Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Формирование представлений о величинах у детей дошкольного и младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время наблюдается некоторая несогласованность (несоблюдение единой терминологии, дублирование содержания и т. п.) между детским садом и начальной школой при ознакомлении детей с величинами. Это порождает противоречие между необходимостью осуществления взаимосвязи и согласованности целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения на всех ступенях образования и неполной… Читать ещё >

Введение. Формирование представлений о величинах у детей дошкольного и младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические развитие нашего общества предопределило необходимость непрерывного образования, одним из условий, осуществления которого является установление преемственности между детским садом и начальной школой.

Разрешением проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном системы образования занимались и занимаются ученые, работники народного образования, учителя и воспитатели. Авторским коллективом под руководством профессора Н. Ф. Виноградовой создана (2000г) «Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», дающая современное толкование проблемы преемственности на рассматриваемых ступенях обучения.

Данной проблеме посвящены психолого-педагогические работы Б. Г. Ананьева, А. К. Бушля, Ш. И. Ганелина, В. В. Давыдова, В. Т. Кудрявцева, А. А. Люблинской, М. Р. Львова, В. В. Марковой, Т. А. Тихоновой, Н. А. Федосовой и др.

Частно-методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях Г. Х. Бурангуловой, С. Ф. Ивановой, В. Д. Лысенко, Н. И. Мышенок, А. И. Пеленкова, Н. А. Пленкина, О. А. Скопиной, З. И. Соловьевой, Н. Л. Фетисовой и др.

В то же время в данных исследованиях вопросы преемственности формирования представлений о величинах либо совсем не освещаются, либо рассматриваются только у воспитанников подготовительной группы и учащихся первого класса, либо не соответствуют современным взглядам на содержание учебного материала по теме «Величина» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, в проведенных исследованиях не достаточно полно раскрыты педагогические основы осуществления преемственности при изучении темы «Величина», которая общепризнанно в теории и практике дошкольного и школьного образования считается одной из самых сложных и принципиальных. Некоторые методисты отмечают, что ни в одном другом пункте школьной программы не встречается такое большое число неправильных представлений и утвердившихся методических несообразностей, как при изложении этой темы.

Особенностям имеющихся представлений у детей дошкольного возраста о величине посвящены исследования Р. Л. Березиной, В. К. Котырло, З. Н. Лебедевой, О. С. Островерх, Е. В. Проскура, А. Г. Пушкиной, Л. Н. Павловой, Е. Б. Роговской и др.

Некоторые вопросы теории и методики изучения величин в начальной школе представлены в работах психологов — В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской, ИИ. Якиманской; методистов — О. И. Галкиной, П. С. Исакова, Н. Б. Истоминой, Г. А. Корнеевой, А. М. Пышкало, М. Салиховой, Л. П. Стойловой и др.

В то же время наблюдается некоторая несогласованность (несоблюдение единой терминологии, дублирование содержания и т. п.) между детским садом и начальной школой при ознакомлении детей с величинами. Это порождает противоречие между необходимостью осуществления взаимосвязи и согласованности целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения на всех ступенях образования и неполной разработанностью данного вопроса при формировании представлений о величинах у дошкольников и младших школьников.

Сказанное выше определяет актуальность исследования преемственности в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Проблема: каковы педагогические условия осуществления преемственности в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс формирования представлений о величинах у детей в детском саду и начальной школе.

Предметом — преемственные связи в формировании представлений о величинах у дошкольников и младших школьников.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что преемственность в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и младшего школьного возраста может быть успешно осуществлена в том случае, если процессы обучения в детском саду и начальной школе.

  • — имеют гуманитарную направленность;
  • — обеспечивают взаимосвязь и согласованность всех компонентов педагогической системы (цели, задачи, содержание, методы, средства, формы деятельности);
  • — сохраняют самоценность каждого этапа развития ребенка.

Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

  • 1. Раскрыть смысл преемственности в формировании представлений о величинах у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 2. Выявить педагогические условия, влияющие на реализацию преемственных связей в процессе изучения величин в детском саду и начальной школе.
  • 3. Определить принципы отбора содержания учебного материала, обеспечивающие непрерывность формирования представлений о величине у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • 4. Дать количественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.

В ходе решения поставленных задач использовались методы эмпирического исследования:

  • — изучение педагогической, психологической, математической, методической литературы по теме исследования;
  • — наблюдение за формированием представлений о величинах у детей в школе и детском саду;
  • — педагогический эксперимент;
  • — беседа с детьми 3−10 летнего возраста по исследуемой проблеме;
  • — проведение тестирования с целью выявления уровня сформированности рассматриваемых представлений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой