Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аудит: понятие, содержание, виды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предусмотренный Законом «Об аудиторской деятельности» 2001 года, порядок лицензирования деятельности аудиторских фирм действовал до 1 января 2009 г., когда в силу вступили положения Федерального закона от 30.01.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно требованиям нового Федерального закона, необходимым условием осуществления аудиторской деятельности является членство в саморегулируемой… Читать ещё >

Аудит: понятие, содержание, виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и место аудита в рыночной экономике

Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность — процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

Аудит — это социально-экономическое явление, входящее в состав инфраструктуры экономики и призванное выявить существенные искажения финансовой информации. Такие искажения закономерно вытекают из обособления интересов тех, кто непосредственно занимается управлением имущественными и финансовыми ресурсами, и тех, кто является их собственником. При этом надо учитывать интересы государства как потребителя информации о результатах деятельности организаций, имеющего прямой финансовый интерес.

Первый в мире законодательный акт, который регулировал аудиторов, был издан в 1825 г. Королем Англии Эдвардом I. Таким образом, возникновение аудита в современном понимании произошло в Англии XII в. С XIII в. происходит разделение функций: за бухгалтером сохранялись функции организации и ведения учета, на аудитора возлагались функции независимого контролера, проверяющего бухгалтерские записи.

В XVI в. правовой контроль учетных книг был официально введен во многих странах мира и предусматривал тщательную сверку фактов с документами и другими данными. Поэтому работа аудиторов этого периода состояла в детальной проверке каждой хозяйственной операции. Концепция выборочной проверки как аудиторской процедуры еще не была известна.

Экономические условия того времени сформировали цель аудита — выявление ошибок, фактов хищения, проверка использования средств казны. В большей степени заказчиков интересовала честность тех, кто распоряжается финансовыми ресурсами и имуществом. В случаях их недобросовестности применялись различные меры наказания. На основании вышеизложенного период с XII в. до середины XIX в. по праву можно считать первым этапом в развитии аудита.

Главными итогами второго этапа стали появления профессиональных объединений аудиторов, определение в качестве основной цели аудита установление финансового состояния организаций, появление крупных аудиторских фирм, обладающих авторитетом, оформление порядка назначения фирмы-аудитора собственниками. Кроме того, в это время появились первые труды по теории аудита, были учреждены печатные издания для аудиторов.

Третий этап характеризуется дальнейшим развитием методов аудита. Возникновение метода тестирования и разработка анкет стали основой для применения выборочных методов. Закрепление требования о проведении аудита на законодательном уровне привело к необходимости стандартизации аудита и унификации его результатов. Появление первых стандартов аудита знаменует начало четвертого этапа в его истории. Цель аудита претерпевает значительные изменения. Акцент делается на определение правильности бухгалтерской отчетности. Впервые было заявлено, что «первая цель проверки бухгалтерской отчетности независимым аудитором состоит в выражении мнения о представленной бухгалтерской отчетности».

Начало пятого этапа связано с существенными изменениями в бухгалтерском учете. Начиная с 1970;х гг. созданное в США Бюро разработки стандартов финансового учета приступило к разработке проекта единой концептуальной основы бухгалтерского учета, которая была призвана дать четкую, логически организованную систему взаимоувязки целей и основополагающих понятий бухгалтерского учета и формирования на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. Именно в этот период аудит достиг качественно нового уровня в своем развитии, который характеризуется его гармонизацией и интернационализацией на региональном и международном уровне.

Начало интернационализации аудита было положено созданием в 1977 г. Международной федерации бухгалтеров, которая разработала Международные стандарты аудита, бюллетени по аудиту, положения по государственному и управленческому учету. Следует отметить, что Международная федерация бухгалтеров не имеет права требовать от организаций-членов приведения стандартов своих стран в соответствие с международными. Это свидетельствует о выборе пути добровольной интернационализации нормативной базы аудита. В рамках Международной федерации бухгалтеров образован Международный комитет по аудиторской практике, который призван на современном этапе осуществлять разработку и совершенствование международных стандартов аудита, а также основных правил по оказанию сопутствующих аудиту услуг. Международные стандарты аудита являются общепризнанным механизмом регулирования существующих подходов к аудиту в мировой практике.

Следует отметить, что в настоящее время повышение эффективности аудиторских проверок связано с необходимостью оценки перспектив деятельности аудируемых лиц. Аудиторы должны не только дать оценку их положению на конкретную дату, но и, что крайне важно, выявить перспективы деятельности и оценить эффективность дальнейшего функционирования организации. Таким образом, аудиторская деятельность прошла длительный путь развития и имеет глубокие исторические корни. Если на начальном этапе аудит был реализован в форме периодических заслушиваний независимыми экспертами отчетов управляющих, то в настоящее время содержание и функции аудита значительно расширились в результате чего он получил признание во всех экономически развитых странах, при этом ориентирован он в первую очередь на собственников.

В России звание аудитора было введено Петром I. В то время их называли присяжными бухгалтерами. В их обязанности входили и делопроизводство, и секретарская работа, и прокурорская. Однако последователи Петра I не поддержали его начинаний в этой области. Следующая попытка развития аудиторской деятельности была предпринята уже в годы НЭПа, когда существовал Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Деятельность Института носила замкнутый характер, поскольку весь накопленный в процессе работы материал представлялся в виде заключений и докладов в Центральное бюро ИГБЭ, а затем отправлялся в хранилища. Соответственно все обнаруженные недочеты и достижения в области постановки учета и отчетности не публиковались.

К 1930 г., вследствие непонимания обществом и чиновниками того, что такое аудит и коммерческая тайна, независимые проверки — прообраз аудиторских — перестали существовать.

В России аудиторская деятельность в современном ее виде появилась сравнительно недавно — в 1987 г., когда в стране возникли совместные предприятия, в уставном капитале которых имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

Таким образом, появление аудита в России связано с переходом на рыночные методы ведения хозяйства и появление экономических субъектов, проведение аудита для которых является обязательным условием их успешного функционирования.

1990 г. — время формирования подлинного аудита в России. Принятие в 2011 году ряда законов позволило создать множество аудиторских фирм. В Крупных городах была создана система подготовки аудиторов, переведены и изданы учебники Адамса, Робертсона, Аренса и Лоббека, разработаны методические пособия по соответствующим дисциплинам, открыты специальные кафедры и повышена квалификация профессорско-преподавательского состава.

Принятие первого закона «Об аудиторской деятельности» подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило издать ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в нашей стране, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную систему регулирования аудиторской деятельности.

Предусмотренный Законом «Об аудиторской деятельности» 2001 года, порядок лицензирования деятельности аудиторских фирм действовал до 1 января 2009 г., когда в силу вступили положения Федерального закона от 30.01.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно требованиям нового Федерального закона, необходимым условием осуществления аудиторской деятельности является членство в саморегулируемой организации (далее — СРО) аудиторов. Кроме того, в лице СРО большая часть функций по регулированию аудиторской деятельности передана аудиторскому сообществу, что отвечает задаче перехода на международную практику регулирования аудиторской деятельности. Государство в лице Минфина России вырабатывает государственную политику, нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, анализирует отчеты об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, ведет государственный реестр таких объединений, а также осуществляет надзор за их деятельностью.

Рынок консультационных услуг в России является еще достаточно молодым и неокрепшим. С развитием рыночных отношений в нашей стране с начала 90-х гг. и с появлением акционерных, совместных предприятий и других самостоятельных рыночных структур резко возник спрос на аудиторские услуги. В связи с этим возникла необходимость создания специальной сети аудиторских фирм.

Почти одновременно появились и консультационные (как правило, аудиторско-консультационные) фирмы, которые заняли появившуюся свободную рыночную нишу. Это означает, что рыночная экономика породила аудит и консультационные услуги.

На сегодняшний день в России кроме представительств и филиалов фирм «большой пятерки» («Эрнест энд Янг». «Прайс Вотерхауз Купере», «Клинвельд Менеджмент Консалтанс — КПМГ», «Артур Андерсен». «Делойтт Туш Томацу») функционирует около 8500 аудиторско-консультационных фирм. Так как для занятий многими видами консультационной деятельности специальные лицензии не нужны, то реально оценить количество консультационных фирм и индивидуальных консультантов очень трудно.

Эти данные говорят о том, что российский рынок аудиторско-консультационных услуг не стоит на месте, а до сих пор продолжает усиленными темпами развиваться, выдвигая на первый план консультационную деятельность.

Все больше аудиторско-консультационных фирм превращает консультирование в свое основное занятие. Они стараются, как можно шире предоставить весь спектр консультационных услуг, стремясь приблизить их качество к профессиональным стандартам.

Характеристика любой деятельности вообще, и консультационной в частности, включает в себя определение ее сущности, содержания, принципов и функций. К настоящему времени сформулировано множество различных определений экономических понятий, которые требуют уточнений и обобщений, с точки зрения современного уровня развития экономической науки и практики.

Это объясняется тем, что многие из определений были сформулированы зарубежными специалистами с учетом специфики их деятельности, а также отечественными исследователями в условиях административно-командной системы управления.

Современный этап социально-экономического развития России выявил ряд важнейших вопросов, связанных c развитием различных форм хозяйствования, глобализацией и интеграцией России в мировое сообщество. Это, в свою очередь, требует кардинальных изменений в управлении экономикой (в том числе и рынком аудиторских услуг), перестройки системы организации, методологии контроля за ее функционированием, от эффективного научно-практического решения которых будет зависеть экономический потенциал Российского государства, устойчивость его экономических и политико-правовых структур.

Определение статуса аудиторских услуг как связующего звена между государством и гражданским обществом, его институциональных характеристик, системного и предметного содержания позволяет идентифицировать рынок аудиторских услуг как своеобразную экономико-институциональную модель, логико-математический инструментарий выработки адекватных решений.

Как представляется, аудиторские услуги имеют многопредметное поле: общественные отношения, непосредственно связанные как с осуществлением собственно аудита, оказанием широкого спектра сопутствующих аудиту услуг, так и с управлением экономическим и социальным развитием хозяйствующих субъектов, государства, общества посредством использования аудиторской информации и консалтинга. По заключению автора, при различиях в факторах-признаках, формирующих риск для внешних и внутренних пользователей, общим для них является получение подтверждающей информации об устойчивости социо-эколого-экономической системы (аудируемый хозяйствующий субъект) и способности ее сохранять. Оценивать состояние системы представляется возможным только в рамках системного подхода.

Региональный рынок аудиторских услуг — реальная, социально-экономическая система (подсистема по отношению к региональной экономике), наличие которой является результатом созидательной деятельности человека (рисунок 1).

Закономерностями взаимодействия части (региональный рынок аудиторских услуг) и целого (регион как социо-эколого-экономическая система) являются: закономерность целостности (эмерджентность), закономерность аддитивности, прогрессирующая систематизация, прогрессирующая факторизация, закономерность интегративности.

Идентификация признаков, характеризующих региональный рынок аудиторских услуг.

Рисунок 1 — Идентификация признаков, характеризующих региональный рынок аудиторских услуг Являясь достаточно сложной системой, региональный рынок аудиторских услуг, в свою очередь, представлен подсистемами (элементами), свойствами и связями, объединяемыми для достижения конечной цели.

Достаточно крупными и значимыми подсистемами (компонентами, элементами) системы «региональный рынок аудиторских услуг» выступают: аудиторские фирмы, индивидуальные предприниматели-аудиторы, оборотный капитал, трудовые ресурсы, система управления, человеческий, интеллектуальный капитал и т. д. Все эти подсистемы и их объекты теряют свой независимый характер, когда речь идет о единой системе рынка консалтинговых услуг в сфере аудиторских услуг и происходит их интеграция. Региональный рынок аудиторских услуг сопряжен с предпринимательством и выступает интегрированной системой, у которой отдельные объекты могут быть определены только в контексте подсистемы или системы, к которой они принадлежат (отдельные объекты теряют свой независимый характер).

Разработка механизмов устойчиво-воспроизводственного социально-экономического развития актуальна для всех субъектов РФ, поскольку переход от нестабильности, спада, депрессии в экономике к реализации модели устойчивого развития означает применение антикризисных технологий, что требует учета принципов их эффективной реализации: этапность, комплексность, результативность. Для реализации заявленных целевых установок необходим адекватный механизм, включающий совокупность методов, приемов, рычагов, принципов, нормативно-правового и информационного обеспечения.

Одним из таких инструментов выступает и рынок аудиторских услуг, который в силу функциональной нагрузки и предмета деятельности, представляется возможным признать инструментом выработки управляющих воздействий в процессе консалтинга. Развитие регионального рынка аудиторских услуг предложено выстраивать в общем контексте развития того или иного субъекта федерации.

Как было отмечено, главная цель аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой