Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Речевой портрет как структурный элемент очерка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическую базу исследования составили очерки Е. Богата, М. Шагинян, В. Пескова, JI. Свитич, В. Гиляровского, В. Мехонцева, Я. Гуре-вича, Б. Челышева, П. Данича, Н. Корытника и других российских, молдавских (русскоязычных) и приднестровских публицистов. Основная причина обращения к названным источникам — их интерес к образу человека. Публицистическое творчество этих авторов является достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Жанровая и стилистическая характеристика очерка
    • 1. 1. Очерк как жанр
    • 1. 2. Стилистические особенности очерка
    • 1. 3. Композиционно- речевые формы как средство создания портрета персонажа (на материале очерка Е. Богата «Семейная реликвия»)
  • Глава 2. Речевые средства создания портрета в очерке
    • 2. 1. Деталь и её роль в создании портрета в очерке
    • 2. 2. Функции тропов и фигур в речевом портрете
  • Глава 3. Композиционно-синтаксические приёмы создания портрета в очерке
    • 3. 1. Прямая речь как средство передачи чужой речи
    • 3. 2. Особенности несобственно-прямой и косвенной речи как способа создания образа в портретном очерке
    • 3. 3. Функции монолога и диалога в портретировании

Речевой портрет как структурный элемент очерка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как показывают наблюдения, за последние 20 лет значительно уменьшилось число художественно-публицистических произведений, возросла роль более динамичных жанров, таких, как информация, интервью, репортаж.

Между тем, очерк дает возможность описать и зафиксировать для потомков портреты известных личностей, сохранить в памяти исторические события, помогает лучше понять жизнь общества на современном этапе. Очерк имеет большое воспитательное значение: он учит и воспитывает на высоких примерах служения делу, обществу, родине.

Мы согласны с мнением Е. Г. Фомичевой [2003: 3], которая считает, что для более глубокого освоения данного жанра современным журналистам необходимо изучить произведения, созданные авторами прошлых десятилетий. Это позволит увидеть художественные приемы, которые использовались мастерами очерка для создания запоминающихся образов современников, их внутреннего духовного мира. Представляется интересным изучить и то, как и при помощи каких речевых средств автор создает портрет персонажа.

Наше исследование как раз и обращено к изучению тех стилистических приёмов изображения человека в очерке, которые и формируют художественно-публицистические особенности этого жанра.

Одна из наиболее существенных составляющих мастерства публициста — умение раскрыть характер героя, создать его выразительный образ. Поэтому в данной работе предполагается проанализировать средства и приемы, которые помогают публицисту создавать портреты персонажей в очерке. В центре внимания в настоящем исследовании находится речевой портрет персонажа в очерке как структурный элемент жанра.

Актуальность исследования определяется необходимостью выявить речевые средства создания портрета персонажа в очерках российских, молдавских (русскоязычных) и приднестровских публицистов, поскольку именно в портретной характеристике с наибольшей полнотой отражается индивидуально-авторское видение мира, дать рекомендации по практическому использованию речевых средств создания портрета в очерке. Ранее речевой портрет в очерке не подвергался детальному описанию, поэтому мы сделали его основным предметом исследования. Актуальным также является поиск конструктивных моделей, репрезентирующих целостность образа персонажа.

Степень научной разработанности темы.

Тема настоящего диссертационного исследования лежит на стыке литературоведческих и лингвистических направлений, теории журналистики, поэтому теоретические предпосылки неизбежно должны касаться этих аспектов.

Настоящее исследование базируется на основных достижениях современного жанроведения (имеются в виду труды В. А. Алексеева, Т. А. Беневоленской, Л. Р. Дускаевой, Е. И. Журбиной, М. Н. Кима, В. Я. Канторовича, Г. В. Колосова, Л. М. Майдановой, В. Д. Пельта, 3. С. Смелковой, А. А. Тер-тычного, Н. Н. Щудря и др.), на положениях функциональной стилистики и прагматики, на результатах обобщающих работ по языку СМИ, прежде всего публицистического стиля в его подстилях и жанрах (труды Т. А. Беневоленской, В. П. Вомперского, Л. Р. Дускаевой, Л. Г. Кайды, В. Г. Костомарова, М. Н. Кожиной, В. И. Конькова, Л. М. Майдановой, Г. Я. Солганика и др.).

Общетеоретические проблемы системного изучения портрета персонажа поставлены в практической стилистике уже в середине XX века. Проблемам стилистики речевых средств портретной характеристики уделяли внимание такие видные учёные, как М. М. Бахтин, В. В. Виноградов. Однако в XX веке ещё не была выработана целостная модель изучения речевых средств портретной характеристики персонажа очерка.

Стилистический и прагматический анализ текстов о человеке должен ответить на вопрос, как в СМИ изображается человек, как «работает» жанр портрета именно в сфере массовой коммуникации, приспосабливаясь к её специфике.

Исследование портрета традиционно было и продолжает оставаться прерогативой литературоведения, так как существуют сложившиеся традиции художественного портретирования человека в разных жанрах литературы, особенно в прозе. Вместе с тем в современной стилистике и современном лингвистическом жанроведении складывается представление о портретиро-вании как универсальной форме текстовой репрезентации человека, характерной для разных сфер общения.

Среди тех сфер, которые дают наиболее интересный языковой материал и привлекают наибольшее внимание к изучению портретов персонажей, -сфера массовой коммуникации, так как СМИ наиболее полно отражают современное состояние языка и новейшие тенденции его развития, так как «место, которое занимал раньше язык художественной литературы, переходит к языку массовой коммуникации» [Г. Я. Солганик 2007: 565]. Специальных работ, посвященных такому жанру, как очерк, немного.

Адушкина Т. В. (г. Барнаул, 2005) исследовала очерк в системе жанров мордовской литературы.

Арзуманиян Д. И. (г. Москва, 2008) предложила методику обучения студентов-журналистов использованию несобственно-прямой речи в художественно-публицистических жанрах на примере очерка.

Потсар А. Н. (г. Санкт-Петербург, 2006) занималась описанием речевой структуры персонажа массового текста в семантическом аспекте.

Фомичева Е. Г. (г. Санкт-Петербург, 2003) проанализировала приёмы портретизации в творчестве различных авторов (В. Г. Короленко, М. Горького, А. А. Аграновского, Д. С. Лихачёва, Ю. М. Рост, Т. Н. Толстой), взяв за основу учение о перволичном и третьеличном нарративе.

В «рамках нашего исследования представляет интерес работа Кочетовой В. Г. (Художественная деталь в прозе Гончарова: Типы, функции, эволюция: М., 2002), в которой проанализировано функционирование художественной детали, показана' её эволюция на протяжении творчества писателя, для чего была предложена классификация, данного композиционного элемента по двум группам, которые Кочетова В. Г. обозначила как «описательные» и «психологические» детали. «Описательные» детали изображают внешнее бытие персонажа, «психологические» дают представление об особенностях характера, душевного склада героя. В первой группе исследователь выделила «портретную», «пейзажную», «вещную» детали, во второй — «поведенческую» и «речевую».

Главным объектом очерка всегда был и остается человек. Соответственно, одной из наиболее существенных составляющих мастерства публициста является умение раскрыть характер героя, создать его запоминающийся образ, поэтому в данной работе предполагается проанализировать средства и приемы, которые помогают публицисту создавать портреты персонажей в очерке.

Объектом исследования являются очерковые тексты СМИ (очерки российских, русскоязычных молдавских и приднестровских публицистов), содержащие портрет персонажа.

Предмет исследования — портретное описание персонажа в очерке, совокупность приемов и речевых средств, используемых публицистами для создания образа героя, то есть приемов портретной характеристики, основных содержательных и языковых черт портрета в композиционно-речевой структуре очерка.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что портрет является важнейшим структурным элементом очерка: воздействуя на идею и тему, на сюжет, фабулу и композицию всего очерка, он в то же время сам зависит от этих компонентов текста.

Цель исследования — выявление роли портретного описания на сюжет-но-фабульном, композиционном и идейно-содержательном уровнях, описание речевых средств создания портрета персонажа в очерке.

Достижение поставленной цели осуществлялось последовательным решением следующих задач:

1. Изучить специфику очерка, его структурное и речевое своеобразие.

2. Опираясь на опыт современного отечественного литературоведения, языкознания, теории журналистских жанров, определить основные подходы к выявлению специфики речевых средств портрета персонажа в очеркеопределить базовые стилистические характеристики портретирования в очерке.

3. Проанализировать композиционно — стилистическую функцию речевых средств в исследуемых очерках.

Эмпирическую базу исследования составили очерки Е. Богата, М. Шагинян, В. Пескова, JI. Свитич, В. Гиляровского, В. Мехонцева, Я. Гуре-вича, Б. Челышева, П. Данича, Н. Корытника и других российских, молдавских (русскоязычных) и приднестровских публицистов. Основная причина обращения к названным источникам — их интерес к образу человека. Публицистическое творчество этих авторов является достаточно репрезентативным как в плане использования эффективных профессиональных технологий, так и в отношении места, которое они занимают в духовной культуре России, Молдавии и Приднестровья. Выбранные очерковые произведения известны широкому кругу читателей. Публицисты создали живые и запоминающиеся портреты современников. Фактический материал, собиравшийся методом сплошной выборки, представляет 1249 примеров портретных описаний персонажей, взятых из очерков, написанных в XX и XXI. веке.

Методологическая основа исследования. В ходе исследования и анализа полученных данных нами использовались общенаучные методы (наблюдение, описание, индукция, дедукция, системноструктурный), методы прикладной лингвистики, а также лингвостилистический, коммуникативный анализ.

Новизна исследования: в работе вводится новый эмпирический материал: творчество приднестровских и некоторых российских очеркистов ранее не изучалось. Кроме того, предпринимается попытка на материале очерков XX и первого десятилетия XXI века осуществить комплексное лингвостили-стическое исследование речевого портрета персонажа очерка во взаимосвязи его структурных особенностей, его роли в построении текста очерка.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Речевой портрет является важнейшим стилистическим элементом очерка. Портретирование человека, понимаемое как универсальный способ целостного представления личности в тексте, приложимо и к текстам современных российских, молдавских (русскоязычных) и приднестровских СМИ.

2. Портрет в СМИ специфичен: характеризуется невымышленным объектом (реальной личностью), направленностью на массового адресатом, доминирующей коммуникативной установкой на объективность изображения.

3. Портрет в очерке (в стилистических фигурах и тропах, оценочных средствах) воплощает свойственный русскому национальному сознанию приоритет духовных, нравственных характеристик человека по отношению к характеристикам физическим и ментальным.

4. Портрет выполняет в очерке различные функции: характерологическую, оценочную, тематизирующую, текстообразующую.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определённый вклад в разработку актуальных вопросов теории порт-ретирования персонажа в очерке в более широком плане.

Работа представляет интерес для жанроведения, функциональной и коммуникативной стилистики, теории текста, теории СМИ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть положены в основу лекционных и практических занятий по стилистике, по интерпретации художественного текста, в спецкурсах по лингвистике текста. Представленный в исследовании фактический материал может быть использован при разработке общих и специальных курсов о способах, приёмах, средствах портретирова-ния человека в очерке.

Апробация результатов исследования.

Теоретические положения, методологические подходы и практические результаты, изложенные в диссертационном исследовании, были обсуждены на международных, республиканских научно-практических конференциях:

1. Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2010 году. СМИ в публичной сфере». — МГУ, февраль 2011.

2. Международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: ме-диатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах». -МГУ, октябрь 2010;

3. Международная научно-практическая конференция «Культурноязыковое многообразие Приднестровья в зеркале этноязыковых процессов современности». — Тирасполь, сентябрь 2010;

4. Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире». — МГУ, февраль 2010;

5. Международная научно-практическая конференция «Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ». — МГУ, февраль 2009;

6. Международная научно-практическая конференция «СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды». — Москва, февраль 2008;

7. Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие культур и полилингвизм Приднестровья: становление и развитие». — Тирасполь, октябрь 2007;

8. Международная научно-практическая конференция «Профессия „Журналист“: вызовы XXI века». — Москва, февраль 2007;

9. Международная научно-практическая конференция «Современные процессы межкультурного взаимодействия и языковая практика». — Тирасполь, октябрь 2005;

Ю.Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной филологии». — Тирасполь, октябрь 2004; 11. Международная научно-практическая конференция «СМИ в условиях системной социальной трансформации». — Тирасполь, октябрь 2003;

Результаты диссертационного исследования были изложены в опубликованных автором статьях и обсуждены на кафедре журналистики Института языка и литературы ПГУ имени Т. Г. Шевченко и кафедре стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

1. Юзифович В. А. О словесных средствах художественной изобразительности в очерках Б. Д. Челышева // Медиаальманах: сб.ст. — Москва: Изд-во МГУ, 2010, № 4. — С. 60−68.

2. Юзифович В. А. Об эпитете как средстве портретной характеристики в очерках // Медиаальманах: сб.ст. — Москва: Изд-во МГУ, 2011, № 3 — в печати.

3. Юзифович В. А. Конструкции с прямой речью как композиционносинтаксический приём создания портрета персонажа в очерке (на примере очерка Е. Богата «Семейная реликвия») // Мировые стандарты современной журналистики: сб.ст. — Черкассы: Изд-во Чабаненко Ю., 2010. — С. 234- 238.

4. Юзифович В. А. Политическая метафора на страницах газеты «Приднестровье» // Современные процессы межкультурного взаимодействиями языковая практика: сб.ст. — Тирасполь, 2005. — С. 368−370.

5. Юзифович В. А. Фразеологизмы библейского происхождения на страницах республиканской газеты «Приднестровье» // Покровские чтения: докл. на Республ. науч. — просветит, конф. 13 октября 2006 г. — Тирасполь, 2006. -С.98−101.

6. Юзифович В. А. Фразеологизмы* как средство выразительности (по материалам газеты «Приднестровье» // Профессия — журналист: вызовы XXI века: Тез. докл. Междунар. науч. конф. 5−8 февр. 2007 г. — Москва, 2007.-С.303.

7. Юзифович В. А. Повелительные формы как речевое средство выразительности в газетных заголовках (по материалам газеты «Приднестровье» // Взаимодействие культур и полилингвизм Приднестровья: становление и развитие: докл. на Межд. науч. конф. 30−31 октября 2007 г. — Тирасполь, 2007 -С. 111−115.

8- Юзифович В. А. Недетские контексты «детской» прозы // Тирасполь — Москва: сб.ст. -Тирасполь, 2007, № 2. -С.181−188.

9. Юзифович ВА. Трансформация фразеологизмов как образное средство выразительности // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования: сб.ст. — г. Набережные Челны: Из-во Лаб. операт. полиграф., 2007. — С. 77- 80.

10. Юзифович В. А. Недетские контексты «детской» прозы // Тирасполь — Москва: сб. ст. — Тирасполь, 2008, № 3. — С. 140- 151.

11. Юзифович В. А. Деталь как речевое средство портретной характеристики персонажа в очерке // СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды: Тез. докл. Междун. науч. конф. 4- 6 февраля 2008 г. — Москва, 2008. -С. 400−401.

12. Юзифович В: А. Деталь как художественное средство выразительности очерка на страницах литературнохудожественного < альманаха «Литературное Приднестровье"' // Русскоязычие и би (поли)лингвизм в межкультурной коммуникации XXI века: когнитивноконцептуальные аспекты: сб.ст. — Пятигорск: Изд-во Пятигорского ун-та, 2008; - С. 198−200.

13. Юзифович В. А. Деталь как средство портретной характеристики в очерках литературнохудожественного и общественно — политического журнала «Новый мир» // Актуальные проблемы. лингвистики и журналистики: сб. ст: — Ростов-наДону: Изд-во Рост. гос. эконом, ун-та, 2008. — С. 196- 200.

14'. Юзифович: В: А. Речевые. средства портретной характеристики персонажей в очерках В. М. Пескова // Общественнаяшовестка дня и коммуникативные практики СМИ: Тез. докл. Межд. науч. конф. 9−11 февраля 2009 г. — Москва, 2009. — С. 439−440.

15. Юзифович ВА. Выразительные средства в очерках приднестровских журналистов // Средства массовой информации в современном мире: Тез. докл. Межд. науч. конф. 22−23 апреля 2009 г. — Санкт — Петербург, 2009. -С. 172−173.

16. Юзифович В. А. Стилистические фигуры в очерках Б. Д. Челышева о литераторах II, Трансформация — систем СМИ, в современном мире: Тез. докл. Межд. науч. конф. 9−11 февраля 2010 г.-Москва, 2010. — С. 476−477.

17. Юзифович В. А. Стилистические фигуры в очерках Б. Д. Челышева // Языковой суверенитет в контексте политической субъективности самоопределившихся государств: сб. ст. — Тирасполь: Изд-во ПГУ, 2010. — С. 203−209.

18. Юзифович В. А. О сравнении в портретном описании персонажа в очерке // Культурноязыковое многообразие Приднестровья в зеркале этноязыковых процессов современности: доклад на Межд. науч. конф. 20−21 сент. 2010 г. — Тирасполь, 2010. — С. 171−173.

19. Юзифович В. А. Композиционноречевые формы авторской речи как средство создания портрета персонажа в очерке Е. Богата «Семейная реликвия» // Стилистика сегодня и завтра: Медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах: Тез. докл. Межд. науч. конф. 28−29 окт. 2010 г.-Москва, 2010. — С. 116−118.

20. Юзифович В. А. О речевом портрете приднестровского политика // Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере: Тез. докл. Межд. науч. конф. 7−9 февраля 2011 г. — Москва, 2011, С. 494 — 495.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, Библиографического списка, Списка источников эмпирического материала.

Выводы.

Итак, проведя наблюдение над речью персонажей очерков, мы приходим к выводу, что в речи персонажа могут быть отражены историческая эпоха, его национальная, социальная и профессиональная принадлежность и т. д., то есть она типизирована, а также его душевный склад, характер, темперамент, речевые привычки, вкусы, то есть она индивидуализирована. Речевой портрет, представляющий собой совокупность специфических фонетических, грамматических и лексических особенностей «говорения» персонажа — это единство социальной и индивидуальной характеристики персонажа.

Речь персонажа очерка характеризует его и как члена определённой социальной среды, классаи как представителя определённой профессиикак представителя определённой нации, народакак представителя определённой исторической эпохикак жителя определённой местности или территории.

Самые важные особенности каждого человека, его мышления, его характера разворачиваются перед нами в его речи: в том, как он сравнивает вещи и понятиякак применяет готовые речевые обороты или придает словам свое, новое движениекак он открывается или прячется в своих словахчто говорит и чего не договариваетдаже в том, как он произносит слова — медленно или быстро, правильно или коверкая на свой лад и т. п., на что он, герой, способен в своей речи — вот это и решает, вот это и создает его психологический портрет. Очень важен приём раскрытия души персонажа через его рассказ о себе и окружающем мире.

Стилистически безукоризненно выполненное переплетение прямой, несобственно-прямой и косвенной речи, диалога, монолога накладывается на общую для всего очерка речевую канву. Характерные особенности речи допускают совмещение с экспрессивной стремительностью рубленой фразы, с обилием эмоционально окрашенных вопросительных и восклицательных фигур, с синтаксическими повторами, с необычайной выразительностью вводных слов и оборотов, со своеобразным порядком слов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Деятельность журналиста нередко включает в себя необходимость создавать портреты своих героев. Портрет стал обычным, популярным способом представления людей на радио, телевидении, в газетах и журналах. Практика СМИ предоставляет исследователям большой фактический материал для углублённого и специального теоретического осмысления портрета героя журналистского произведения.

Создание портрета современника — одна из основных задач журналиста. Рассказ о людях всегда интересен читателю. Участники событий, «присутствуя» в публикациях, делают их ярче, увлекательнее. Без людей события выглядят «безлико».

Жанр очерка был ведущим и традиционным для советской журналистики. Все газеты тогда публиковали очерки о людях, более того, их присутствие на полосе считалось обязательным. Сложились разнообразные приёмы построения «портрета» в публицистических текстах. В их основу легли традиции портретного описания в художественной литературе. Однако в журналистских текстах портрет создавался другими средствами. Появились уже свои, публицистические традиции. Достаточно вспомнить таких публицистов, как Анатолий Аграновский, Борис Стрельников, Сергей Смирнов, Мэ-лор Стуруа, Василий Песков и др. Они создали особый подвид жанра — публицистический портретный очерк. Описание как способ изложения было характерным приёмом построения текста.

Но нужно помнить, что публицистика представляет реалии действительности и поэтому меняется вместе с окружающим нас миром. Ей свойственна подвижность жанровых форм. Жанры обогащаются и отображают живую жизнь. Жанр портретного очерка тоже не остался неизменным, реализуя взаимодействие различных типов речи. Сейчас мы часто слышим, что очерк «умирает», исчезает со страниц газет. Согласиться с этим утверждением нельзя. Действительно, традиционное портретное описание можно встретить редко и в основном не в газетах, а в объёмных материалах журнального типа.

Новые условия жизни рождают новые литературные формы. Задача создания жанра портретного очерка решается теперь другими способами. Информативность, о преобладании которой мы всё чаще и чаще говорим, не мешает развитию жанра. Но сегодня изобразительный по цели тип текста сочетает в себе повествование и описание, образуя так называемый смешанный текст. Оба функционально — смысловых вида взаимодействуют друг с дру1 гом. И повествовательные фрагменты включаются 'в описание, создавая портрет героя публикации, характеризуя его.

Анализ материала (очерки Е. Богата, В. Гиляровского, Я. Гуревича, В. Мехонцева, Л. Свитич, Б. Челышева, М. Шагинян, и др.) позволил выделить общую тенденцию — преобладание во всех очерках смешанных видов текста. Этот вид текста представляет картину жизни, а не один её застывший момент, и открывает перед журналистом новые возможности для создания портрета своего современника.

Очерк представляет человека как продукт социального развития, подчёркивая типически-характерное. Очерк по-прежнему поднимает и анализирует наиболее важные проблемы современности и требует от журналиста мастерства.

Портрет персонажа является важнейшим стилистическим элементом очерка, одним из способов создания целостного образа героя очерка, своеобразно преломляя психологический, поведенческий, социальный, речевой и другие моменты характеризации.

Портрет персонажа зависит от субъекта речи, в роли которого может оказаться не только автор, но и персонажи повествования, что создаёт своеобразное «многоголосие» в изображении наружности того или иного действующего лица.

Все моменты, обеспечивающие связность и цельность портрета отдельного персонажа, есть в то же время этапы обеспечения связности и цельности всего текста, поскольку внешняя характеристика действующего лица существует в единстве всего художественного текста.

Каждый портретный фрагмент является внутренне необходимым, т. е. выражает логику развития целостного портрета действующего лица, включённого в общую систему художественного текстаречевой портрет выявляет существенное в том или ином образе через внешние моменты.

Портретная характеристика, являясь частью текста, воздействует на композицию, сюжет, фабулу, тему, идею, и, наоборот, испытывает на себе воздействие этих компонентов текста.

В портретном очерке используются сведения, полученные из различных документов и от людей, что также придаёт тексту большую достоверность, нежели он был бы основан только на личных впечатлениях автора. В частности, сведения, полученные из нескольких источников, могут касаться поступков и слов героя, характеризовать какой-либо период его жизни, обстановку, в которой он жил.

Рассказ о судьбе человека также является приёмом портретизации. Жизненный путь, как правило, является логическим следствием поступков действующего лица.

Очерк немыслим без приёма, который условно называется авторский комментарий. Под ним мы понимаем осмысление и оценку журналистом личности героя, различных поступков, высказываний, происшествий, связанных с персонажем. Комментарий является главным приёмом портретного очерка или зарисовки, поскольку все факты, изложенные в произведении, осмысливаются и оцениваются автором.

Эффективность использования тех или иных приёмов портретизации зависит от мастерства публициста, от степени знакомства автора и героя.

Журналист выстраивает текст так, как считает нужным, упоминает факты, которые считает важными. Тем не менее, очеркист не имеет права придумывать какие-либо события. Проблема одного из художественных приёмов, авторского домысла, занимает особое место в размышлениях журналистов.

В течение XX века менялся объём портретного очерка, его структура: этот жанр стал меньше и динамичней, очерк превращается в зарисовку, сжатую, но информативную и выразительную. Публицисты не стремятся глубоко раскрыть характер героя каждой зарисовки или очерка, но стараются «нарисовать» для своих современников и потомков портреты как можно большего количества лучших людей своего времени. Портрет имеет следующие функции:

— иллюстративная. Портрет персонажа создаёт у читателя зрительное представление о герое и задаёт эмоциональный тон его восприятия;

— психологическая. Через внешность героя выявляется его внутренний мир, настроение, состояние или смена психологических состояний;

— характерологическая. По внешним чертам можно сделать некоторые предварительные выводы о характере персонажа;

— сюжетная. Портрет может способствовать развитию сюжета либо восполнять временной пробел в сюжетном действии;

— моделирующая. Портрет моделирует расстановку и соотношение характеров, намечает положение героя среди других персонажей в сюжетном пространстве произведения;

— оценочная. В портрете явно или скрыто проявляется авторская оценка того или иного героя.

Портретная характеристика не просто представляет героя и ориентирует читателя на его дальнейшее восприятие. Определяя авторскую модальность, она прогнозирует фабульное и композиционное строение рассказа. Автор всегда подчиняет портрет персонажа очерка выражению главной идеи произведениятаким образом, портретные характеристики становятся непосредственными выразителями авторского замысла.

Портрет является только одним из средств характеристики, употребляемым в композиционном единстве с другими подобными же средствами: развёртыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т. д. Своеобразной системой таких средств характеристики и создаётся образ в конкретном художественном мире, а портрет оказывается тем самым одной из сторон образа персонажа очерка. Среди всех других способов изображения портрет отличается особой зрительной наглядностью и вместе с пейзажем, бытовыми описаниями и речевыми характеристиками придаёт образу особую силу изобразительности.

Рассмотренные нами очерки отличаются разнообразием использования языковых и речевых средств. Кроме того, в очерках ярко проявляется личностное «я» автора, что дает возможность более свободного использования языковых средств в отличие, скажем, от информационных жанров.

Журналисты современных СМИ стремятся установить контакт с читателями. Это сближает газетно-публицистический стиль с разговорной речью. В газетные тексты начали входить разговорная лексика, словообразование, синтаксис. Разговорные элементы сокращают дистанцию между адресантом и адресатом, помогают современной публицистике решать свою задачу воздействия на читателя. Все лексические пласты в очерках выступают в основном в номинативной функции, являясь средством раскрытия темы. Бытовые слова и выражения, разные формы включения профессиональных слов — источник для создания непринужденности, жизненности авторского повествования и для построения речевых портретов персонажей. Синтаксис очерков отличается своеобразием и многообразием своих проявлений.

От того, какие методы применяет автор, создавая портрет героя, какова форма и стилистика его повествования, слова какой семантической окраски он использует в процессе описания, зависит не только впечатление, которое создастся у аудитории, о герое очерка, его психологический портрет и характеристика его как личности, но и непосредственно эффект, на который рассчитывает журналист, от публикуемого материала.

Важнейшими стилистическими особенностями очерка являются: авторское «я», интимизация, эскизность, документальность, злободневность, типизация героя, образность, ассоциативность, доля вымысла.

Характер синтеза композиционноречевых форм (повествования, описания, рассуждения) в оформлении текста определяют коммуникативная установка и выражаемое содержание очерка.

Образ персонажа является важной структурносемантической составляющей очерка, поскольку он обращён разными своими сторонами одновременно и к сюжетно-фабульному строению, и к идейному содержанию, и к языку очерка.

Первым и наиболее очевидным средством характеристики персонажа становится портрет, который является способом представления картины мира, изображённой через образ личности. Описание внешности человекапортрет — становится его важным компонентом, вбирающим в себя и отражающим общие признаки стиля и композиции всего произведения, а также и особенности художественного мира. Словесный портрет является важнейшим источником информации о личности действующих лиц.

Структурносемантические особенности собственно портретного описания персонажа в очерках обусловлены жанровыми особенностями очерка. Композиционноречевая форма портрета персонажа представляет собой контаминацию описания с повествованием и рассуждением.

Различные исследователи выделяют такие типы портрета, как, например, описание внешности персонажа, его социальный портрет, психологический портрет, портрет, отражающий эмоциональное состояние персонажа, и т. д.

Деталь — основа любого образа. Без детализации любой, даже самый яркий персонаж рискует остаться нераскрытым, характер героя будет обрисован скупыми фактами биографии.

Следует четко разделять «нужные» и «ненужные», «уместные» и «неуместные» подробности, расставлять приоритеты, здраво глядя на реальность и на героя материала.

Основа детали — фактически-эмоциональная. С одной стороны, детали должны быть исключительно невымышленными, а с другой — затрагивать эмоциональную базу аудитории, вызывая сопереживание, соучастие или даже негодование. Главное, чтобы каждая деталь находила отклик в подсознании читателя.

Наиболее удачными можно назвать те детали, которые описывают поступки или высказывания, способные раскрыть характер героя очерка не однобоко, а принимая во внимание все его грани.

Яркие портретные характеристики, представленные в очерках М. Бутова, С. Викулова, С. Куняева, И. Медведевой, Е. Родченковой, П. Седова, М. Чванова, Т. Шишовой, С. Ямщикова, насыщены яркими деталями, помогающими определить и внешний, и внутренний портрет персонажа.

В очерках приднестровских публицистов в большинстве случаев недостаточно ярко выражены портретные характеристики героев. Основные характеризующие детали, как правило, представлены фактами биографии, перечислением профессиональных успехов и шагов по карьерной лестнице, наград, которых в связи со своими заслугами удостоен герой очерка, выраженных посредством штампов и клише, присущих, как правило, официальному газетному стилю. Имеет место явный дефицит средств художественной выразительности, призванных помочь автору в глубоком раскрытии образа главного героя. В частности, в ходе данной части исследовательской работы нами было мало обнаружено подробностей и деталей, делающих образ многогранным, интересным, глубоким. Как известно, идеальные условия для создания четкого, красочного психологического портрета — представление героя в нетривиальной, нестандартной ситуации, с детализацией его реакций, действий, речевых характеристик. Портретные характеристики в представленных в данной части работы очерках часто размыты, невыразительны, нечетки и создают очень слабое впечатление. Мы полагаем, что если бы авторы, создавая их, обратились не только к фактической базе, но и к отзывам ближайшего окружения героев, к самим героям, включили бы в текст очерка их цитаты, позволяющие судить о характере человека, его уникальных качествах, а также сменили набор сухих официальных штампов на более простые, но в то же время более естественные выражения, эффект от данных очерков был бы совершенно иным.

Проанализировав использование тропов и стилистических фигур в очерках, мы пришли к выводу, что метафора в исследуемых материалах выполняет все свойственные ей функции: даёт новое наименование объекту (номинативная, или функция фиксации значения), воздействует на воображение читателя (функция воздействия), формирует образное представление о мире (инструментальная функция), делает образ более ярким и наглядным (изобразительная), представляет индивидуально — авторскую модель мира (моделирующая), помогает осознать, создать предположение о сущности объекта (гипотетическая).

И, действительно, метафора передаёт индивидуальность, неповторимость персонажей очерка. Метафора также является важным смыслообра-зующим фактором текста. Придавая оценочную, экспрессивную и эмоциональную тональность сообщению, она создаёт в нём фон, подтекст, которые помогают понять действительные намерения автора.

Мы видим, что гипербола и литота помогают передать объективные социальные отношения, самоощущение, самооценку человека, его место в обществе и государстве.

Представленный нами иллюстративный материал свидетельствует о том, что сравнение как средство характеристики персонажа в очерке служит и типизации, и одновременно индивидуализации изображаемого персонажа. Сравнение помогает изображать и внешний, и внутренний портрет человека (внутреннее психологическое состояние человека, особенности его характера, темперамента, поведения). Сравнения, основанные на внешнем сходстве, в текстах достаточно частотны. На фоне развивающегося сюжета, раскрывающего характер персонажей очерков, они перестают быть только изобразительной характеристикой героя и образным украшением языка. Читатель связывает их с внутренней сущностью персонажа.

Эпитеты в анализируемых очерках дают образную характеристику персонажа, выступают как средство детализации, типизации и оценки образа.

Инверсия подчёркивает смысловую значимость отдельных слов, придаёт фразе особую интонационную и стилистическую выразительность, усиливает эмоциональную окраску речи, часто связывает части очерка.

Эллипсис придаёт динамичность, интонацию живой речи, придаёт речи взволнованный характер.

Безусловно, любой текст становится ярче, выразительнее, если в нём есть тропы и фигуры. Они выполняют самые разные функции в очерке: прежде всего, способствуют раскрытию авторского замысла и авторского «я», помогают привлечь внимание читателей и активизировать его, призывают разделить точку зрения автора, выделяют основную мысль, подчёркивают особенности различных деталей или действий, тем самым помогая автору высказать основные смысловые моменты, показать предмет речи с разных сторон, что весьма важно для такого публицистического жанра, как очерк.

Проникновение во внутренний мир героя требует своих способов, средств, приёмов создания не только художественного, но и художественно-публицистического образа. Одним из таких способов создания полноценного художественнопублицистического образа на уровне языка является и речь персонажа.

На примерах очерков мы в очередной раз убеждаемся, что речь персонажа всегда социально обусловлена, поскольку социальное положение, возраст, образование, профессия и другие факторы не могут не сказаться на его речевом портрете. По тому, как персонаж выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к просторечной лексике, узнаём, предпочитает он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию. При этом не только слова, еловосочетания, синтаксические построения, но и голос, акцент, произношение, сама манера речи указывают на социальную принадлежность говорящего.

Прямая речь действительно содержит ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, и, выполняя функцию дословной передачи чужого высказывания, может не только своим содержанием, но и способом выражения мыслей и чувств быть средством характеристики говорящего лица, средством создания образа.

Введение

в очерк прямой речи персонажа даёт более полное представление о нём, расширяет портретную характеристику, помогает в развитии сюжета очерка.

Несобственно-прямая передача чужой речи как нельзя более соответствует проникновению в мир мыслей и чувств героя. Несобственно-прямая речь служит для передачи речи героев, чужой речи, для обрисовки характера, имеет информационную функцию, позволяет сделать повествование эмоциональным. Несобственно-прямая речь также может служить для развития сюжетной линии: для движения сюжета в основных этапах нередко употребляется форма прямого диалога, который в то же время является прекрасным средством речевой характеристики героя, однако, в тех случаях, когда развитие сюжета в местах средней значимости может быть хорошо использовано в целях психологической характеристики героя, возможно употребление НСПРдля передачи не речи, а состояния, чувств героя, не сопровождающихся размышлениямипередача речевых особенностей героя. Таким образом, конструкции с несобственно-прямой речью дают очеркисту возможность создать глубокие психологические портреты, изобразить сложные душевные состояния персонажей. Не имея специальных синтаксических форм, несобственно-прямая речь позволяет передать различные интонационные типы речи, включая вопросительные, восклицательные предложения, обращения, а также модели, характерные для живой разговорной речи. Несобственно-прямая речь встречается в очерках реже, чем другие формы передачи чужой речи.

Косвенная речь как особый способ изображения чужой речи используется в тех случаях, когда важна не языковая форма чужого высказывания, а его содержание, заключенная в нем информация.

В форме косвенной речи часто передаётся вступительная часть высказывания, исходная, служащая поводом к изложению основной мысли, которая даётся в прямой речи, так как форма выражения мысли позволяет отчётливо представить содержание всей сцены, понять, какое впечатление произвели слова на того, кому они были адресованы.

Внутренний монолог, непосредственно, напрямую отражающий и воспроизводящий психические процессы, душевное состояние героев, по своей форме является областью, наиболее подверженной влиянию авторского слова, авторской обработки. Монологи не предполагают во время своего прочтения никакого действия, что замедляет динамику сюжета, и читатель теряет сюжетную нить. Поэтому следует избегать следующих подряд монологов. Мы видим, что монолог — это действительно способ выражения мыслей и чувств автора или персонажа. Приведённые примеры монологов дают не только характеристику персонажей, но и раскрывают их чувства, отношение к себе, к другим персонажам, к описываемым событиям и т. п. При помощи монолога персонажей очеркист отражает и воспроизводит психические процессы, душевное состояние героев, изображает внутренний портрет.

Диалоги всегда придают динамичность действию. Так же, как и в монологах, в диалогах персонажей раскрываются их характеры, мировосприятие. Через диалоги выражается и авторское отношение к тому или иному персонажу.

Автор часто насыщает реплики фонетическими элементами звучащей речи, чтобы у читателя возникла полная иллюзия того, что он сам слышит, сам непосредственно переживает пережитое журналистом, чтобы читатель такое же удовольствие от самой речи испытал. Мы видим, что речь героясамая непосредственная его характеристика.

Итак, проведя наблюдение над речью персонажей очерков, мы приходим к выводу, что в речи персонажа могут быть отражены историческая эпоха, его национальная, социальная и профессиональная принадлежность и т. д., то есть она типизирована, а также его душевный склад, характер, темперамент, речевые привычки, вкусы, то есть она индивидуализирована. Речевой портрет, представляющий собой совокупность специфических фонетических, грамматических и лексических особенностей «говорения» персонажа — это единство социальной и индивидуальной характеристики персонажа. Речь персонажа очерка характеризует его и как члена определённой социальной среды, классаи как представителя определённой профессиикак представителя определённой нации, народакак представителя определённой исторической эпохикак жителя определённой местности или территории.

Стилистически безукоризненно выполненное переплетение прямой, несобственно-прямой и косвенной речи, диалога, монолога накладывается на общую для всего очерка речевую канву. Характерные особенности речи допускают совмещение с экспрессивной стремительностью рубленой фразы, с обилием эмоционально окрашенных вопросительных и восклицательных фигур, с синтаксическими повторами, с необычайной выразительностью вводных слов и оборотов, со своеобразным порядком слов.

Очеркист, пользуясь разнообразными художественно-выразительными средствами изображения, имеет широкие возможности в показе жизненных явлений, в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, в характеристике героев посредством ярких деталей и особенностей речи, и т. д.

Мастерское владение речью необходимо журналисту для того, чтобы целесообразно организовать общение с источником информации, с читателем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А.Ради единого слова. -М.: Мысль, 1978. 168 с. Алексеев В. А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделения. — Л., 1973.-230 с.
  2. В. А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 120 с. Ампилов В. Современный газетный очерк. — Минск: Наука и техника, 1972. -238 с.
  3. Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник- Практикум М.: Флинта: Наука, 2009. -496 с.
  4. Л. Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста. Практикум.-М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 400 с. Балданов С. Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. — Улан-Уде: Бурятское книжное изд-во, 1987. — 173 с.
  5. А. Г. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. Изд. 2-е, исправленное.- М.: Едиториал УРСС, 2003.- 360 с.
  6. А. Н. Стилистические приёмы газетной речи. Учебное пособие. -Санкт-Петербург, 2000. 56 с.
  7. Ю.А. Анализ языка и стиля публицистического произведения.-М.: МГУ, 1962.-24 с.
  8. Т. А. Композиция газетного очерка. М., 1975. 150 с. Беневоленская Т. А. О языке и стиле газетного очерка. М., 1973. — 80 с. Беневоленская Т. А. Портрет современника. Очерк в газете. — М.: Мысль, 1983.-134 с.
  9. Т. А. Проблемы современного газетного очерка. М., 1969. — 67 с.
  10. Н. Г., Беззубов А. Н., Коньков В. И. Публицистический стиль: Учебное пособие. СПб.: изд-во СПбУ, 1999. — 36 с.
  11. В. Д. Социальная лингвистика.- Рязань: Изд-во Рязан. пед. ин-та, 1982.-86 с.
  12. Е., Ажгихина Н. Диалоги о журналистике. М.: Ф-т журн. МГУ, 2011.-96 с.
  13. В. В. Цитатная речь в медиа тексте. — М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 240 с.
  14. В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров: Учебное пособие. М.: Из-во МГУ, 1978. — 342 с.
  15. Н. С. Теория текста: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2004. — 280 с.
  16. Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1990. — 246 с.
  17. В. В. Проблемы русской стилистики. — М.: Высшая школа, 1981.320 с.
  18. В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. — 360 с. Виноградский В. С., Куницына Н. В. Жанровые границы и стилистические возможности портретного очерка. Метод анализа. Спецсеминар. — М.: МГУ, 2009. — 36 с.
  19. . Е. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М.: Советский писатель, 1974. — 184 с.
  20. И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд.5-е, стереотипное. -М.: КомКнига, 2007. 144 с.
  21. А. Н. Очерки по стилистике русского языка.- М.: Просвещение, 1965. -408 с.
  22. С. X., Смольников С. Н. Лингвистический анализ текста. М.: Дрофа, 2010.-235 с.
  23. И. Б. Стилистика русского языка. 5-е изд. — М.: Айрис — пресс, 2 004 448 с.
  24. Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. -312 с.
  25. Е. С. Герой. Сюжет. Деталь. М.: Советский писатель, 1962. — 408 с. Добин Е. С. Сюжет и действительность. Искусство детали. — Л.: Советский писатель, 1981.-431 с.
  26. Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: Учеб. пособие. -М.: Флинта: Наука, 2008.-264 с. Добросклонская Т. Г. Язык средств массовой информации: Учеб. пособие. — М.:КДУ, 2008.-116 с.
  27. А. И., Шишкин И. И., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. -М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  28. Л. И. Слово и мысль в художественном тексте. Кишинёв: «Шти-инца», 1990. — 168 с.
  29. Т. С., Клушина Н. И., Бирюкова И. В. Стилистика современного русского языка. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта- Наука, 2003. — 184 с. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. — 276 с.
  30. Жанры советской газеты: Учеб. пособие. / Ред.-сост. М. С. Черепахов. М., 1959.-271 с.
  31. Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. — 160 с. Журбина Е. И. Искусство очерка. — М.: Сов. писатель, 1957. — 175 с. Журбина Е. И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе. — М., 1977.-376 с.
  32. Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров:
  33. Очерк. Фельетон). М.: Мысль, 1989 — 399 с.
  34. Е. И. Устойчивые темы: Статьи. М., 1974. — 208 с.
  35. Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1979. — 240 с.
  36. Л. Г. Композиционная поэтика публицистики: Учеб. Пособие. М.: Флинта: Наука, 2006. — 144 с.
  37. JI. Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. -М., 2000. — 152 с. Кайда Л. Г. Стилистика текста: от теории композиции — к декодированию: учебное пособие. — М.: Флинта, 2004. — 208 с.
  38. Л. Г. Эффективность публицистического текста. М.: МГУ, 1989. -183 с.
  39. Л. Г. Эссе: стилистический портрет. — Флинта: Наука, 2008. 184 с. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. — М.: Сов. писатель, 1973.-178 с.
  40. Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — Издательство ЛЕСИ/ URSS, 2007.-264 с.
  41. Ким M. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.-336 с.
  42. Н. И. Стилистика публицистического текста. — М.: МедиаМир, 2008.-244 с.
  43. M. Н. Стилистика русского языка. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1993. 224 с.
  44. Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. — 128 с.
  45. В. И. Грамматическая стилистика русского языка. Киев: Ра-дянська школа, 1981. — 240 с.
  46. В. И. Речевая структура газетных жанров: Учеб. пособие. СПб.: Роза мира, 2004. — 221 с.
  47. В. И. Речевая структура газетного текста / Санкт-Петербург, гос. унт. Спб.: изд-во Санкт-Петербург, ун-та., 1995. — 160 с.
  48. В. Г. Русский язык на газетной полосе. — М., Изд-во МГУ, 1971. 267 с.
  49. В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над языком современных mass media. M., 1994. — 319 с.
  50. О. В. Газетная художественная критика: Учеб. пособие. Иркутск, Из-во БГУЭП, 2004 — 54 с.
  51. Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989. — 188 с.
  52. H.A., Николина H.A. Филологический анализ художественного текста: Практикум. М.: Флинта: Наука. — 2003. — 408 с.
  53. В. А. Интерпретация текста: учебное пособие. М., Просвещение, 1988.- 192 с.
  54. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2007. — 240 с.
  55. Ю. Н. Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970. -384 с.
  56. В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. М.: Издательство «Ось-89», 2005. — 560 с. Майданова Л. М. Очерки по практической стилистике: Для студентов журналистов. — Свердловск, Изд-во УрГУ, 1987. — 184 с.
  57. Л. М.Стилистические особенности газетных жанров: Лекции по спецкурсу. — Свердловск, Изд-во УрГУ, 1987. 64 с.
  58. Ю. С. Введение в языкознание. 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1998.-272 с.
  59. Т. В. Риторический практикум журналиста: учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2007- 312 с.
  60. Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. Спб.: Питер, 2009. — 272 с.
  61. В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации -М.: Наука, 1986.-224 с.
  62. Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. — М.: Русский язык, 1979. 256 с.
  63. Л. А. Художественный текст и его анализ. М., Изд-во ЛКИ, 2007. -304 с.
  64. В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М., МГУ, 1984.-48 с.
  65. Е. И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия-М.: Изд-во МГУ, 1981.- 158 с.
  66. Е. П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2009. — 351 с.
  67. Е. П. Искусство публицистики. М., 1984. — 315 с.
  68. П. Г. Тайны словесного мастерства. М.: Айрис-пресс, 2007. —240 с.
  69. Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. 384 с.
  70. С. И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX в. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.-383 с.
  71. С. И. Разговорный стиль: Учебное пособие для студентов факультета журналистики. — Спб.: лаборатория оперативной печати факультета журналистики СГОГУ., 1998. 36 с.
  72. Г. Я. Лексика газеты: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». — М.: Высшая школа, 1981. 112 с.
  73. Г. Я. Основы лингвистики речи: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2010. — 128 с.
  74. Г. Я. От слова к тексту. М.: Просвещение, 1993. — 189 с. Солганик Г. Я. Практическая стилистика русского языка. — М: Академия, 2006.-304 с.
  75. Г. Я. Синтаксическая стилистика. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Ком-Книга, 2006.-232 с.
  76. Г. Я. Стилистика русского языка. М.: Дрофа, 2001. — 304 с. Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2003.-256 с.
  77. Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. 256 с.
  78. Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина, М.: Из-во МГУ, 1990. — 176 с.
  79. Средства массовой информации и формирование гражданского общества / под ред. А. И. Верховской. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010. — 326 с. Стилистика газетных жанров / под ред. Д. Э. Розенталя — М.: Изд-во МГУ, 1981 г.-230 с.
  80. М. И. Человек в публицистике: Методы и приемы изображения и исследования. Воронеж: ВГУ, 1989. — 144 с.
  81. Л. И. Журналистика и русский язык. М.: Айрис-пресс, 2007. -192 с.
  82. Г. С. Филологический анализ художественного текста: учебное пособие. -М.: Флинта: Наука, 2005.-344 с.
  83. Теория и практика советской периодической печати: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Пельта. М., Высшая школа, 1980. — 376 с.
  84. А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М.: Аспект- Пресс, 2002. 320 с.
  85. Тураева 3. Я. Лингвистика текста. — М.: Просвещение, 1986. 127 с.
  86. А. Мир современных медиа. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007.-312 с.
  87. Т. В. Тексты СМИ в ментально языковом пространстве современной России. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 296 с. Чижевская М. И. Язык, речь и речевая характеристика, — М.: МГУ, 1986. -70 с.
  88. Н. Э. Основы журналистики: учеб. пособие. Тюмень, Изд-во Тюменского гос. университета, 2004. — 136 с.
  89. JI. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974. — с.428. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 4.1. 460 с.
  90. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учеб. пособие по специализации. Часть 2. — М.: Изд-во МГУ, 2004. 416 с. Язык массовой и межличностной коммуникации. — М.: МедиаМир, 2007. — 576 с.
  91. Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. — М.: Флинта: Наука, 2005. 232 с.
  92. Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов/ под ред. M. Н. Володиной. М.: Академический Проспект- Альма Матер, 2008. -760 с. 1. Статьи
  93. Н. Г. Язык СМИ как фактор развития языка // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. — № 4. — С. 80−87. Авилова А. О. Речевые портреты в пьесе Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» // Русская речь. — 2000. — № 3. — С. 14−20.
  94. Л. А. Обобщающие сведения о языковых средствах выразительности // Русский язык. 2008. — № 13. — С. 28−34.
  95. Л. Н. Оценочные высказывания в прагматическом аспекте // Филологические науки. 2000. — № 2 — С. 58−65.
  96. С. Письма о рассказе. Деталь // Мастерство писателя. — М., 1961. -С. 187−198.
  97. Д. А. Анализ особенностей портрета в различных изданиях // Методы исследования журналистики. Р-Д, 1987. — С. 87- 94. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. — 1995. — № 1. — С. 37- 67.
  98. Н. Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика) // Лингвистика и поэтика. М.: Наука. — 1979. — С. 136−160.
  99. Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / под ред. Н. Д. Арутюновой Прогресс, 1990. — С. 5−32.
  100. Н. Д. Введение // Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке. М., 1999. — С. 3−10.
  101. Н.Д. Метафора и образность газетно-публицистической речи // Поэтика публицистики. М.: МГУ, 1990. — С. 21 — 34.
  102. М. Метафора // Теория метафоры / под ред. Арутюновой Н. Д. -М.: Прогресс, 1990.-С. 153−172.
  103. Н. Н. К вопросу о терминообразовании: о номинациях стилистических фигур. История и современность // Труды кафедры стилистики русского языка. М.: МГУ. — 2007. — С. 133−142.
  104. Е. Г. Образ современника в газетном очерке // Средства массовой информации в современном мире, Петербургские чтения: Тез. докл. научно-практической конференции 23−24 апреля 2008. Санкт- Петербург, 2008. -С. 221−222.
  105. М. Н. Когнитивный аспект исследования языка массовой коммуникации // Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: МедиаМир, 2007. — С. 54−64.
  106. В. П. О стиле очерка // Стилистика газетных жанров / под ред. Д. Э. Розенталя. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 107−125. Горбаневский М. В. Об ответственности за слово // Русская речь. — 2007. — № 1.-С. 69−73. '
  107. Е. К. К вопросу о языковой компетенции журналиста // Вестник МГУ, сер.10. Журналистика. 2008. — № 4. — С. 47−54.
  108. Л. Р. Жанрово-стилистические особенности современных газетных текстов // Язык массовой и межличностной коммуникации. — М.: МедиаМир, 2007.-С. 219−267.
  109. Л. Р. Принципы типологии газетных речевых жанров //Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. — М.: Флинта: Наука, 2005.-С. 115−143.
  110. Л. Г. Эссе и эссеизация современной газетной публицистики // Язык массовой и межличностной коммуникации. -М.: МедиаМир, 2007. -С. 268- 298.
  111. Ю. А. Образ человека в русской языковой картине мира // Журналистика и медиаобразование 2008: Тез. докл. III Международной научно-практической конференции 25−27 сентября 2008 г. В двух томах. Том II. -г. Белгород. — С. 115−119.
  112. Н. И. Публицистический текст в прагматическом аспекте // Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: МедиаМир. — 2007. -С. 75−106.
  113. Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб. — Знание, СПбИВЭСЭП. 2000. — 209 с. — С. 125−167.
  114. О. А. Речевая культура и языковая политика в современном российском обществе // Русская речь. 2006. — № 1. — С. 52−56.
  115. Л. П. К социальным различиям в использовании языковых вариантов, // Вопросы языкознания. 1973. — № 3. — С. 37−49.
  116. Т. Н., Антипина О. В. Жанр политического портрета в региональной прессе (на материале пермских печатных СМИ) // СМИ в современном мире. Петербургские чтения: Тез. докл. научно практической конф. 23−24 апреля 2008. — СПб, 2008. — С. 32−33.
  117. В. П. Художественная речь как система // Русский язык в школе. -2006. № 1.-С. 57−61.
  118. А. В. Общая схема комплексного семантического анализа газетного текста // Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: Медиа-Мир, 2007. — 576 с. — С. 65−74.
  119. А. В. Принципы комплексного анализа газетного текста // Труды кафедры стилистики русского языка. М.: МГУ. — 2007. — С. 7−14. Покровская Е. В. Газета в современной культурно- речевой ситуации // Русская речь. — 2005. — № 5. — С. 69−74.
  120. Е. В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь. -2006.-№ З.-С. 81−87.
  121. Т. Ю. Чужая речь в средствах массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации. Стилистический аспект: Из-во СПб. -2007.-С. 143−178.
  122. Т. Ю. Прямая речь в тексте СМИ в культурно-речевом аспекте // Средства массовой информации в современном мире: Тез. научно-практич. конф. 23−24 апреля 2008 г. Санкт- Петербург. — 2008. — С. 84−85.
  123. Т. Г. Жанрово-стилистические особенности путевого очерка 90-х годов XX века // Вестник Московского университета, серия 10, Журналистика. 2007. — № 5. — С. 94−100.
  124. А. Ю. Культурно-бытовая деталь в художественном тексте // Вестник МГУ, Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. — № 2. — С. 129−136.
  125. Е. А. Женские образы на страницах журнала «Cosmopolitan» // Журналистика и медиаобразование — 2008: Тез. докл. III Междунар. Научно-практич. конф. 25−27 сентября 2008 г. В двух томах. Том II. г. Белгород, 2008.-С. 119−122.
  126. А. П. Фигуры речи в современной российской прессе // Филологические науки. 2001. — № 3. — С. 74−80.
  127. Г. Я. Выразительные ресурсы лексики публицистики // Поэтика публицистики. М.: МГУ, 1990. — С.10−20.
  128. Г. Я. Публицистика как искусство слова // Поэтика публицистики. -М.: МГУ, 1990.- С.3−9.
  129. Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. — М.: МГУ, фак. журналистики. -2000 г.-С. 9−23.
  130. Г. Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики / сост. Г. Я. Солганик. -М.: Флинта: Наука, 2005. С. 13−30.
  131. М. И. Публицистический анализ // Журналист. 1998. — № 1. -С. 62- 64.
  132. В. Н. Деталь как имиджевый конструкт (Образ власти в СМИ) // Вестник МГУ, сер. 10. Журналистика. 2008. — № 4. — С. 25−33.
  133. В. В. Текстообразующий потенциал несобственно-прямой речи в художественном и журналистском тексте // Русская речь. Спец. вып. — М., 2005.-С. 31−37.
  134. А. А. Колонка редактора: слово о главном. // Журналист. — № 4.-2003.-С. 78−81.
  135. С.И. Композиция современного газетного очерка // О публицистике и публицистах. Сборник статей, выпуск 1. Ленинград, 1964. — С. 55−66. Челышев Б. Д. Мастер художественной детали // Великий художник. Сборник статей. — Ростов, 1961. — С. 232−260.
  136. Л. О. Язык исследователя как выражение его мировоззрения // Вестник МГУ, сер. 9. Филология. 2008. — № 3. — С. 9−14.
  137. I. Авторефераты диссертаций
  138. А.К. Художественная деталь в романе Садриддина Айни «Рабы»: автореф. дис. канд. филологич. наук: 10.01.03 / ИЯиЛ им. Рудаки. -Душанбе, 1997.
  139. Н.Д. Изобразительные и выразительные возможности метафор в газетно-публицистической речи: дис. .канд. филол. наук: 10.01.10 / МГУ, Москва, 1985.
  140. H.A. Развитие коммуникативной компетентности старшеклассников при создании портретного очерка: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02 / Уральский гос. пед. ун-тет. — Екатеринбург, 2006.
  141. Т.Г. Теория и методы медиалингвистики: автореф. .доктора филолог, наук: 10.02.04 /МГУ. -М., 2000.
  142. Л.Ю. Экспрессивные лексические ресурсы современной газетной публицистики: на примере газет Мурманского региона 2−1-2008 гг.: автореф. дис.. канд. филолог, наук: 10.02.01 / Мурманский госуд. педаг. ун-тет. -Мурманск, 2009.
  143. Н.И. Интенциональные категории публицистического текста: на материале периодических изданий 2000- 2008 гг.: автореф. дис. .доктора филол. наук: 10.01.10 / МГУ. Москва, 2008.
  144. Н.И. Художественная деталь как средство текстопостроения, вовлекающее читателя в рефлективный акт: дис.. канд. филол. наук: 10. 02. 19 / Тверской госуд. ун-тет. Тверь, 1997.
  145. М.А. Речевой портрет публициста (на примере очерков В.М. Пескова): автореф. дис.. канд.филолог. наук: 10.01.10. Санкт-Петерб гос. ун-тет.-Спб, 2001.
  146. И.В. Портрет в строе текста современного английского рассказа: автореф. дис. .канд. филолог, наук: 10.02.04 / Тульский госуд. педаг. ун-тет. -Тула, 2003.
  147. И.В. Портрет в строе текста современного английского рассказа: дис. .канд. филолог, наук: 10.02.04 / Тульский госуд. педаг. ун-тет. Тула, 2003.
  148. Л.В. Портрет персонажа в прозе В.М. Шукшина: системно-семантическое моделирование: автореф. дис. .канд. филолог, наук: 10.02.01 / Бийский педаг. госуд. ун-тет. Барнаул, 2004.
  149. М.А. Публицистический вариант речевого жанра «портрет человека»: автореф. дис.. канд. филолог, наук: 10.02.01 / Омский госуд. ун-тет. -Барнаул, 2005.
  150. М.А. Публицистический вариант речевого жанра «портрет человека»: дис.. канд. филолог, наук: 10.02.01 / Омский гос. ун.- тет, г. Барнаул, -2005.
  151. Г. В. Лексика портретных описаний: дис.. канд. филолог, наук: 10.02.01 / Ленингр. гос. ун.-тет. Ленинград, 1984.
  152. H.H. Эстетические особенности публицистического творчества: автореф. дис.. канд. филологич. наук: 10.01.10. / Киевский госуд. ун-тет. Киев, 1985.1. Словари
  153. О.С. Словарь лингвистических терминов. -2-е изд., стереотипное. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 576 с.
  154. Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. — М.: Флинта: Наука, 2009. 384 с.
  155. К.С. Словарь эпитетов русского языка. — СПб.: Норинт, 2002. -224 с.
  156. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник / под руков. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, E.H. Ширяева. Москва: Флинта: Наука, 2003.-840 с.
  157. Т.В. Учебный словарь. Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 432 с.
  158. Русский язык. Энциклопедия / под ред.Ф. П. Филина. М.: Советская энциклопедия, 1979.-432 с.
  159. Г. Я. Толковый словарь: Язык газеты, радио, телевидения. -М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. 752 с.
  160. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука: 2006. — 696 с.
  161. Русский язык. Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. — М.: Большая Российская энциклопедия, Дрофа, 1997. 703 с.
  162. Е. Приходите сегодня // Крестьянка, 2008, № 2. Безносенко Г. Не место красит человека // Энергетик, 2000, №№ 12−13. Безносенко Г. У войны не женское лицо // Энергетик, 2000, №№ 18−19.
  163. Г. Профессионал // Энергетик, 2007 №№ 11−12. Богат Е. Семейная реликвия / в сб. Богат Е. «Урок». — М.: Советский писатель, 1982.-472 с.
  164. Е. Оглянись без гнева / в сб. Богат Е. «Урок», М.: Советский писатель, 1982.-472 с.
  165. О. Красный Наполеон Михаил Тухачевский // «Знание — сила», 2007, № 11.
  166. М., Анархисты. // Новый мир, 2007, № 3.
  167. Н. К тихой Маше на Остоженку // Крестьянка, 2008, № 4.
  168. С. Железная могила // Наш современник, 2006, № 6.
  169. В.А. Трущобные люди. Москва и москвичи. Кишинёв: Картя
  170. Молдовеняскэ, 1988. с. 405−798.
  171. Гуревич Яков. Признание в любви. Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1985. -216 с.
  172. . Такой не подведёт // Энергетик, 2007, № 11. Медведева И., Шишова Т. Мы такие же люди // Наш современник, 2007 г., № 2.
  173. В.В. От Торонто до Москвы: Кусочек настоящей России, — М.: Типография Новости, 2003. 128 с.
  174. В.М. Все это было. М.: Молодая гвардия, 1986. 332 с. Песков В. М. Таёжный тупик. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 205 с. Прокофьева Е. Тайный брак // «History», 2007, № 12.
  175. Е. Чарльз и Камилла: брак по-английски // «History», 2007, № 12. Робулец В. В поисках гармонии // Энергетик, 2002, №№ 3−4. Родченкова Е. Великая сила любви. Бабы луковые // Наш современник, 2007 г.
  176. Л.Г. Целинная журналистика времён хрущёвской оттепели. М.: МГУ, 2009.-434 с.
Заполнить форму текущей работой