и др.).
Основные проблемы бюджетирования:
- · четко не обозначена концепция управления;
- · отсутствует управленческий (производственный) учет;
- · основой бюджетирования служат фактические данные бухгалтерского учета;
- · процедуры учета, анализа, планирования и контроля не формализованы, не разграничена ответственность должностных лиц;
- · не определены принципы централизации и децентрализации.
Следовательно, для успешного формирования и функционирования системы бюджетного управления необходимо соблюдение ряда обязательных условий. бюджетный управление калькуляция себестоимость Целесообразно создание новой организационной структуры управления предприятием, определяющей права и ответственность руководителей подразделений, а также структуры бизнес-процессов, влияющих на скорость и качество внутрифирменного планирования.
Обязательна интеграция бюджетирования с организационной и информационной структурами предприятия и системой исполнения бизнес-процессов (производством товаров). Наиболее предпочтительным является подход, когда происходит закрепление организационной структуры в соответствии с целями и задачами предприятия, а также ситуацией во внешней среде. После этого определяют правила движения информации (документов, регистров, отчетов и др.), которая отражает результаты деятельности предприятия в целом и его подразделений (филиалов).
4. Для успешного планирования целесообразно стандартизировать учетные данные с целью их совместного использования всеми структурными подразделениями (бизнес-центрами, центрами ответственности и т. д.).
В этих целях необходимо разработать следующие внутренние нормативные документы:
- · положение о конвертации и консолидации данных бухгалтерского учета;
- · план счетов налогового учета;
- · положение о формировании налоговой отчетности;
- · положение о системе управленческого учета и отчетности;
- · классификатор первичных элементов производственной логистики, идентифицированных во времени и пространстве;
- · классификатор первичных планово-учетных единиц бюджетного управления и др.
- 5. Необходимо четкое структурирование всех процессов, распределение функций и ответственности конкретных лиц за результаты хозяйственной деятельности структурных подразделений. Соблюдение этого условия позволяет автоматизировать все необходимые для этого операции и значительно упростить систему бюджетирования.
- 6. Внедрение бюджетирования должно базироваться на качественном финансовом анализе, прогнозировании тенденций рыночной конъюнктуры, учете факторов, влияющих на сбыт продукции, а следовательно, на финансовые результаты. В этих целях необходимо провести следующую работу:
- · составить набор аналитических показателей для подразделений;
- · обеспечить их сопоставимость во времени и пространстве;
- · определить набор стандартных аналитических форм.
- 7. Внедрение бюджетирования сопровождается разработкой учетной политики (выбор центров финансового учета (ЦФУ), системы осуществления бухгалтерского учета, типологии бухгалтерских проводок, которые можно использовать для описания хозяйственных ситуаций, процедур консолидации информации и определения финансовых результатов). Чтобы данные бухгалтерского учета были пригодными для финансового анализа и контроля, они должны быть дополнены системой управленческого учета, что позволит достоверно распределить затраты по ЦФУ, бизнес-процессам и т. д.
- 8. В конечном итоге окончательный контур бюджетного управления должен включать:
- · формулирование целей и задач предприятия;
- · финансовое планирование и контроль за реализацией планов;
- · учет и контроль результатов;
- · расчет параметров для анализа отклонений от плана;
- · принятие решений по регулированию отклонений (сохранениеположительных отклонений и устранение отрицательных).
В любом случае перед руководством предприятия стоит сложная задача: квалифицированно внедрить системы бюджетного управления, одновременно решив две проблемы — организационную и техническую. Обязательным условием формирования системы бюджетирования является разработка регламента, определяющего последовательность построения бюджетов, поскольку каждый из них требует не только согласования со смежными бюджетами, но и с другими функциями управления предприятием.