Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормы по данным словарей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Норма — это механизм регулирования выбора, механизм предпочтения. Он тесно связан с культурным архетипом носителя языка. С одной стороны, норма отражает стремление языка к стабильности, с другой, к экспансии, выходу за пределы исходного, включению нового материала, новых возможностей, новых средств. Так, слова нормировАть и мышлЕние становятся предпочтительными, а нормИровать и мЫшление имеют… Читать ещё >

Нормы по данным словарей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Варианты норм отражаются в словарях современного литературного языка. Например, в «Словаре русского литературного языка» как равноправные фиксируются акцентные варианты таких слов, как нормировАть и нормИровать, мышлЕние и мЫшление. Некоторые варианты слов даются с соответствующими пометами: творОг и (разг.) твОрог, договОр и (прост .) дОговор. Если же обратиться к «Орфоэпическому словарю русского языка» (М., 1997), то можно проследить за судьбой этих вариантов.

Так, слова нормировАть и мышлЕние становятся предпочтительными, а нормИровать и мЫшление имеют помету «доп.» (допустимо). В отношении творОг и твОрог норма не изменилась. А вот вариант дОговор из просторечной формы перешёл в разряд разговорной, имеет в словаре пометку «доп.» .

Историческая смена норм литературного языка — закономерное, объективное явление. Оно не зависит от воли и желаний отдельных носителей языка. По свидетельству учёных, процесс изменения языковых норм особенно активизировался в последние десятилетия.

Варианты норм отражаются в словарях СРЛЯ. Но разные словари по-разному маркируют варианты:

Словарь СРЛЯ.

Орфоэпич. Словарь РЯ, 1983.

нормировАть=нормИровать маркировАть=маркИровать мышлЕние=мЫшление творОг, договОр

нормировАть маркировАть мышлЕние творОг, договОр и доп. Договор

Сдвиги в нормировании наглядно прослеживаются на примере произношениячн-:

Слово.

Толк.сл. РЯ 1935;40 гг.

Орфоэп. Слов. РЯ, 1983.

будничный булочная закусочная игрушечный нарочно.

порядочно порядочный сливочный яичница яблочный.

шн шн шн шн шн шн.

шн шн.

шн шн.

чн и доп. шн шн и доп. чн чн чн шн шн и чн шн и чн доп. устар. шн шн доп. шн.

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:

норма 1 степени — строгая, жесткая, не допускающая вариантов;

норма 2 степени — нейтральная, допускает равнозначные варианты;

норма 3 степени — более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

Вариативность нормы складывается исторически. Примером параллельной двойственности произносительной литературной нормы служило московское и петербургское произношение:

московская.

петербургская.

сквореШНик булоШНая тиХЪЙ строГЪЙ старалСЪ моюС мяХКий лёХКий.

сквореЧНик булоЧНая тиХИЙ строГИЙ старалСЬ моюСЬ мяККий лёККий.

Современная норма объединяет разные варианты. Но надо отметить, что устаревшая норма способна к возвращению: процессы в языке обратимы. Состояние несбалансированности, нечеткости нормы часто создает неразрешимые положения: что рекомендовать?

ИЗЬвините или поЖЖЕ или жЫлеть или.

иЗвините поЖЖЭ жАлеть.

Таким образом, норма — явление многослойное и сложное, а каждый вариант языка, каждая форма языка предполагает существование собственной нормы. Мы можем говорить о диалектной норме, о норме просторечной, о нормированной разговорной речи, о нормах литературного языка в его устной и письменной форме.

Нарушение нормы не всегда показатель неосведомленности носителя (его безграмотности) либо невладения ею. Нарушение может быть стилистическим средством (например, характеристика речи персонажа). Нарушение может свидетельствовать о состоянии говорящего (нервозность, аффектация, невладение собой, утомление, подавленность. Нарушение нормы может быть симптомом нервного, психического или соматического расстройства.

Важнейшим признаком литературного языка считается его нормативность, которая проявляется как в его письменной, так и в устной форме.

Норма — это механизм регулирования выбора, механизм предпочтения. Он тесно связан с культурным архетипом носителя языка. С одной стороны, норма отражает стремление языка к стабильности, с другой, к экспансии, выходу за пределы исходного, включению нового материала, новых возможностей, новых средств.

Мы не можем отказаться от идеи нормы, поскольку именно нормы помогают сохранять свою целостность и общепонятность. Авторы многих учебников пишут, что именно нормы защищают поток диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия, и это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию — культурную.

Возникает вопрос: от кого защищают? Норма только подчеркивает элитарность, поэтому на вопрос, нужна нормированная речь или не нужна, ответ нужно искать не в описании языковой ситуации.

Конечно, литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в бытовом общении, могут оказаться нелепыми в официально-деловом общении. (Но не всегда! Политическая психология, наоборот, рекомендует политикам при борьбе с оппозицией вызывать кого-нибудь из нижестоящих членов оппозиции к себе для беседы и использовать средства дружеского бытового общения). В целом, норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность.

Соответственно норма (как политика в отношении к языку) способна иметь предписывающий (волевой), отражающий (пассивный) и предсказывающий (направляющий) характер.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой