Виды и принципы формирования трансфертной цены
ТЦ =Удельная переменная себестоимость/Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж. Третий метод трансфертного ценообразования предполагает расчет договорной трансфертной цены. При этом используется следующая формула: Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей. На основе… Читать ещё >
Виды и принципы формирования трансфертной цены (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трансфертная цена (ТЦ) — это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации. Виды трансфертных цен:
- · трансфертные цены на основе рыночных цен;
- · трансфертные цены на основе маржинальных затрат;
- · трансфертные цены на основе полных затрат.
На практике применяются три метода расчета трансфертной цены:
- 1)на основе рыночных цен;
- 2)на основе себестоимости (переменной или полной), по принципу «себестоимость плюс»;
- 3)на основе договорных трансфертных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги).
Особую популярность в странах с рыночной экономикой получил первый метод. Преимущество рыночных цен состоит в их объективном характере, и трансфертные цены не будут зависеть от взаимоотношений и квалификации менеджеров покупающих и продающих центров ответственности. Этот метод применяется в условиях высокой степени децентрализации организации, когда центры ответственности (прибыли или инвестиций) свободны в выборе внутренних или внешних покупателей и продавцов; когда полуфабрикат, наряду с его передачей в следующий передел, может реализовываться на сторону. Однако применение первого метода имеет свои ограничения: необходимо наличие развитого рынка продукции и услуг, производимых центром ответственности. При формировании трансфертной цены на основе рыночных цен обеим сторонам предоставлено право взаимодействия с внешними продавцами и покупателями, между ними должны соблюдаться следующие условия:
- 1) центр ответственности, приобретающий продукцию (услугу), покупает ее внутри фирмы до тех пор, пока продающий центр ответственности не начинает завышать существующие рыночные цены и желает продавать свою продукцию внутри фирмы;
- 2) если продающее подразделение завышает существующие рыночные цены, то покупающий продукцию (услугу) центр ответственности может приобрести ее на стороне.
В том случае, если какое-либо из условий установления рыночных трансфертных цен невыполнимо, то применяется второй метод — на основе себестоимости, и здесь существуют различные варианты. В основу трансфертных цен может быть положена:
- а) полная фактическая себестоимость;
- б) нормативная себестоимость;
- в) переменная себестоимость.
Третий метод трансфертного ценообразования предполагает расчет договорной трансфертной цены. При этом используется следующая формула:
ТЦ =Удельная переменная себестоимость/Удельный маржинальный доход, утраченный продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж.
Эта формула универсальна и применима в условиях полной и неполной загрузки производственных мощностей.
В странах с рыночной экономикой предприятия умело сочетают все рассмотренные методы трансфертного ценообразования. Выбор того или иного метода определяется рядом факторов:
- 1) характером решаемых в результате трансфертного ценообразования задач (для принятия управленческого решения может быть использована одна трансфертная цена, для оценки работы центра ответственности — другая);
- 2) степенью децентрализации организационной структуры предприятия;
- 3) состоянием рынка продуктов и услуг, на которые устанавливаются рыночные цены.