Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учет готовой продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При отправке продукции покупателю транспортными предприятиями в счете отмечают: вид транспорта, которым отправлена продукция, количество мест, вес, номер и дату транспортного документа. Затем вносят сведения об отправленных (реализованных) ценностях: наименование продукции и тары, отдельными позициями — налоговые платежи с покупателя (НДС, акцизы) и общую сумму счета к оплате. Если оплаченный… Читать ещё >

Учет готовой продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Готовая продукция — продукция основных и вспомогательных цехов, предназначенная для реализации. Она должна быть закончена производством, укомплектована, отвечать требованиям стандартов или техническим условиям, принята службами технического контроля, снабжена паспортом, сертификатом или другим документом, удостоверяющим ее качества и комплектность, сдана на склад, а при сдаче на месте заказчику — оформлена актами приемки или другими документами. Для учета готовой продукции применяется активный инвентарный счет 1320 «Готовая продукция». Она входит в состав оборотных средств предприятия и отражается в финансовой отчетности по фактической себестоимости.

Процесс реализации продукции, изготовленной предприятием, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, он позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банка по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда членов коллектива и другими кредиторами.

В процессе реализации продукции формируется конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности — прибыли или убыток.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров — это положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

Выручку от реализации продукции (работ, услуг) определяют по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов (счетов-фактур) для оплаты.

Готовая продукция может быть реализована по:

  • 1. оптовым ценам;
  • 2. розничным ценам;
  • 3. договорным ценам.

Оптовые цены устанавливаются на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данного предприятия.

В условиях рыночных отношений цены различаются по особенностям купли-продажи:

  • 1. Базисная цена устанавливается, когда есть сделка и необходимо определить сорт и качество продукции, т. е. она согласовывается на уровне купли-продажи между поставщиком и потребителем.
  • 2. Фактурная цена — условная цена, она согласовывается на уровне заключения контракта.

Готовой считается продукция, которая прошла все стадии технологической обработки, испытана, укомплектована, соответствует установленным стандартам и сдана на склад готовой продукции. Для ее учета предусмотрен одноименный счет 1320 — активный, инвентарный. Готовую продукцию приходуют по фактической производственной себестоимости или нормативной, в зависимости от принятой учетной политики. Аналитический учет готовой продукции осуществляется по продажным (отпускным) или учетным, как правило, плановым ценам в разрезе видов изготовленных изделий.

Готовую продукцию, отгруженную покупателям (заказчикам) на основании договоров поставки, берут на учет или передают для реализации в собственные магазины.

Все операции по движению готовой продукции отражают на счете 1320 в зависимости от принятой предприятием учетной политики — в оценке по нормативной (плановой) себестоимости или по фактической себестоимости.

Учет готовой продукции на складе ведет заведующий складом, который является материально ответственным лицом: при поступлении на работу с ним заключается договор о полной материальной ответственности. На каждый вид готовых изделий бухгалтерская служба выписывает карточку количественного учета, которая вручается заведующему складом под расписку в специальном реестре.

Записи в карточках (поступление, выбытие) заведующий складом делает на основании первичных документов 9 В день совершения операции): при поступлении — на основании накладных на сдачу готовой продукции, выписанных подразделением (цехом) — сдатчикам готовой продукции, при выбытии — на основании требований на отпуск продукции, выписываемых подразделением, которому вменено в обязанность разрешать этот отпуск (отдел сбыта). После каждой записи в карточках выводят остаток готовых изделий.

Бухгалтерская служба обязана контролировать деятельность заведующего складом. В установленные дни (раз в неделю, декаду или другие сроки) представитель бухгалтерии проверяет по сданным в бухгалтерию первичным документам о поступлении и выбытии готовой продукции правильность и полноту записей в карточках и выведенных остатков и заверяет проверку своей подписью.

Одновременно проводят выборочную проверку соответствия фактического наличия готовых изделий данным оперативного складского учета.

Компьютеризация складского учета позволяет избежать такой трудоемкой работы, обеспечивает оперативность учета и его достоверность. При вводе данных в компьютер по мере совершения операций можно извлечь из его памяти по запросу бухгалтерской службы или отдела сбыта выборочные данные об остатках готовой продукции. В условиях компьютеризации учета нет необходимости вести вручную на складе карточки складского учета в их традиционном виде. В конце месяца бухгалтерия при помощи компьютера получает необходимые разработки (распечатки) — сортовые оборотные ведомости движения готовой продукции по материально ответственным лицам и местам хранения.

Ежегодно перед составлением годового баланса на складе предприятия осуществляется сплошная инвентаризация готовой продукции. Процедура проведения инвентаризации и оформление ее результатов установлено Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Инвентаризацию проводит рабочая инвентаризационная комиссия, назначенная приказом руководителя предприятия, в полном составе в присутствии материально ответственного лица. При неполном составе инвентаризационной комиссии инвентаризацию проводить запрещено.

До начала инвентаризации у заведующего складом готовой продукции отбирается расписка в том, что им сданы в бухгалтерию все документы на приход и расход готовой продукции, и она полностью оприходована.

При хранении готовых изделий в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица эти изделия инвентаризуют последовательно по местам хранения.

После проверки готовой продукции вход в помещение опломбировывают, и комиссия переходит для работы в другое помещение. Фактическое наличие готовой продукции на складе проверяют путем обязательного ее пересчета, перевешивания или перемеривания.

Результаты инвентаризации готовой продукции заносят в инвентаризационную опись отдельно по каждому наименованию. Опись составляют не менее чем в 2 экземплярах. При выявлении готовой продукции, не отраженной в учете, комиссия должна включить ее в опись. После завершения инвентаризации опись передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.

Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии, которая выносит решение. Излишки готовой продукции приходуют (дебет счета 1310, кредит субсчета 6010), а недостачу (дебет счета 7010, кредит счета 1310) списывают на виновных (дебет счета 1284, кредит счета 7010). Суммы недостач готовой продукции виновные вносят в кассу (дебет счета 1010, кредит счета 1284) или этим недостачи удерживаются из заработной платы (дебет счета 1250, кредит счета 1284).

Обязательная инвентаризация готовой продукции проводится также при смене материально ответственного лица (заведующего складом), установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи ценностей в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

Таблица 4.

Бухгалтерские записи по отражению недостач готовой продукции на складе.

Операции.

Дебет.

Кредит.

Списана производственная себестоимость недостачи.

Отнесена на виновное лицо сумма недостачи.

Производственная себестоимость.

Удержано из заработной платы виновного.

Рыночная стоимость, на сумму производственной себестоимости.

На разницу между рыночной ценой и производственной себестоимостью, включая НДС.

Внесено виновным в кассу, на расчетный счет.

1010, 1040.

Списано на прибыль.

Начислены (перечислены) в бюджет НДС.

Предприятие реализует свою продукцию на основании заключенных с покупателями и заказчиками договоров поставки. Договором предусматриваются: номенклатура поставляемой продукции, сроки, цена, санкции за ненадлежащее исполнение договора.

Четкое исполнение предприятием своих обязательств по заключенным договорам имеет важное значение, прежде всего, для самого предприятия, повышает его авторитет как заслуживающего доверия клиента, содействует его устойчивой работе в условиях рынка, укрепляет платежеспособность, позволяет своевременно выполнить обязательство перед бюджетом по налоговым платежам, перед поставщиками, членами трудового коллектива, другими контрагентами.

В соответствии с заключенным договором отдел сбыта своевременно выписывает и передает на склад готовой продукции для исполнения приказ-накладную на отгрузку (отправку) продукции потребителям.

Если продукция отпускается со склада непосредственно представителю покупателя, то у него заведующий складом должен потребовать доверенность на получение груза (которую он отбирает), а представитель покупателя дает в приказе-накладной расписку о фактически полученном грузе.

Однако, как правило, продукция отправляется покупателю без участия его представителя автомобильным, железнодорожным, водным или авиационным транспортом. Тогда заведующий складом отпускает продукцию экспедитору предприятия, в должностные обязанности которого входит доставка полученной им продукции автотранспортом, либо непосредственно покупателю (заказчику) или на железнодорожную станцию (на пристань, в аэропорт) отправления для ее дальнейшего транспортирования. В этом случае транспортная организация оформляет провозные документы, которые экспедитор передает в отдел сбыта для отметки об исполнении договора поставки и выписки счета (или счета-платежного требования) на имя покупателя.

В условиях компьютеризации учета расчетные документы на отгруженную (реализованную) продукцию выписываются автоматически. Счет-фактуру (счет-платежное требование) подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер, затем его скрепляют печатью предприятия.

Счет-фактура выписывается в 2 экземплярах. Первый вручается плательщику не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции (выполнения работ, оказания услуг), а второй хранится в составе учетной документации поставщиков, которые одновременно ведут «Журнал учета выдаваемых счетов-фактур».

Если продукцию вывозит представитель покупателя, то в счете указывают дату и номер машины, на которой вывезена готовая продукция.

При отправке продукции покупателю транспортными предприятиями в счете отмечают: вид транспорта, которым отправлена продукция, количество мест, вес, номер и дату транспортного документа. Затем вносят сведения об отправленных (реализованных) ценностях: наименование продукции и тары, отдельными позициями — налоговые платежи с покупателя (НДС, акцизы) и общую сумму счета к оплате. Если оплаченный продавцом (поставщиком) транспортный тариф подлежит возмещению покупателем, то в счете-фактуре отдельной строкой показывают уплаченный транспортный тариф для взыскания с покупателя.

Предприятие реализует изготовленную продукцию (работы, услуги): предприятиям и организациям, согласно заключенным с ними договорам; на рынках и в других местах, где решение территориально исполнительных органов разрешена реализация продукции; через специализированные магазины по продаже товаров, изготовленных малыми предприятиями на основе заключенных с ними договоров; непосредственно заказчикам.

Разрешено продавать изделия не только в пределах города или района, где расположено предприятие, но и в других городах и районах Казахстана.

Цены на изделия, работы и услуги собственного производства предприятие устанавливает само и при необходимости пересматривает их.

Взаимоотношения предприятия с комиссионными магазинами. Порядок и условия продажи товаров, произведенных предприятием, регулируют соответствующие территориальные исполнительные органы.

От предприятия комиссионный магазин принимает товар по доверенности, выданной представителю предприятия, с предъявлением паспорта.

По согласованию с предприятием магазин определяет; цену изделия, размер комиссионного вознаграждения, сроки и размеры уценок изделия, принятого на комиссию, условия выплаты денег за изделие (предварительная оплата, оплата после реализации).

Прием изделий на комиссию и условия их реализации оформляются комиссионным соглашением, составленным в двух экземплярах: первый вручается сдатчику изделий, второй остается в магазине.

Взаимоотношения предприятия со специализированными магазинами (предприятиями торговли).

Взаимоотношения предприятия с торговыми организациями, закупающими изделия у предприятий с целью их последующей продажи, регулируется заключаемыми договорами.

В договоре устанавливаются условия поставки товаров: объем, наименование, количество, цена, маркировка, сроки и порядок поставки, форма расчетов за продукцию и другие дополнительные условия.

При уменьшении конъюнктуры спроса и предложения цены на товары, принятые для реализации, могут быть снижены по соглашению сторон.

Товары в магазин предприятие доставляет за свой счет. Если изделия невозможно реализовать в предусмотренный договором срок (например, обнаружены скрытые дефекты), то предприятие вывозит их за свой счет, если иное не предусмотрено договором.

Виды договоров, регулирующих взаимоотношения предприятий при реализации продукции (работ, услуг) населению. Юридическим основанием отношений, устанавливаемых при реализации предприятием продукции (работ, услуг) является гражданско-правовой договор розничной купли-продажи. Суть договора купли-продажи состоит в том, что продавец (предприятие) обязуется передать имущество в собственность покупателю (гражданам, предприятиям и организациям), а покупатель — принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.

