Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные вехи жизни, истоки взглядов, этапы деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Николай всеми силами старался зарабатывать (давал уроки, делал переводы), чтобы помочь в обеспечении своих братьев и сестер, отданных на попечение разным небогатым родственникам. Но как ни тяжело было материальное положение Добролюбова и как ни много забот и тревог причинял вопрос о помощи родным, он продолжал развиваться под влиянием профессоров, ученых занятий. Мало-помалу стал принимать живое… Читать ещё >

Основные вехи жизни, истоки взглядов, этапы деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Н.А. Добролюбов родился 24 января 1836 года в патриархальной семье домостроевского типа. Отец его, Александр Иванович, будучи священником нижегородской Никольской церкви и педагогом в канцелярском училище, находился дома мало, соответственно немного внимания уделял воспитанию собственных детей. Они всецело росли под попечением матери, Зинаиды Васильевны (женщины, по общим отзывам, умной и прекрасной). Но Н. Ф. Болдырев указывает, что отец, пусть и по-своему, любил сына, довольно часто хвастался его способностями, однако мальчик все же был больше привязан к матери. В 1846 году десятилетнего Николая отдали в высший класс духовного училища (важно отметить, что обучались там 12−15 летние дети), где он достиг поразительных успехов, особенно в изучении латинского языка, «наиболее замечательные из его упражнений учитель с искренним удовольствием читал и разбирал в классе при всех» [цит. по Болдыреву В. А., 1997]. В 1848 году мальчик перешел во 2-е отделение словесности. Семинарские годы Добролюбова проходили тихо и однообразно, чередуясь с незначительными радостями и домашними невзгодами (постоянные вспышки гнева отца). Николай был отчужден от семинарских товарищей, да и они не тянулись к нему, считая своего рода аристократом среди них (т.к. он был сыном уважаемого городского священника). Такая замкнутая жизнь способствовала тому, что Добролюбов все больше и больше зарывался в книги: исторические, философские труды, творения русских литераторов (библиотека отца состояла из 400 томов). В 13 лет начал писать стихи, переводил Горация. С 17-летнего возраста вдался в суровый аскетизм. В этот же период внутреннее развитие его, переживает фазы, обычные для людей его возраста — рефлексии и романтические порывы. Кроме этого голова его заполняется мечтами об университете и литературной славе. Н. Ф. Болдырев пишет, что особое благотворное влияние в это время на него оказывает учитель немецкого языка И. М. Сладкопевцев. Но отец был решительно настроен против университета, мечты об авторстве тоже начали колебаться из-за неуверенности в своих силах, а Сладкопевцева перевели в Тамбов. Все эти обстоятельства привели к тому, что Добролюбов впал в жуткую апатию. Но это был кризис, после которого юноша впервые трезво взглянул на свое положение и осознал, что даром ему ничего не достанется, возникли первые проблески нового идеала — идеала положительного труженика. Добролюбов почувствовал, что перерос рамки семинарского учения, и идя на компромисс с отцом решает поступить в петербургскую Духовную академию. 4 августа 1853 года он выехал туда.

Приехав в академию, Добролюбову сообщили, что он должен жить на частной квартире до окончания экзаменов. Земляки уже заранее подыскали ему «угол». Но этот случайный наем комнатки имел роковое значение в его жизни. Вместе с ним поселился студент педагогического института, который рассказал своему соседу, о нехватке студентов в заведении. Это известие привело Добролюбова в волнение, и он решает держать экзамен и в институте и в академии. Успешно пройдя все экзаменационные испытания в педагогическом институте, Николай был зачислен, безусловно, мысли об академии отступили на второй план, несмотря на недовольство отца (вскоре отец сменяет гнев на милость, так как Архиерей одобрил поступление его сына). Первые впечатления, вынесенные им из института, были самые светлые. Он погрузился в изучение немецкой литературы, греческого языка, римских классиков, самостоятельно осваивал французский. «Он читал везде и всегда… в столе у него было столько разного рода заметок, тетрадей… в шкафу — столько книг, что и ящик в столе, и полки в шкафу ломились» [цит. по Болдыреву В. А., 1997]. Добролюбов обратил на себя внимание и педагогов и товарищей, в литературных спорах всегда выигрывал. Но в то же время, не был глухим педантом, всегда с удовольствием относился к житейскому разговору. Безмятежную жизнь Добролюбова поколебали два жестоких удара: смерть сначала матери (8 марта 1854 года), затем отца (6 августа того же года). Б. Ф Егоров отмечает, что почти одновременная потеря родителей так потрясла умственный и нравственный мир Добролюбова, что все его убеждения, в духе которых он был воспитан с детства пошатнулись, и началась мучительная переработка всего его миросозерцания.

Николай всеми силами старался зарабатывать (давал уроки, делал переводы), чтобы помочь в обеспечении своих братьев и сестер, отданных на попечение разным небогатым родственникам. Но как ни тяжело было материальное положение Добролюбова и как ни много забот и тревог причинял вопрос о помощи родным, он продолжал развиваться под влиянием профессоров, ученых занятий. Мало-помалу стал принимать живое участие в литературном движении того времени, снова начал писать стихи. Болдырев пишет, что третий курс института ознаменовался огромным количеством столкновений с начальством (студенты разделились на два лагеря: приверженцев директора Давыдова и оппозиционеров; Добролюбов относился ко второму, но вскоре разочаровался во всем этом). Несмотря ни на что, Добролюбов оставался терпимым к людям. Здесь мы видим зародыш тех гуманных, чисто христианских взглядов, проводимых в его статьях. В продолжение последних двух лет пребывания в педагогическом институте (1856 и 1857) окончательно выработались убеждения Добролюбова, его стремления, целиком направленные к общественным идеалам, и при этом суровый, ригористический характер, доходивший порою до аскетизма. На молодые страсти и вспышки влюбчивости он смотрел с презрением как на слабости.

Начало литературной деятельности Добролюбова относится к последним годам институтского курса. От стихов перешел к прозе. В 1855 году выпустил 19 номеров рукописного журнала «Слухи» и принялся за опыты в беллетристике. Опубликовал несколько критических статей в «Современнике» (Н.Ф. Болдырев отмечает, что первая из них о «Собеседнике любителей российского слова» произвела фурор и вызвала много откликов, даже от Галахова), полноценное сотрудничество с которым было отложено до окончания курса.

По окончании института наступает новый этап профессиональной деятельности Добролюбова. По предложению Некрасова он встал во главе журнала «Современник». В любви Николая Добролюбова, периодически постигали неудачи, поэтому он все более и более погружался в труд. Много времени уделял писателям-новичкам, всегда вовремя прочитывал присылаемые рукописи, писал статьи сам, и даже жил в соседних от редакции комнатах. «Он очень заботился, чтобы ни одна фраза не противоречила направлению журнала…» [цит. по Болдыреву В. А., 1997]. В конце 1858 года открыл в «Современнике» особенный сатирико-обличительный отдел «Свисток». Прямодушие и полное отрицание компромиссов во всех литературных отношениях Добролюбова привели к конфликту с Тургеневым. После которого он и некоторые другие (Писемский, Анненков, Дружинина) покинули журнал. С появлением новых критиков и публицистов, старые стали на них «коситься», и в «Современнике» произошел раскол. Разрыв Тургенева с журналом, наделал много шума и повлек за собой разрыв двух поколений — людей сороковых годов и шестидесятых.

В.С. Никоненко отмечает, что огромная напряженная работа в «Современнике» подорвала слабое здоровье Добролюбова и у него началась чахотка. В 1860 он ездил в Италию на лечение, по возвращении в Россию болезнь обострилась и 17 (29) ноября Николай Александрович Добролюбов умер и был похоронен на Волковом кладбище, рядом с могилой В. Г. Белинского.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой