Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие теоретических представлений о функциях журналистики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрение связей, обеспечивающих взаимодействие всех функций и обуславливающих их корректную реализацию, ведет к формированию модели, которая, на наш взгляд, отражает закономерности социально ответственного функционирования журналистики. Все компоненты этой моделикоммуникативная функция, функция формирования повестки дня (или обзорная), идеологическая, форума или канала социального участия… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
    • 1. 1. Функции журналистики как базисная характеристика ее специфики 17 1.2. Представления о функциях журналистики и их совокупных характеристиках у различных исследователей
  • 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
    • 2. 1. Логико-семантический анализ понятий, характеризующих функции журналистики в работах по теории СМИ
    • 2. 2. Подходы к систематизации знаний о функциях журналистики

Развитие теоретических представлений о функциях журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Постоянно возрастающее значение информации, процесс глобализации во всем мире, прогресс коммуникационных технологий и, в связи с этим, повышение роли СМИ в жизни общества обострили один из ключевых вопросов в теории и практике журналистики — о ее функциях. Понимание социального назначения журналистики, следование ее общественным функциям на базе гуманистических представлений о ее предназначении (подразумевающих культурное, социальное, политическое, экономическое развитие общества) и исключение дисфункциональных действий масс-медиа — одна из важнейших задач современных СМИ1.

Благодаря развитию теории журналистики, расширению круга исследований многократно возросло разнообразие точек зрения на ее коренные вопросы. Не составила исключения и проблема определения функций журналистики. Вопрос о ее функциональной специфике, при обилии взглядов и позиций, все же представляется недостаточно раскрытым в научной литературе. Во многом это объясняется тем, что комплекс функций, выполняемых журналистикой, — взаимозависимых и, несомненно, находящихся в системных отношениях, — обычно предстает в виде перечней, различающихся между собой, слабо связанных с другими сторонами теории и в большинстве случаев не организованных в систему. Отсутствие системности сложившихся воззрений затрудняет составление полноценной картины функциональных закономерностей этого важнейшего социального явления.

Отдельные исследователи даже склонны говорить о «теориях журналистики» — во множественном числе — настолько порой несхожи идеи и суждения ученых. Некоторые из них, разделяющие данную позицию, считают.

1 Следует оговориться, что, хотя часто отмечаются различия между понятиями «журналистика», «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «масс-медиа» и др., здесь и в дальнейшем они рассматриваются как синонимичные. Представляется, что «журналистика» является наиболее емким из них. ее путем к отысканию истины, выращиванию интеллектуально насыщенных концепций, естественно, при уважительном отношении к открытиям своих коллег. Тем более становится очевидной важность знания и учета существующих моделей при разработке новых. Осмысление теоретических представлений о функциях журналистики — важнейший шаг на пути к систематизации ее социальных обязанностей и, затем, их оптимального исполнения на практике.

Наличие разночтений в теории журналистики объяснимо, учитывая существование концептуальных авторских отличий, многообразие методологических приемов, возможных аспектов рассмотрения проблемы, многогранность содержания самого понятия «функция» и, конечно, роль исторического контекста.

Ситуация усложняется в связи со своеобразной постановкой задач и неоднозначным пониманием функций журналистики даже профессионалами, работающими в сфере масс-медиа. Как показывает практика, некоторые из них неверно считают рассуждения о функциях журналистики пустым теоретизированием, не оказывающим влияния на их практическую работу.

Говоря о направлениях своей деятельности, сотрудники изданий редко задумываются о функциональной специфике журналистики, ее уникальных особенностях, исходя из которых в идеале и должна осуществляться вся работа этого института в обществе. Подобный подход приводит к опасным последствиям: расплывчатому или ошибочному толкованию обязанностей журналистики, приписыванию ей некоторых функций, которые, как оказывается, не свойственны ей изначально, хотя и являются неотъемлемой частью деятельности, ведущейся СМИ. В результате журналистами неправильно определяются направления деятельности, что сказывается на конечных целях журналистики как социального института и на результатах работы СМИ.

Таким образом, изучение формирования теоретических представлений о функциях журналистики, определение основных свойств ее функциональной специфики представляется важнейшей стороной развития теории массовых коммуникаций. Очевидно, что каждое понятие, задействованное при рассмотрении поставленной проблемы, требует строгого определения. Это, в первую очередь, касается самого понятия «функция», значение которого часто остается без внимания в теоретических работах. А без этого предмет изучения невозможно представить в его базовых характеристиках и целостности, в результате чего может быть нарушена логика самой теории функций журналистики — объективных обязанностей, соответствующих ее сущности как социального института, и явно или латентно проявляющихся во всех сторонах журналистской деятельности. Между тем, в условиях становления информационного общества проблема знания и исполнения функций существенно актуализируется.

Проблемы возникают не только при недостаточном раскрытии содержания ключевых в данном контексте понятий, но и при их ошибочном толковании — «смешении» (например, когда «функция» воспринимается как «функционирование», «цель», «задача» и др.).

Созданию системной концепции социальных обязанностей журналистики способствует использование опыта общенаучной теории функций. Определенную опору можно встретить в наработках из различных областей науки и искусства, в выводах, на первый взгляд, не связанных с теорией СМИ, а потому незаслуженно игнорирующихся.

Общенаучная теория функций помогает приблизиться к их базовому определению применительно к журналистской науке. А анализ имеющихся в ней разноплановых и индивидуальных характеристик функций, представленных известными отечественными и зарубежными учеными, рассмотрение самого процесса развития взглядов на проблему в условиях конкретной эпохи, позволяет подойти к решению важнейшей задачи современной теории СМИ — к обобщению результатов исследований, организованному представлению их выводов в рамках изучаемой проблемы (разумеется, с учетом неизбежности вариативных подходов и существования альтернативных решений). Используя сделанные наработки, можно прийти к построению современной модели системы функций журналистики.

Объект исследования — процесс и результаты формирования знаний о функциях журналистики в научных трудах современных российских и зарубежных исследователей, являющихся «сферой существования» изучаемой проблемы.

Предмет исследования — особенности функциональной специфики журналистики как социального явления в перспективе формирования системных представлений о функциях.

Степень научной разработанности темы. Взгляды на функции журналистики складывались в течение длительного времени. Характеристик, сосредоточенных преимущественно в учебной литературе и посвященных обозначенной проблеме, достаточно много.

Изучение журналистики на всех этапах ее существования так или иначе «выходило» на стремление понять ее роль в общественной жизни. Еще в период пражурналистики политическая деятельность великих ораторов являла собой распространение в массе людей сведений, оказывающих воздействие на формирование их мнений, побуждающих к совершению определенных поступков.

Современными исследователями в области теории журналистики подробно рассматривались функции духовной публицистики на Руси, функции первой российской газеты «Ведомости», функции европейской журналистики XIX века, ставшей важнейшей областью общественно-политической, экономической и культурной жизни общества и т. п. Вопрос содержания социальных ролей журналиста волнует не только ученых, но и представителей сферы образования и политиков.

Эволюция системы средств массовой информации, как и развитие теории журналистики, приводили к расширению познаваемого «пространства функций». Анализ целей и задач журналистики в процессе массовой коммуникации на Западе начался в 1950;х гг. При всем разнообразии существующих концепций большинство из них содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены еще в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948 году американским политологом Г. Лассуэллом. Она была расширена К. Райтом и Д.Маккуэйлом. Первый учебник по теории массовых коммуникаций, в котором был предложен функциональный подход к анализу масс-медиа, был написан Чарльзом Райтом Миллсом и опубликован в 1959 году. Позднее рассмотрением функций журналистики занимались немецкий социолог Н. Луман, американский исследователь Д. Гербнер и другие крупнейшие западные ученые.

Изучали опыт западных коллег и формировали свои подходы к этому вопросу и представители советской науки. В тот период появилось немало работ, в которых рассматривались функции журналистики, например, Б.А.Грушина1, Б.М.Фирсова2, Г. И.Хмары3.

1 См.: Грушин Б. Л. Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования. — М.:Политиздат, 1980. — С.84 — 89.

2 См.: Фирсов Б. М. Функциональный анализ СМИ // Эффективность СМИ. — Минск: Наука и техника, 1986.-С.31−40.

3 См.: Хмара Г. И. Печать в системе массовых коммуникаций // Проблемы социологии печати. — Новосибирск: Наука, 1969. Вып. 1. — С. 188 — 189.

Демонстрировались различные воззрения и подходы к рассмотрению данной проблемы, ученые стремились выделить функции журналистики, ее задачи, цели и условия эффективности. Помимо упомянутых авторов, в нашей стране были и другие исследователи, работавшие над поставленным вопросом. Кроме того, была очевидна важность подтверждения теоретических выводов опытным путем. В результате проводились эмпирические исследования, позволявшие увидеть на практике, как складывается представление о назначении журналистики в сознании аудитории1.

Конечно, взгляды на функции журналистики в разные времена были неодинаковыми, однако значимость их систематизации отмечалась всеми авторами без исключения. На сегодняшний день существует множество различных подходов к составлению перечней и характеристике функций этого социального института. Несомненный интерес представляют труды таких.

У ¦ современных авторов как Е. В. Ахмадулин, С. Г. Корконосенко, Т. В. Науменко, Г. Першке3, Е.П.Прохоров6, Л.Н.Федотова7, И.Д.Фомичева8 и др.

Воззрения ученых постоянно эволюционировали, изменялись в зависимости от внешних (политических, экономических, социальных, культурных) условий и обстоятельств. Сами группы (скорее, наборы) функций расширялись и дополнялись новыми элементами. Но, как правило, каждый автор приходил к формированию своей, обособленной совокупности функций.

1 См., напр., Хмара Г. И. Место телевидения в системе массовых коммуникаций. — М.: Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, 1966.

2 См.: Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики. — М., Р-н-Д.: ИКЦ МарТ, 2008.

3 См.: Корконосенко С. Г. Основы журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2006.

4 См.: Науменко T.B. Функции журналистики и функции СМИ. — Режим доступа: http://www.orenburg.ru/culture/credo/20/naumenko.

5 См.: Першке. Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Основные понятия теории журналистики. — М: Изд-во МГУ, 1993.

6 См.: Прохоров Е. П.

Введение

в теорию журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2007.

7 См.: Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации: теория и практика. — М.: Аспект-Пресс, 2002. s См.: Фомичева И. Д. Социология СМИ. — М.: Аспект Пресс, 2007. на основании личных наблюдений и убеждений, чаще всего без оглядки на другие разработки. Отсюда отсутствие понятийной строгости.

Цель и задачи исследования

.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы, последовательно анализируя исторически сложившиеся теоретические представления, систематизировать знания о функциях журналистики, сведения о функциональных особенностях этого социального института и, на основе проведенного анализа, предложить свой вариант совокупности функций журналистики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Сформулировать определение понятия «функция» применительно к журналистике. Изучить основные теоретические источники, раскрывающие его содержание, а также значение близких ему понятий — «цель», «задача», «роль», «обязанность», «предназначение» и др.

2. Проследить развитие теоретических представлений о функциях журналистики.

3. Выявить и проанализировать группы функций журналистики, наличествующие в работах ряда современных российских и зарубежных исследователей.

4. Последовательно рассмотреть выявленные обязанности журналистики применительно к современному периоду ее развития.

5. Сравнить существующие модели функций в перспективе создания современных представлений о системе журналистских обязанностей.

Методологическая база исследования.

Для решения поставленных задач применено несколько исследовательских методов. Методологическую основу диссертации составляет принцип системности научного знания, требующий рассмотрения функций журналистики как целостной системы.

Исторический подход к изучению процесса развития теории функций журналистики позволяет понять характер эволюции системы взглядов на поставленную проблему.

При подготовке диссертации автором был проанализирован широкий круг работ, проведен вторичный анализ результатов эмпирических социологических исследований, посвященных изучаемому вопросу. Сравнительный метод позволил сопоставить выводы различных ученых.

Полученные наборы ключевых понятий, используемых исследователями при построении своих концепций, потребовали логико-семантического анализа — идентификации смысловых отношений между ними. Поскольку данная задача выполнима только при условии точного определения рассматриваемых обозначений, для проверки адекватности характеристик показалось важным обращение к емким и кратким справочным статьям современных энциклопедий и словарей.

Филологический характер диссертации заключается в выявлении зависимости текстовых особенностей журналистских материалов от их функциональной направленности. Реализация авторами тех или иных функций журналистики при их осмыслении формирует тот или иной характер журналистского произведения.

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивается обращением к максимально доступному объему сведений о функциях журналистики, их анализу с использованием соответствующей научной методологии, развернутой теоретической базы, эмпирической информации.

Научная новизна работы заключается в том, что представлена характеристика развития теории функций журналистики и в возможно полном виде охарактеризованы разработанные различными учеными «перечни» и общие определения функций. Несмотря на наличие немалого числа работ, посвященных избранной проблеме, попытки систематизации представлений о становлении и развитии теории функций журналистики ранее не предпринимались.

В диссертации впервые выявляются и обозначаются сходства и концептуальные различия авторских подходов. На базе анализа всего многообразия совокупностей функций осмысливаются возможные пути построения их целостной системы. На основании полученных выводов создается вариант системной модели.

Теоретическое значение работы заключается в том, что собранная, обобщенная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет расширить и уточнить научные представления о развитии и современном состоянии знаний о функциональной специфике журналистики.

Диссертация в определенной мере восполняет пробел в осмыслении существующих взглядов на систему функций журналистики и вносит вклад в изучение данного вопроса. Представленные в ней выводы могут найти применение при ведении дальнейших теоретических разработок в данной области, теоретических и эмпирических исследований масс-медиа.

Практическое значение исследования.

Полученные результаты могут быть использованы для создания более совершенной модели совокупностей функций журналистики с выходом на системные обобщения. Собранные материалы исследования могут оказаться полезными также в практической деятельности журналистов.

Сведения, содержащиеся в диссертации, могут найти применение при разработке и чтении лекционных курсов, проведении семинаров и практических занятий в учебных заведениях, занимающихся подготовкой журналистов, быть использованы в научных и образовательных целях.

Диссертационная работа структурно состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ исследований, посвященных теории функций журналистики, несмотря на разрозненность, а порой и противоречивость представленных в них суждений, позволяет сделать вывод о наличии сложившегося, разветвленного знания о журналистских обязанностях в обществе. Изучение функций, являясь важнейшей стороной теории СМИ, неизменно привлекало внимание исследователей. Тем не менее, говорить о существовании полноценного отражения закономерностей этой системы в имеющихся на сегодняшний день разработках пока рано.

В большинстве исследований функции предстают обособленными друг от друга. Причем каждый автор по-своему обозначает ту или иную обязанность. Иногда за одинаковыми названиями кроются разные значения, раскрывающиеся в неоднозначных характеристиках. В связи с этим назрела проблема упорядочивания имеющихся сведений, ведь без полноценного осмысления и систематизации опыта предшественников трудно избежать «топтания на месте».

Важно осознавать, что неверное понимание функций и ошибочное в связи с этим определение направлений деятельности средств массовой информации крайне опасно, так как ведет к искажению научных представлений о конечных целях журналистики как инструмента служения обществу. В результате можно говорить, например, об управлении, манипуляции при помощи каналов СМИ аудиторией ради удовлетворения чьих-либо субъективных интересов (например, политико-идеологических) — потакании неразвитым вкусам определенной части населения, обосновывающимся стремлением руководств изданий к финансовой выгоде и т. п.

Усиление влияния средств массовой информации на общество, а также развитие и усложнение самой системы масс-медиа неизбежно ведут к расширению круга теоретически определяемых функций и эволюции представлений о них в журналистской науке. Определение понятия «функция» применительно к журналистике, анализ подходов к группированию обязанностей масс-медиа, а также их обозначений в разных работах позволил выявить наборы объективных функций, осуществляемых СМИ на пользу обществу.

Рассмотрение связей, обеспечивающих взаимодействие всех функций и обуславливающих их корректную реализацию, ведет к формированию модели, которая, на наш взгляд, отражает закономерности социально ответственного функционирования журналистики. Все компоненты этой моделикоммуникативная функция, функция формирования повестки дня (или обзорная), идеологическая, форума или канала социального участия, организационная, культуроформирующая, рекреативная, рекламы и PRвзаимозависимы и выполняются комплексно. Иное дело, что некоторые функции могут быть доминирующими в конкретном журналистском произведении, однако менее выраженные обязанности также имеют важное значение, выступая в качестве «сопровождающих», способствующих усилению нужного эффекта.

Однако в каких бы пропорциях ни сочетались проявления тех или иных функций в материале СМИ, две их них — коммуникативная и идеологическаявсегда должны находить реализацию. Первая обеспечивает доведение журналистского продукта до аудитории, интерактивность СМИвторая обуславливает содержание и форму этого продукта, что зависит от установок издания (собственных, независимых, или диктуемых свыше).

Под выполнением идеологической обязанности журналистики мы подразумеваем формирование всех уровней массового сознания аудитории (общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания и исторического сознания). В идеале это должно способствовать консолидации общества, достижению единства и максимальной гармонии группового и общечеловеческого сознания на основе ценностей гуманизма, ориентации людей в различных реалиях жизни.

Качественная, высококвалифицированная и социально ответственная работа СМИ, может способствовать решению социально значимых проблем, формулировать задачи для властей, помогать обществу побороть раздирающие его кризисы и конфликты. А подобного рода практическая деятельность возможна только при всестороннем теоретическом осмыслении объективных функций журналистики и их адекватной реализации в повседневной деятельности СМИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Л. Студенческая молодежь: на пути к новым жизненным ориентациям. Чебоксары: Б.и., 1994.
  2. А.П. К вопросу о функциях журналистики // Журналистика в 2008 году. -М.: МадиаМир, 2009.
  3. В.Г. Системность и общество. -М.: Политиздат, 1980.
  4. .В. Информация и система. Л.: Лениздат, 1969.
  5. Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики. М.: ИКЦ МарТ- Р-н-Д, 2008.
  6. Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект-Пресс, 2005.
  7. Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.: МедиаМир, 2009.
  8. Вопросы диалектического материализма / Под ред. С. С. Гуревича, В. П. Петленко, Г. И. Царегородцева. Киев: Гос. мед. изд-е УССР, 1964.
  9. A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: Прогресс, тенденции, противоречия. -Екатеринбург: УрЮИ, 1998.
  10. П.Воронцов Ю. В. Телевидение в системе массовой коммуникации // Проблемы социальной психологии и пропаганды / Под ред. В. Н. Колбановского, Ю. А. Шерковина. -М.: Политиздат, 1971.
  11. Л.Х. Кластерный анализ: основные идеи и методы. М.: Моск. гос. горн, ун-т, 2000.
  12. Д.П. Определение (Логико-методологические проблемы). М.: Мысль, 1974.
  13. .А. Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования. М.:Политиздат, 1980.
  14. И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.
  15. Л. Теория социального отражения. — М.: Прогресс, 1969.
  16. Г. В. Духовно-просветительская функция журналистики // Трансформация систем СМИ в современном мире. М.: Изд-во МГУ, 2010.
  17. А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.
  18. И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.
  19. Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. М.: Алгоритм, 2002.
  20. Э. Познание и действительность. Понятие субстанции и понятие функции. М.: Гнозис, 2006.
  21. В.В. Образовательная функция СМИ в новой информационной среде // Трансформация систем СМИ в современном мире. М.: Изд-во МГУ, 2010.
  22. Классификация и кластер / Под ред. Р.Дж. Вэна. М.: Мир, 1980.
  23. Кластерный анализ / Дюран Б., Оделл П. М.: Стастика, 1977.
  24. О.В. Основы журналистики. М.- Р-н-Д.: МарТ, 2005.
  25. Л.И. Функции печати нового типа. Свердловск: Уральский гос. ун-т, 1974.
  26. С.Г. Дискуссия о сущности журналистики: по короткой дороге или по ведущей к цели // Современные проблемы журналистской науки. Воронеж: ВГУ, 2006.
  27. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2006.
  28. JI.M. Современные средства массовой информации: функции, задачи, проблемы. Новосибирск: НГТУ, 2007.
  29. Краткий очерк американской печати (Журналистика и пресса США). -Вашингтон: International Center For Journalists, 1996.
  30. O.K. Гражданское общество и массовое сознание. Несколько социологических фактов. СПб.: СПбГУ, 2000.
  31. B.C. Функции средств массой информации в социалистическом обществе // Человек социалистического общества и процессы мировой коммуникации: В 2 т. Будапешт, Л.: Изд-во Научного центра венгерского радио и телевидения, 1977. — Т. 1.
  32. A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971.
  33. Г. В. Телевидение и общество // Телевизионная журналистика. -М.: Изд-во МГУ, 1998.
  34. В.И. Социальная задача как категория исторического материализма. Киев: Наукова Думка, 1972.
  35. Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2006.
  36. Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: БЛИЦ, 1999.
  37. Н. Реальность масс-медиа. М.: Праксис, 2005.
  38. И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства (Функции прессы и социальная роль журналиста). М.: Изд-во МГУ, 1979.
  39. И.Д. Кластерный анализ. М.: Статистика и финансы, 1988.
  40. Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. -Новосибирск: Наука, 1982.
  41. Массовая информация в современном промышленном городе: Опыт комплексного социологического исследования / Под общ. ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова. -М.: Политиздат, 1980.
  42. М.А. Трансформация функций телевидения в условиях глобализации // СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. М.: Изд-во МГУ, 2008.
  43. М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС, 2002.
  44. Е.П. Объяснение функция науки. — М.: Наука, 1970.
  45. А.А. Идеология как развлечение: телевизионный этап проекта «Имя Россия» // Журналистика в 2008 году. М.: МадиаМир, 2009.
  46. А.Ю. Развлекательность как концепция телесезона // Журналистика в 2008 году. М.: МадиаМир, 2009.
  47. Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Основные понятия теории журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  48. В.Ф. Функции современного общенародного государства. Киев: Знание, 1980.
  49. И.А. Основные функции и принципы партийной и советской печати. -М.: Изд-во МГУ, 1955.
  50. Е.П. Введение в теорию журналистики. — М.: Аспект-Пресс, 2007.
  51. Е.П. Исследуя журналистику. М.: РИП-холдинг, 2006.
  52. Е.П. Журналист и массовое сознание. М.: РИП Холдинг, 2007.
  53. Т.Н. Гедонистическая компонента телепередач // Журналистика в 2008 году. М.: МадиаМир, 2009.
  54. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А. А. Шереля. М.: Изд-во МГУ, 2000.
  55. Районная газета в системе журналистики / Под ред. А. И. Верховской, Е. П. Прохорова. -М.: Изд-во МГУ, 1977.
  56. Л.И. О единстве структуры и функции в биологии и философии // Философские проблемы естествознания. М, 1967.
  57. Л.Г. Феномен журнализма. М.: Изд-во МГУ, 2000.
  58. Л.Г. Социология журналистики (Методология, методы, направления и результаты исследований). М.: ВК, 2010.
  59. Российский журналист и журналистское образование (социологические исследования) / Свитич Л. Г., Ширяева А. А. М.: ВК, 2006.
  60. Л.В. Функции и семантика креолизованного текста рекламы // Журналистика в 2008 году. М.: МадиаМир, 2009.
  61. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского -М.: Аспект Пресс, 2001.
  62. Е.Ю. Формы реализации развлекательности в современной прессе // Журналистика в 2008 году. М.: МадиаМир, 2009.
  63. И.В. Медиатор в системе социально-функциональных ролей журналиста // Журналистика в 2008 году. М.: МадиаМир, 2009.
  64. А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000.
  65. В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. — М.: Ладомир, 2004.
  66. Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высшая школа, 1968.
  67. В.П. Философия сознания (современные вопросы). М.: Мысль, 1991.
  68. В.Г. Правовые формы осуществления хозяйственно-организаторской функции советского государства // Социалистическое государство и общественный прогресс. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1982.
  69. В.В. Идеологические функции искусства. JL: Знание, 1972.
  70. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Под ред. И. С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989.
  71. JI.H. Социология массовой коммуникации. М.: Аспект-Пресс, 2002.
  72. В.В. Влияние функциональной направленности субъекта анализа текста на его оценку // Журналистика в 2008 году. М.: МадиаМир, 2009.
  73. Ю.А. Сигналы эстетической информации. М.: Наука, 1971.
  74. .М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л.: Наука, 1977.
  75. .М. Телевидение глазами социолога. -М.: Искусство, 1971.
  76. .М. Функциональный анализ СМИ // Эффективность СМИ. -Минск: Наука и техника, 1986.
  77. И.Д. Журналистика и социология. М.:Изд-во МГУ, 1995.
  78. И.Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. М.: Аспект Пресс, 2004.
  79. И.Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. -М.: Изд-во МГУ, 1987.
  80. И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект-Пресс, 2007.
  81. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. СПб.: Алетейя, 2001.
  82. М.Х. Структура и функция как философские категории. Ташкент: Узбекистон, 1991.
  83. Г. И. Место телевидения в системе массовых коммуникаций. М.: Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, 1966.
  84. Г. И. Печать в системе массовых коммуникаций // Проблемы социологии печати. Новосибирск: Наука, 1969. Вып. 1.
  85. Г. П. Идеология в системе культуры. — М.: Изд-во Нац. Ин-та бизнеса, 2007.
  86. А.И. Социология массовых коммуникаций. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2008.
  87. Т.В. Журналистика и устойчивое развитие. М.: Изд-во МГУ, 2010.
  88. Ф. Письмо Ф.Мерингу // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 39 т. -М.: Госполитиздат, 1955. Т.39.
  89. З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Рус. яз., 1998.
  90. Н.З. Психологический словарь. Магадан, 1965.
  91. Большая энциклопедия / Под ред. С. А. Кондратова: В 64 т. М.: Терра, 2006.-Т. 1, 11, 18, 19,23,24,30, 33, 34,39,41,61.
  92. Большая советская энциклопедия / Под ред. A.M. Прохорова: В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969 — 1978. — Т. 1, 10, 12, 21, 23.
  93. И.А. Словарь иностранных слов. — М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005.
  94. JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  95. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В. И. Бородулина и др. М.:. Большая Российская энциклопедия, 1995.
  96. Культурология. XX век. Энциклопедия / Под. ред. С. Я. Левита: В 2 т. СПб.: Университетская книга, 1998. — Т. 2.
  97. Новая Российская Энциклопедия / Под ред. Некипелова А. Д., Данилова-Данильяна В.И. и др. М.: Инфра-М, 2005.
  98. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под. ред. В. И. Бородулина. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.
  99. П.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей, 1953.
  100. Политическая энциклопедия / Под ред. Г. Ю. Семигина: В 2 т. М.: Мысль, 1999.-Т. 1.
  101. Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю. И. Аверьянова. -М.: Изд -во Моск. коммерч. ун-та, 1993.
  102. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика — пресс, 1997.
  103. Э.Л. Философский словарь. -М.: Г. А. Леман, 1913.
  104. Современный словарь иностранных слов / Под ред. Л. М. Баш, А. В. Боброва и др. М.: Цитадель, 2000.
  105. Социология: Энциклопедия / Под ред. А. А. Грицанова. — Минск: Книжный дом, 2003.
  106. Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: ОГИЗ, 1940.
  107. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.
  108. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983.1. Диссертации
  109. И.В. Виды коммуникации в сфере паблик рилейшинз финансовых корпораций- Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М., 2007.
  110. Бил ал Араби. Структурно-функциональная школа в современной социологии- Дис.. канд. социологических наук: 22.00.01 / Ин-т социологии АН СССР.-М., 1991.
  111. О.Ю. Природа и социальные функции массовой культуры- Дисс.. доктора философских наук: 09.00.11 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб, 2006.
  112. Бут И. В. Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» на информационном пространстве стран СНГ: цели, концепция, особенности программной политики- Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М., 2006.
  113. А.Д. Развитие и функционирование структуры медиасистемы и ее влияние на содержание печатных СМИ (на примере Великобритании, Германии и Италии) — Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2009.
  114. Э.Д. Функции прессы в национально-политическом процессе региона (на материалах Республики Бурятия) — Дис.. канд. политических наук: 23.00.02 / Рос. акад. управления. М., 1993.
  115. Т.В. Социокультурные функции печати нового города: На примере г. Комсомольска-на-Амуре 1930-х годов- Дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / Комсомольск-на-Амуре гос. техн. ун-т. Комсомольк-на-Амуре, 2004.
  116. И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий- Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М., 2008.
  117. Ю.В. Журналы о здоровом образе жизни: функциональные, тематические и жанровые особенности- Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10/Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2005.
  118. И.Н. Функции телевизионного редактора в современных условиях- Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2006.
  119. П.Когатько А. Г. Отечественное телевидение для детской аудитории: теория, история, перспективная модель функционирования- Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2007.
  120. С.Г. Социальные функции прессы в политической жизни современного российского общества- Дис.. доктора политических наук: 23.00.03 / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1993.
  121. А.В. Тема функции в архитектуре- Дисс.. канд. архитектуры: 18.00.01 / Моск. архит. ин-т. М., 1989.
  122. Я.В. Рекламная газета: структурно-функциональные и жанровые особенности- Дисс.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2005.
  123. В.В. Охрана социалистической собственности как функция советского общенародного государства и роль органов внутренних дел в ее реализации- Дис.. канд. юридических наук: 12.00.02 / Моск. высш. школа милиции МВД СССР. М., 1989.
  124. Насиба Сайд. Исследование проблемы взаимосвязи функции и архитектурно-художественной формы- дис.. канд. архитектуры: 16.00.02 / Моск. архитектурный ин-т. М., 1996.
  125. Д.В. Социальная сущность и формы участия аудитории в деятельности СМИ- Дисс.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2008.
  126. М.А. Социально-регуляторные функции СМИ в условиях формирования государственной экологической политики- Дис.. канд. социологических наук:22.00.08 / Институт социологии РАН. М., 2006.
  127. Д.В. Контрольно-надзорная функция государства- Дис.. канд. юридических наук: 12.00.01 / Академия управления МВД России. М., 2004.
  128. О.В. Культурно-просветительские программы отечественного телевидения: традиции и новаторство (на примере телеканала «Культура») — Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. -М., 2006.
  129. С.И. Структурно-функциональный анализ социального управления: Базовые понятия- Дис.. канд. философских наук: 09.00.11 / Нижегород. гос. арх.-строит. ун-т. Н. Нювгород, 2002.
  130. И.В. Эволюция социально-функциональных ролей журналиста в Интернет-СМИ- Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. унт им. М. В. Ломоносова. М., 2007.
  131. .В. Проблемы модификации функций и предмета публицистики в газетных жанрах- Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Белорусский гос. ун-т им. В. И. Ленина. Минск, 1974.
  132. С.П. Реализация просветительской функции журналистики в современных общероссийских газетах- Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2006.
  133. Г. В. Проблемы обновления социальной функции современного Российского государства- Дис.. канд. юридических наук: 12.00.01 / Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2004.
  134. Д.Ш. Региональные средства массовой информации как ресурс политических коммуникаций (на примере средств массовой информации Башкортостана) — Дис.. канд. филологических наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2007.
  135. С.Р. Социальные роли и функции маркетинга в условиях становления рыночной экономики- Дис.. канд. социологических наук: 22.00.03 / Сарат. гос. ун-т. Саратов, 2000.
  136. Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы Научные журналы
  137. Н. А.: На путях к биологии активности // Вопросы философии. -1965.-№ 10.
  138. Ю.А. О природе и функциях массовой коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1967. — № 6.
  139. A.M. О взаимосвязи категорий «количество» и «качество» с математическим понятием «функция» // Философские науки. 1982. — № 5.
  140. И.Н. Современное радиовещание в системе средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 1-, Журналистики. 1994. — № 6.1. Газеты
  141. Альберт Плутник. Под собою не чуя страны? // Журналист. 1996. — № 7.
  142. Борис Фирсов. Массовая коммуникация // Журналист. — 1967. № 2.
  143. В., Карпинская J1. Читатель газета. Социологический очерк // Известия. — 1968. — № 10 (11 июля)
  144. П. Бурбоны и оптимисты // Журналист. 1991. — № 7.
  145. Ирина Маслова. Настало время новых звезд // Известия. 1992. — № 241. (3 нояб.).1. Интернет-ресурсы
  146. Геннадий Жирков. Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе. Режим доступа: www.ucheba.ru/referats/6923.html
  147. Т.В. Функции журналистики и функции СМИ. Режим доступа: http://www.orenburg.ru/culture/credo/20/naumenko.
  148. Яндекс. Словари. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru.1. Книги
  149. Gerbner G. Mass Media and Human Communication Theory // D. McQuail (ed.) Sociology of Mass Communication. Harmondsworth: Penguin, 1972.
  150. Gerbner G. The Future of Media: Digital Democracy or More Corporate Control? -N.Y.: Seven Stories Press, 1999.
  151. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas / Ed. by L.Buyson. N.Y.: The Free Press, 1948.
  152. McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. L.: Sage, 1987.
  153. Schramm W. How Communication Works // Process and Effects of Mass Communication / Ed.: W. Schramm. Urbana: University of Illinois Press, 1954.
Заполнить форму текущей работой