Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конвенции и рекомендации МОТ по проблемам социального партнерства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конвенция также предусматривает меры содействия коллективным переговорам, которые должны разрабатываться и применяться таким образом, чтобы не ограничивать их свободу. Этим же проблемам посвящена Рекомендация 1981 года «О содействии коллективным переговорам» (№ 163), направленная на поощрение свободных и добровольных коллективных переговоров. труд конвенция социальный договор Конвенция 1982 года… Читать ещё >

Конвенции и рекомендации МОТ по проблемам социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конвенции и рекомендации МОТ по проблемам социального партнерства

При разработке правовых основ социального партнерства наша страна наряду с использованием опыта стран с развитой рыночной экономикой и собственного практического опыта по заключению и реализации коллективных договоров, двусторонних соглашений ориентируется на общепризнанные международно-правовые нормы, предусмотренные конвенциями и рекомендациями Международной организации труда (МОТ).

С момента создания главными целями своей деятельности Международная организация труда провозгласила борьбу за социальную справедливость, уважение прав человека, прежде всего, права на труд, улучшение условий жизни, расширение возможностей занятости. В области международно-правового регулирования труда деятельность МОТ состоит в постоянном поиске согласия и сотрудничества между органами государственной власти и основными заинтересованными сторонами — предпринимателями и трудящимися. МОТ принято свыше 180 конвенций и 190 рекомендаций по различным вопросам регулирования трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений. Международные трудовые нормы, предусмотренные конвенциями и рекомендациями МОТ, образуют Международный трудовой кодекс.

К наиболее важным конвенциям МОТ, касающимся вопросов социального партнерства, относятся:

Конвенция 1948 года «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (№ 87), которая устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание организаций и вступление в них по своему выбору без получения предварительного разрешения, определяет порядок их деятельности. Организации трудящихся и предпринимателей имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать представителей, организовывать аппарат и деятельность, формулировать свою программу действий. Конвенция запрещает государственным властям вмешиваться в деятельность организаций трудящихся и предпринимателей.

Конвенция 1949 года «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (№ 98) предусматривает защиту членов профсоюза от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.

Конвенция 1971 года «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемым им возможностях» (№ 135) предполагает предоставление представителям трудящихся соответствующих возможностей, позволяющих им быстро и эффективно выполнять свои функции и осуществлять защиту от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение.

Конвенция 1978 года «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» (№ 150) предполагает, что государство-член МОТ должно организовать эффективную систему по регулированию вопросов труда, функции и обязанности которой должны быть скоординированы. Государство обязывается в рамках этой системы обеспечить консультации, сотрудничество и переговоры между организациями предпринимателей и трудящихся. Система регулирования вопросов труда должна выполнять конкретные функции: подготовку, проведение, координацию, проверку и пересмотр национальной трудовой политики, подготовку и применение законодательства, решение задач в связи с национальной политикой в области занятости, условий труда и т. д. Персонал этой системы состоит из лиц соответствующей квалификации, независимых от внешнего влияния; имеет статус, материальные средства и финансовые ресурсы.

Конвенция 1981 года «О содействии коллективным переговорам» (№ 154) распространяется на все отрасли экономической деятельности, содержит определение термина «коллективные переговоры». В соответствии с ней коллективные переговоры — это переговоры, которые проводятся между предпринимателями, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся; с другой в целях:

  • а) определения условий труда и занятости;
  • б) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися;
  • в) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся.

Конвенция также предусматривает меры содействия коллективным переговорам, которые должны разрабатываться и применяться таким образом, чтобы не ограничивать их свободу. Этим же проблемам посвящена Рекомендация 1981 года «О содействии коллективным переговорам» (№ 163), направленная на поощрение свободных и добровольных коллективных переговоров. труд конвенция социальный договор Конвенция 1982 года «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателей» (№ 158) устанавливает, что законными основаниями' для прекращения трудовых отношений не являются членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или (с согласия предпринимателя) в рабочее время; намерение стать представителем трудящихся, выполнение функций представителя трудящихся.

Рекомендация 1951 года «О коллективных договорах» (№ 91) предлагает процедуру ведения коллективных переговоров для выработки, заключения, пересмотра и возобновления колдоговоров. В ней же содержится определение коллективного договора как «всякого письменного соглашения относительно условий труда и найма, заключаемого, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны». Эта рекомендация устанавливает обязательства сторон, вытекающие из коллективных договоров, и говорит о распространении действия договоров, толковании, а также контроле за их соблюдением и выполнением.

В целях содействия взаимопониманию и добрым отношениям между органами государственной власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между самими этими организациями ряд актов, принятых Международной организацией труда, предусматривает создание механизма консультаций в области трудовых отношений. Составными частями механизма являются:

  • — на низовом уровне — Рекомендация 1952 года «О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятий» (№ 94);
  • — на более высоких уровнях — Рекомендация 1960 года «О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабе» (№ 113).

К перечисленным конвенциям и рекомендациям Международной организации труда необходимо добавить Рекомендацию 1971 года «О представителях трудящихся» (№ 143), Конвенцию 1976 года «О трехсторонних консультациях (международные трудовые нормы)» (№ 144), Конвенцию (№ 151) и Рекомендацию (№ 159) 1978 года «О трудовых отношениях на государственной службе» и др.

Таким образом, в подавляющем большинстве конвенций и рекомендаций МОТ, касающихся практически всех социально-трудовых вопросов, закреплены положения о необходимости социального партнерства, определяющие его содержание, механизм, права и обязанности субъектов.

С принятием Конституции РФ, признавшей приоритетность международных норм, роль и значение конвенций и рекомендаций МОТ в регулировании трудовых отношений, в формировании механизма социального партнерства значительно возросли. Кроме того, конвенции МОТ как источник российского трудового права имеют особое значение в практике правового регулирования труда. Это обусловлено тем, что применение содержащихся в них норм может быть проконтролировано не только судом, но и самой МОТ, в рамках которой действует специальный контрольный механизм — Комитет МОТ по свободе ассоциаций и Комитет МОТ по контролю за соблюдением международных норм труда.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой