Чтобы выявить сущность аудита, обратимся к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности»: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей». Представленное определение не содержит даже намека на то, что аудит — это финансовый контроль и значит, что результат аудита не передается ни в один государственный орган.
Налоговые органы заинтересованы получить возможность предварительно знакомиться с результатами аудиторских проверок, наравне с заказчиком этих услуг. В таком случае им предоставлялся уже готовый материал с отражением выявленных недостатков в ведении финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Оставалось бы только посчитать какой штраф начислить, сколько пени насчитать и т. д. Вознаграждение участников аудиторской проверки зависит от клиента и качества проведенной проверки. Клиентура, в своей основной части, формируется не руководствуясь рекламой, а опирается, как правило, на мнение партнера по бизнесу. Заказчики аудиторских услуг требуют от исполнителя, т. е. аудитора, индивидуального подхода к разрешению поставленной задачи, сформулировав ее в договоре на оказание аудиторских услуг.
Тем самым выявляется отличие аудита от ведомственной ревизии в самостоятельности определения форм, методов аудиторской проверки, исключается выполнение работ «под копирку». Исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, в независимости от любой третьей стороны, а также аудит проводится на принципах предпринимательской деятельности, то есть с целью получения прибыли, с условием возможной материальной ответственности.
Цель данной работы — исследование отличия аудита от других форм экономического контроля.