Для совершения большей части операций купли-продажи населению не требуется письменное оформление договоренности.

Ответственность предприятия при продаже (поставке) некачественных товаров (продукции). Предприятие несет имущественную ответственность и возмещает ущерб, нанесенный потребителю, за не соблюдение договорных обязательств.

В соответствии с действующим законодательством покупатель — гражданин, которому продана продукция ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать: замену продукции, признанной недоброкачественной; соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатка продукции продавцом или возмещение расходов покупателя на их устранение; расторжение договора с возмещением убытков.

Если предприятие реализует свою продукцию через розничную сеть государственной и кооперативной торговли населению, государственным и кооперативным предприятиям и организациям, то оно несет ответственность за выполнение своих обязательств по заключенным договорам в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

Разрешено продавать изделия не только в пределах города или района, где расположено предприятие, но и других городах и районах Казахстана.

Цены на изделия, работы и услуги собственного производства предприятие устанавливает само и при необходимости пересматривает их.

Коммерческие расходы. Предприятие при отгрузке продукции может понести расходы, связанные со сбытом продукции, не подлежащие возмещению покупателем. Такие расходы называют коммерческими. К ним, в частности, относятся:

  • · расходы на рекламу;
  • · на тару и упаковку продукции на складах готовой продукции;
  • · по доставке продукции на станцию (пристань) оправления, погрузке в вагоны, на суда, в автомобили и другие транспортные средства;
  • · комиссионные сборы и отчисления, уплаченные сбытовым и другим посредническим организациям;
  • · по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации;
  • · участие в выставках и ярмарках;
  • · стоимость образцов товаров, переданных бесплатно и не подлежащих возврату покупателем.

Расходы на упаковку и транспортировку, включаются в себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем, а при невозможности — распределяются пропорционально какой-либо базе, предусмотренной в отраслевых инструкциях по планированию, учету и калькулированию (веса, объема, производственной себестоимости и др.).

Расходы на рекламу. В составе коммерческих расходов предприятия отдельной учетной позицией фиксируют расходы на рекламу.

Расходы на рекламу — это расходы предприятия по целенаправленному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. К ним относятся:

  • · расходы на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.);
  • · разработку и изготовление этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т. д.;
  • · рекламные мероприятия;
  • · расходы на световую и иную наружную рекламу;
  • · приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т. п.;
  • · изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
  • · хранение и экспедирование рекламных материалов;
  • · оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов;
  • · уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;
  • · проведение иных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.

Поскольку эти расходы для целей налогообложения относятся к группе лимитируемых, целесообразно расчетным путем (в том числе) выделить ту ее часть, которая превышает лимит (исходя из объема реализации нарастающим итогом с начала года).

Суммы произведенных расходов на рекламу включаются в себестоимость продукции без НДС.

Фактическую себестоимость готовой продукции можно определить только по окончании отчетного периода (месяца).

В течение отчетного периода постоянно происходит движение продукции (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции по учетным ценам, в качестве которых могут быть использованы фиксированные цены, фактическая себестоимость готовой продукции за прошлый месяц и др.

В конце отчетного периода учетная стоимость должна быть доведена до фактической себестоимости путем расчета сумм и процентов отклонений.

Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и поступления за месяц.

Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные предприятием, их учитывают на тех же счетах, что и готовую продукцию: сторно — экономия, обычная запись — перерасход.

На складах готовой продукции учет ведут в специализированных карточках, аналогично учета материала. В конце месяца остатки, выведенные в карточках, завскладом переносит в книгу остатков готовой продукции.

Документы по приходу и расходу готовой продукции вместе с реестрами приемки-передачи документов поступают в бухгалтерию.

В конце месяца после составления отчетных калькуляций определяется фактическая себестоимость всей продукции и разница между фактической и учетной стоимостью.

На основе сводных данных о выпуске готовой продукции дебетуют счет 1320 «Готовая продукция» и кредитуют счета 8010 «Основное производство», 8030 «Вспомогательное производство» и 8020 «Полуфабрикаты собственного производства» (если часть полуфабрикатов предназначена для продажи).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой