Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Охрана труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причинами аварий и несчастных случаев нередко служат технические факторы — конструктивные недостатки или неисправность машин и механизмов, несовершенство технологических процессов, отсутствие либо выход из строя защитных средств и т. п. Однако, как показывает опыт, во многих случаях виновником травматизма является сам работник, который по тем или иным причинам пренебрег требованиями безопасности… Читать ещё >

Предисловие. Охрана труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Средние специальные учебные заведения Республики Беларусь переходят к системе подготовки кадров по новым образовательным стандартам.

В связи с этим разработаны новые типовые программы по охране труда, в которых нашли свое отражение Концепция государственного управления охраной труда, а также все изменения нормативной правовой базы в области безопасности и гигиены труда, производственной санитарии и пожарной профилактики.

Для многочисленной армии учащихся средних специальных учебных заведений современных доступных учебников и учебных пособий по охране труда практически нет — существующие изданы в основном в 80−90-е годы прошлого столетия и, естественно, не могут отражать всех изменений, происшедших в последние десятилетия в социальной и технико-экономической сферах республики.

Настоящее учебное пособие подготовлено на основе типовой учебной программы курса охраны труда, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь. В нем рассмотрены организационные и правовые вопросы охраны труда, основы гигиены труда и производственной санитарии, безопасности технологических процессов и оборудования, а также пожарои взрывобезопас-ность производств.

В основу изложения положены действующие законодательные, нормативные правовые и технические нормативные правовые акты по охране труда, материалы практической деятельности отечественных промышленных предприятий, зарубежный опыт, а также разработки научных и проектных учреждений. Раскрыт механизм биологического воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, что, безусловно, поможет учащимся сознательно принимать адекватные защитные меры в будущей работе.

Поскольку некоторые главы книги по существу освещают материал самостоятельных дисциплин и из-за ограниченности объема пособия, авторы приводят лишь сведения, необходимые дяя усвоения общих закономерностей, относящихся к охране труда. Более полную информацию читатель может получить из оригинальных источников, указанных в библиографическом списке.

Учебное пособие предназначено учащимся средних специальных учебных заведений, а также будет полезно студентам вузов. Оно может быть использовано слушателями системы постдипломного образования и в практической деятельности специалистами по охране труда в различных отраслях промышленности.

Признательность за доброжелательное и критическое отношение к пособию авторы выражают рецензентам: A.M. Лазаренкову — заведующему кафедрой охраны труда Белорусского национального технического университета, доктору технических наук, профессору, Н. К. Фоменкопреподавателю высшей категории, председателю цикловой комиссии УО «Минский государственный политехнический колледж», объективные замечания которых помогли существенно улучшить содержание книги, а также М. М. Косовой за техническую помощь в подготовке издания.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения, направленные на улучшение учебного пособия, которые просят направлять в издательство «Вышэйшая школа» по адресу: т. Минск, проспект Победителей, 11.

Введение

Предмет, задачи и содержание дисциплины Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органов Республики Беларусь. Концепция государственного управления охраной труда, утвержденная Советом Министров Республики Беларусь в 2005 г., нацеливает нанимателя на профилактику травматизма и обеспечение безопасных и здоровых условий труда для всех трудящихся. Решение поставленной задачи в значительной степени зависит от подготовленности руководящих кадров и в том числе специалистов среднего звена по вопросам охраны труда. Будущим работникам необходимо овладеть научными основами безопасности и гигиены труда, а также способами их практического применения для устранения опасных и вредных производственных факторов, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

При переходе к рыночной экономике роль и значение охраны труда на производстве будут многократно возрастать. В этих условиях наряду с выполнением традиционных функций специалист по охране труда предприятия должен выступать в роли консультанта нанимателя по вопросам условий труда и безопасности производства, выбора безопасного оборудования и технологических процессов, а также разработки рекомендаций по методам и средствам коллективной и индивидуальной защиты работающих.

В современном мире ежегодно более 160 млн рабочих получают травмы и заболевают в связи с неблагоприятными условиями труда, из них свыше 1,2 млн человек погибают вследствие несчастных случаев и заболеваний, связанных с условиями труда. Только прямые издержки от несчастных случаев, по оценкам экспертов, в США, Великобритании и Норвегии составляют миллиарды долларов. По экспертным оценкам, потери общества от одного несчастного случая со смертельным или тяжелым исходом оцениваются суммой, эквивалентной около 75 тыс. дол. США. Во многих развивающихся странах смертность работников от несчастных случаев на производстве в 5−6 раз превышает аналогичные показатели промышленно развитых стран.

Известно, что в нашей республике около 30% от общей численности работающих вынуждены трудиться в неблагоприятных условиях, в том числе на предприятиях химической и нефтехимической промышленности — 53%, черной металлургии — 51%, электроэнергетики — 49%, лесозаготовительной — 47%, текстильной — 43%. В настоящее время для промышленности республики характерна тенденция роста количества работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам. Неудовлетворительные условия труда являются причиной высокого уровня временной нетрудоспособности работников, которая также в последние годы имеет тенденцию к росту.

Ежегодно в связи с нарушением требований безопасности труда на предприятиях республики травмируется более 5 тыс. работников. Из них около 200 чел. погибают, а свыше 800 получают тяжелые травмы.

Причинами аварий и несчастных случаев нередко служат технические факторы — конструктивные недостатки или неисправность машин и механизмов, несовершенство технологических процессов, отсутствие либо выход из строя защитных средств и т. п. Однако, как показывает опыт, во многих случаях виновником травматизма является сам работник, который по тем или иным причинам пренебрег требованиями безопасности. Зачастую это объясняется недостаточным уровнем подготовки в области охраны труда, а также неумением принять оптимальное решение в условиях дефицита времени и психофизиологических перегрузок.

В современном мире уровень решения проблем безопасности жизнедеятельности человека может служить достоверным и наиболее полным критерием степени экономического развития государства, его стабильности и социально-нравственного состояния общества. В то же время решение проблем безопасности требует активного участия всех членов общества, высокого гражданского самосознания, внутренней дисциплины, готовности к определенному ущемлению сиюминутных интересов, а в некоторых случаях и ограничению индивидуальных свобод, во имя жизни настоящего и будущих поколений.

Реализация этих принципов может быть достигнута только на основе организации обязательной системы непрерывного образования и воспитания в области безопасности жизнедеятельности, охватывающей все ступени от дошкольного воспитания до системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Важнейшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании основного принципа — безусловности приоритетов бесценности и безопасности человеческой жизни при решении любых производственных задач.

Охрана труда — это отрасль науки, призванная обеспечить безопасные и безвредные условия труда на производстве. В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь понятие «охрана труда» трактуется следующим образом: «…это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства».

Следует отметить, что в охране труда, в отличие от многих других дисциплин, все термины строго стандартизированы, что имеет большое значение при рассмотрении социально-трудовых конфликтов. Поэтому ниже и в дальнейшем по тексту будут приводиться определения основных терминов со ссылками на соответствующие документы.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 19 605. Организация труда. Основные положения. Термины и определения).

Безопасные условия труда (безопасность труда) —состояние условий труда, при которых воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений (ГОСТ 12.0.002).

Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти (ГОСТ 12.0.002).

Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства (ГОСТ 12.0.002).

В соответствии с определением охрана труда рассматривает вопросы организационно-правового регулирования трудовых отношений, обеспечения безопасных и безвредных условий труда, а также его нормирования. Курс «Охрана труда» состоит из следующих разделов:

организационно-правовые основы;

производственная санитария и гигиена труда;

техника безопасности;

пожарная безопасность.

Цель курса — вооружить будущих специалистов как теоретическими, так и практическими знаниями, необходимыми для творческого решения вопросов, связанных с эксплуатацией и созданием новых технологий и техники, исключающих производственный травматизм и профессиональную заболеваемость, без чего невозможна реализация направления, провозглашенного в качестве основополагающего для этой области науки — «от техники безопасности к безопасной технике».

Задачи изучения дисциплины — дать будущему специалисту знания научных основ охраны труда, привить интерес к рационализации производства, творческому решению проблем улучшения условий и безопасности труда на объектах хозяйственной деятельности.

Методологической основой дисциплины является научный анализ технологического процесса, аппаратурного оформления, условий труда, используемых и получаемых продуктов с точки зрения возможности возникновения в процессе эксплуатации производства опасных и вредных производственных факторов. На основе такого анализа определяются потенциально опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

В результате изучения предмета учащиеся должны знать:

Концепцию государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, основные законодательные и правовые нормативно-технические документы по гигиене и безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;

организацию государственного надзора и общественного контроля за охраной труда;

организацию работы по охране труда на предприятии, в цехе, на участке;

опасные и вредные производственные факторы, характерные для конкретного производства;

основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

основные мероприятия по пожарной профилактике и технические средства пожаротушения.

Учащиеся должны уметь:

организовывать работу по охране труда на участке, в цехе;

осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности на участке, в цехе;

владеть безопасными приемами и методами работы и обучать им работающих;

пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также средствами пожаротушения;

проверять исправность технических средств защиты;

проводить расследование несчастных случаев.

Изучение предмета основывается на знаниях, полученных учащимися по специальным предметам, физике, химии, технической механике, электротехнике, электронике и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой