Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исторические условия функционирования экономической печати в СССР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После окончания гражданской войны в стране сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация. Глубокие перемены требовались во всех сферах общественной жизни. Начало новой экономической политике (НЭП) положил X съезд партии в марте 1921 г. Пропаганда нового курса, разъяснение его основных задач были поставлены в качестве приоритетных направлений деятельности журналистики. Но пресса оказалась… Читать ещё >

Исторические условия функционирования экономической печати в СССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Нельзя отрицать наличия советских газет и журналов делового профиля. Такого рода периодика появилась на заре советской власти и в рамках жесткой политической системы играла отведенную ей роль». И это неудивительно, поскольку советская система диктовала совершенно новые условия существования журналистики. Для полноценного функционирования деловой прессы и журналистики не было главного условия: в советской системе отсутствовала сфера бизнеса в ее современном понимании, не было социального слоя предпринимателей и ценностей деловой жизни. Именно поэтому угол зрения экономической журналистики был смещен в сторону изучения производственных отношений.

Господствовавшая в России с 1917 по 1991 г. общественно-экономическая формация породила явление несколько иного толка. В системе советской печати деловая пресса трансформировалась в экономическую печать с воспитательной и контрольно-организаторской функциями. Ленин видел в новой на тот момент системе журналистики, прежде всего, «орудие социалистического строительства», «орган экономического воспитания масс населения», а не просто «аппарат для сообщения политических новостей».

6 ноября 1918 г. вышел в свет орган Высшего совета народного хозяйства и экономических наркоматов — ежедневная газета «Экономическая жизнь». Материалы таких рубрик и разделов, как «В президиуме ВСНХ», «Официальный отдел», «Продовольствие», «Топливо», «Транспорт», «Финансы» и др. позволяют достаточно полно представить цели и задачи «Экономической жизни». «Экономическая жизнь» была призвана стать важным инструментом в разработке и осуществлении хозяйственной политики РКГТ (б) и советского государства, изданием нового типа. «В. И. Ленин, по инициативе которого была создана газета, хотел видеть в ней «орган, регулярно публикующий материалы по экономике, содействующий улучшению работы всех отраслей народного хозяйства». Однако «Экономическая жизнь» не оправдала надежд Ленина: выступления ее авторов характеризовались как «пустейшее говорение», «литературщина», по этому газета не оказывала на ход социалистического строительства должного влияния.

После окончания гражданской войны в стране сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация. Глубокие перемены требовались во всех сферах общественной жизни. Начало новой экономической политике (НЭП) положил X съезд партии в марте 1921 г. Пропаганда нового курса, разъяснение его основных задач были поставлены в качестве приоритетных направлений деятельности журналистики. Но пресса оказалась не готовой к выполнению такого серьезного задания. Ситуация осложнялась слабостью материально-технической базы и низким профессиональным уровнем журналистских кадров. В 1922 г. вышли журналы «Экономист», «Экономическое возрождение». Возрождающимся типом деловой газеты стал «Листок объявлений», финансируемый группой московских нэпманов. Однако предвзятое отношение властей приводило к закрытию небольшевистских изданий. В начале 20-х гг. возникло и такое новое явление в отечественной журналистике, как фабрично-заводская печать, которая впоследствии стала именоваться многотиражной.

В 1926 г. начался новый период в жизни советской страны, связанный с реконструкцией народного хозяйства. Реконструкция народного хозяйства требовала освещения в печати конкретных тем индустриального строительства. На страницах газет реализовывалось все многообразие подходов прессы к освещению вопросов повышения производительности труда, рационализации производства, режима экономии средств, сырья, материалов, снижения себестоимости выпускаемой продукции. К этим проблемам внимание читателей привлекалось с помощью постоянного отдела «За режим экономии», появившегося в газетах в конце апреля 1926 г.

В 30-е гг. в стране выпускаются газеты для рабочих различных отраслей народного хозяйства. В их числе: «Торгово-промышленная газета», «Строительная газета», «Легкая индустрия», «Лесная промышленность», «Советская торговля» (до 1934 г. — под названием «Кооперативная жизнь»), «Водный транспорт», «Уголь», «Машиностроение» и т. д.

«Развитие системы журналистики в 20−30-х гг. осуществлялось под непосредственным руководством и постоянным контролем со стороны партии. Типология созданной в довоенные годы системы периодики (в том числе и экономической печати) в основном оставалась неизменной вплоть до начала 90-х гг».

Довольно сложно говорить о наличие полноценной экономической прессы в период Великой Отечественной войны. По сути, освещение экономической тематики реализовывало себя на качественно ином уровне — уровне пропаганды подвига тыла в контексте военной экономики. Такой подход был вполне закономерен в создавшихся условиях. В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Число центральных газет уменьшилось более чем вдвое: из тридцати девяти осталось восемнадцать. Перестали выходить «Черная металлургия», «Машиностроение», «Уголь», «Нефть», «Легкая промышленность» и др. «Пресса писала о тяжелой обстановке, в которой приходилось проводить передислокацию предприятий на Восток, идейно и организационно сплачивала трудовые коллективы на досрочное завершение строительных работ и быстрейшее наращивание темпов выпуска военной продукции».

К маю 1945 г., структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанную на условия военного времени. Окончание войны вызвало необходимость не только ее реорганизации, но и направления усилий на решение проблем хозяйственного строительства.

Обнародовав Закон о пятилетнем плане на 1946;1950 гг., печать развернула большую работу по его разъяснению. В выступлениях печати конца 40-х — первой половины 50-х гг. сообщалось о новых успехах в развитии отраслей тяжелой индустрии, в электрификации страны. В восторженных тонах рассказывалось о «сталинских стройках коммунизма» и грандиозных победах человека над природой. Довольно продолжительный отрезок советской истории, наступивший сразу после смерти Сталина, во второй половине 50-х, и продолжавшийся вплоть до середины 80-х гг. характеризуется относительной устойчивостью типологической структуры советской печати.

ЦК КПСС содействовал возникновению новых центральных и местных изданий, новых типов и видов прессы. В середине 50−60-х гг. ХХ в, вышли «Промышленно-экономическая газета», «Экономическая газета», «Экономическая жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская торговля», в которых поднимались насущные вопросы жизни и страны в условиях демократизации, вызванной «оттепелью». Газеты публиковали постановочные статьи, теоретические консультации, экономические обзоры, обозрения, ответы па вопросы читателей, экономические заочные конференции и т. д. Ведущие издания — «Экономическая газета», «Сельская жизнь».

В октябре 1965 г. был взят курс на новую экономическую реформу, целью которой должно было стать улучшение управления промышленностью, совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства. Идеологическим посылом экономики стал лозунг «Все во имя человека, для блага человека».

В 1966 г. стартовала новая пятилетка, а с ней и экономическая реформа. Реформа надолго завладела вниманием печатных изданий. В газетах постоянное место заняли рубрики и отделы: «На экономические темы», «Проблемы технического прогресса», «Проблемы экономики сельского хозяйства», «Люди высокого долга» и т. д. На страницах изданий размещались карты крупнейших строек. Огромные надежды возлагались в прессе на ввод и эксплуатацию БАМа, на строительство атомных и гидроэлектростанций. В газете «Индустриальное Запорожье» в течение нескольких лет печатались статьи, вошедшие в цикл под названием «Коллективная повесть о людях нового времени». Десятки изданий — «Труд», «Экономическая газета», «Рабочая газета», «Уральский рабочий», «Ленинградская правда», «Социалистический Донбасс», «Советская Белоруссия» выступали против проявлений расточительности, бюрократизма, местничества.

Тем не менее, иногда в публикациях «Экономической жизни» звучали мысли о том, что действия различных министерств не увязаны с механизмом экономической реформы. При всей сдержанности выступлений газета касалась фактов, свидетельствующих о сокращении объема производства, снижавшемся уровне производительности труда и фондоотдачи. Во всех сферах жизни нарастали негативные процессы. Публикации «Социалистической индустрии» свидетельствовали о теневой экономике. При этом для показа мнимых успехов в экономике и других сферах жизни страны широкое распространение получила практика произвольного манипулирования информацией. Но они не могли удержать страну от надвигавшегося экономического кризиса.

В середине 80-х гг ХХ в. к руководству партией пришел МС. Горбачев. По его инициативе КПСС провозгласила курс на перестройку. Новое политическое мышление, ставшее возможным благодаря начавшейся демократизации жизни общества, стало пробивать дорогу новому экономическому мышлению. В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменил цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других СМИ, ввел их регистрацию, в чем проявились новые принципы строительства журналистики в демократическом обществе. Вышли в свет еженедельные издания для деловых людей с ежемесячным аналитическим приложением. Конкуренция вызвала к жизни качественно новые издания. Среди них «Независимая газета», «КоммерсантЪ».

Итак, экономическая печать советского периода проявляла себя примерно так же, как и деловая пресса современности. Однако, по сути, функционирование советской экономической печати было подчинено одной лишь цели — цели экономического воспитания трудящихся и пропаганде идей плановой экономики.

Советские издания, ориентированные на экономическую тематику не смогли быстро построить новую систему стандартов и принципов, необходимых прессе, востребованной в рыночных условиях. Типологическое же сходство между современной деловой периодикой и экономической печатью советского периода прослеживается на уровне специализированных, узкоспециализированных и корпоративных изданий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой