Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кул — период «прохладного» джаза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Квартет Дэйва Брубека, выступая в концертных залах и в студенческой среде высших школ (англ, high school), где был невероятно популярен, завоевал признание и белых, и черных любителей джаза. Никто лучше самого Брубека не понимал, чем он обязан поколению черных джазменов-предшественников. Был даже случай, когда Брубек искренне огорчился, получив номер журнала Time (ноябрь 1954 г.), в котором… Читать ещё >

Кул — период «прохладного» джаза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бибоп был жесткой, напористой, агрессивной музыкой, передающей сложные процессы внутреннего и внешнего напряжения личности, некий разлад человека с самим собой и недовольство окружающим миром. Чтобы сыграть такую музыку, требовалась виртуозная техника исполнения, необузданный темперамент. В прежних джазовых стилях публику привлекала музыка, наполненная лиричностью и нежностью, прозрачностью звуков и мелодичностью, романтизмом и созерцательностью, гармонией и счастьем бытия. С приходом бибопа все эти чувства в музыке были утрачены.

К середине XX в. в джазе возникает нечто совсем новое и противоположное бибопу — это стиль кул.

Кул (амер. cool — прохладный, холодный) — стиль современного джаза, сформировавшийся на рубеже 1940—1950;х гг., на основе развития достижений стилей свинг и бибоп.

Но кул-джаз имеет существенные отличия от бибопа. Характерной особенностью стиля кул является отказ от чрезмерной экспрессивности и интонационной неустойчивости. Кулу присущи такие черты, как эмоциональная сдержанность, возросшая роль композиции, аранжировки, формы и гармонии, использование элементов политональности и атональности, полифонии. У музыкантов стиля кул-джаз прослеживалась тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Предтечей стиля кул многие историки джаза считают свингового саксофониста Лестера Янга, который обладал «холодной» манерой звукоизвлечения (так называемым Lester sound). Впоследствии кул-джаз стали исполнять и многие боперы: Телониус Монк, Майлз Дэвис, Джон Льюис, Милт Джексон.

Территориально кул-джаз возник на западе Америки, в теплой Калифорнии, куда хлынули потоки народа в поисках «земли обетованной». Джазовый валторнист и композитор Джон Граас так рассказывал про те времена: «Условия жизни здесь также заметно отличались от всей остальной части страны. Для музыкантов жизнь здесь была свободнее, размереннее и не так напряжена, как в Нью-Йорке. За довольно небольшие деньги мы смогли приобрести себе дома, которые никто не мог бы отобрать у нас назад. Это большое дело, ибо музыкант, как и человек всякой другой профессии, начинает чувствовать себя увереннее, а это помогает ему в создании музыки. И даже если мы здесь оставались на какое-то время без работы, мы никогда не паниковали, как в НьюЙорке… Конечно, Нью-Йорк, в своем роде, восхитителен, но музыкант быстро осознает тот факт, что действительно незаурядный талант там должен вести борьбу за существование, имея гораздо меньше возможностей для экспериментов»[1].

Для кула, как и для бибопа, типичным составом было комбо (до девяти музыкантов, обычно — от квартета до секстета), включающее самые разные инструменты. Поскольку все ансамбли работали на Западном побережье, то позднее стиль кул стали называть весткоуст-джаз (или калифорнийский джаз).

Вест-коуст-джаз (англ. West Coast jazz — джаз Западного побережья) — направление современного джаза, получившее развитие в ряде городов Калифорнии в конце 1950;х гг. Это направление в джазе явилось симбиозом нескольких джазовых стилей (прогрессив, бибоп, симфоджаз, свинг, кул-джаз) и впитало многие элементы современной композиционной академической техники. Музыканты вест-коуст-джаза использовали приемы исполнительской техники больших оркестров, сольную импровизацию, включали в состав ансамблей редко используемые в джазовых составах инструменты, такие как гобой, фагот, английский рожок, бас-кларнет, бас-труба, бас-тромбон, валторна, арфа, смычковые инструменты.

Мелодичная музыка «прохладного» джаза, отличавшаяся ровным звучанием, отсутствием вибрато, избегавшая высоких нот и излишней громкости, была подходящим музыкальным фоном для природы Западного побережья Тихого океана. Как будто эта умиротворяющая музыка была предназначена для расслабления, релаксации. Впервые термин кул появился в 1949 г. после выхода пластинки The Birth of the Cool, записанной Майлзом Дэвисом, с композициями и аранжировками Джона Льюиса, Гила Эванса, Джона Каризи и Джерри Маллигена.

Джерри Маллиген (1927—1996) — выдающийся саксофонист, композитор и аранжировщик. Он играл на довольно громоздком инструменте — баритон-саксофоне, ранее считавшемся малопригодным для использования в джазовых ансамблях. Но Маллиген сделал это инструмент солирующим при исполнении джазовых композиций. Именно благодаря Джерри Маллигену джаз приобрел новое звучание. Тембр баритон-саксофона Маллигена, бесстрастный, глуховатый, был наиболее характерным для «прохладного» джаза. Джазовая школа Западного побережья возникла как реакция музыкантов на технический авторитаризм бибопа, который выражался в чрезмерной ритмической экспрессивности, интонационной неустойчивости и мелодической сложности. Маллиген, добиваясь особого звучания кул-джаза, экспериментировал с составами музыкантов. Известность пришла к джазмену после создания им в 1952 г. необычного (отсутствовал рояль) квартета, в состав которого входили баритон-саксофон, контрабас, ударные и труба, на которой играл знаменитый певец и трубач Чет Бейкер (1929—.

1988). Маллиген за свою жизнь сменил множество коллективов, выступал даже в ансамблях пианиста Дэйва Брубека и тенор-саксофониста Стэна Гетца (1927—1991).

Стэн Гетц обладал неограниченными техническими возможностями, неповторимой интонацией, врожденным чувством симметрии и необузданной фантазией. Некоторые джазовые критики считают, что именно Гетц сформировал само понятие «прохладный» джаз. Обладая феноменальной техникой исполнения, Гетц был одним из выдающихся виртуозов тенор-саксофона, хотя прославился прежде всего как исполнитель баллад, особенно в контексте с «живой» публикой. Будучи прекрасным мелодистом, зная бесчисленное количество музыкальных тем (у музыканта была фотографическая память на музыку), Стэн хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу. Стэн Гетц понимал, что джаз — это изначально негритянское искусство, но реально доказал, что и белые музыканты также являются его частью. Джаз помог музыканту увидеть весь мир, обрести мудрость и счастье. Целую страницу мог бы занять перечень тех джазменов, которые на протяжении всей творческой жизни Стэна Гетца и Джерри Маллигена были их партнерами в музыке. Маллиген играл с малыми составами и с большими симфоническими оркестрами, с собственным бэндом, написал десятки композиций, которые отличались чистотой, сдержанностью, вкусом и изощренными полифоническими диалогами солистов. Но с какими бы составами Маллиген ни играл, на протяжении всей жизни у него сохранилась тяга к формату больших оркестров, к эстетике свинга. Многие темы маллигеновских композиций стали джазовыми стандартами: Night at the Turntable, Walkin' Shoes, Soft Shoe, Off Minor, Line for Lyons. А развитие игры джазменов на баритон-саксофоне целых тридцать лет шло под влиянием Джерри Маллигена.

Самыми известными комбо Западного побережья были квартет пианиста Дэйва Брубека (1920—2012) и квинтет трубача Шорти Роджерса (1924—1994). Во время Второй мировой войны Брубек возглавил военный ансамбль «Волчья стая». После войны Дэйв не расставался с музыкой, его новый квартет, созданный в 1951 г., пользовался огромной популярностью. Первое же выступление квартета в Surf Club (Лос-Анджелес) увенчалось успехом, а продолжительные турне коллектива способствовали известности в мире. Кроме самого Брубека, в нем играли Пол Дезмонд (альт-саксофон), Юджин Райт (контрабас) и Джо Морелло (ударные).

Еще раньше, учась у композитора Дариуса Мийо, Брубек следовал советам маэстро внимательно смотреть на мир, прислушиваться к нему, осмысливать этот мир и делать достоянием человека все то, что музыкант может сделать частью джаза. Позднее Брубек вспоминал, как однажды, попав в Турцию, он услышал игру уличного оркестра. Музыканты играли мелодию в необычном ритме — 9/8. Причем это была импровизация, не хуже джазовой! Брубек был ошеломлен: целое скопище людей импровизирует в каком-то сложнейшем ритме. И почему бы этот ритм не использовать в джазовой музыке? Вот пример того, как многие культуры способны обогащать джазовую музыку. Брубек и его музыканты и в дальнейшем экспериментировали с музыкальной формой и нечетными размерами, которые в музыке до этого не применялись.

Как пианист, Дэйв Брубек обладал индивидуальностью и стилем. Все дело в том, что после травмы шеи музыканту пришлось перейти к использованию блок-аккордов, а не мелодических пассажей. И этот стиль игры идеально гармонировал с игрой альт-саксофониста Пола Дезмонда (1924—1977). С Брубеком Пол Дезмонд играл 17 лет и, по мнению большинства экспертов, был главной единицей и движущей силой этого ансамбля. Игра музыканта была эталоном «прохладного» джаза, импровизации отличались напевностью и безупречной логикой развития. Известный джазовый критик Леонард Фезер так говорил о Поле Дезмонде: «Дезмонд был самым популярным после кончины Чарли Паркера альт-саксофонистом американских джазфанов»[2]. Дезмонд считал, что только музыкант, способный создавать мелодичные импровизации, может спасти джаз. Самая известная композиция Пола Дезмонда Take Five, написанная в ритме 5/4, вошла в мировую сокровищницу джаза, а пластинка Time Out разошлась тиражом более миллиона экземпляров. Еще ни одна пластинка в стиле кул-джаза не имела такого успеха.

Дэйв Брубек был не только популярным и уважаемым джазменом, он был прекрасным семьянином и отцом, воспитавшим шестерых детей. В состав квартета (1978—1988) входили и его сыновья-музыканты: пианист Дариус Брубек, тромбонист, электробасист и композитор Крис Брубек, виолончелист Мэтт Брубек и барабанщик Дэн Брубек, впоследствии организовавшие собственные коллективы. Крис Брубек писал о своем отце, что Дэйв был их учителем, соратником, что им, детям, очень повезло с родителями.

Квартет Дэйва Брубека, выступая в концертных залах и в студенческой среде высших школ (англ, high school), где был невероятно популярен, завоевал признание и белых, и черных любителей джаза. Никто лучше самого Брубека не понимал, чем он обязан поколению черных джазменов-предшественников. Был даже случай, когда Брубек искренне огорчился, получив номер журнала Time (ноябрь 1954 г.), в котором на обложке напечатали его фото. Ведь более достойным обложки престижного журнала он считал Дюка Эллингтона — великого маэстро, которому посвятил одну из своих «time-оио-композиций (The Duke). Помимо квартетных выступлений, записей пластинок и музыки для кино и телевидения, Брубек обогатил джаз, участвуя в экспериментах так называемого «третьего течения» (т. е. соединения джаза с академической музыкой, которую прекрасно знал, и, соответственно, джазового ансамбля с симфоническим оркестром). Джазмен любил русскую классическую музыку (Рахманинова, Глазунова, Бородина), цитировал ее в своих импровизациях. А российским поклонникам джазмена посчастливилось трижды услышать музыканта (1987, 1988, 1997). Дэйв Брубек прожил одну из самых продолжительных, творчески продуктивных и насыщенных жизней в джазе, выступая до последних месяцев своей жизни, при этом сохраняя серьезную пианистическую форму. Легендарный пианист прожил 91 год, не дожив до 92 лет одного дня.

Одним из самых первых известных составов, олицетворявших стиль кул, был Modern Jazz Quartet. Квартет, состоявший только из чернокожих музыкантов, возглавлял пианист и композитор Джон Льюис (1920—2001). Льюис любил музыку Чарли Паркера, но порицал его за безалаберное отношение к своему таланту и пристрастие к наркотикам. «Модерн джаз квартет» (1952—1974) считается рекордным долгожителем в истории джаза, просуществовавшим в неизменном составе. Участники квартета всегда тщательно репетировали свою программу, выходили на сцену в смокингах и не позволяли себе «заигрывать» с публикой. Разгульным ночным клубам они предпочитали чинные концертные залы. Льюис говорил, что о музыкантах, играющих джаз, принято думать как о людях, «сидящих на игле». Но «Модерн джаз квартет» развенчал этот нелепый миф. Музыканты квартета несли свою музыку благородно и достойно. Их можно было назвать аристократами джаза. Эталоном человека и джазмена для Джона Льюиса всегда был Дюк Эллингтон.

Известно, что основные музыкальные идеи квартета принадлежали Джону Льюису. Прекрасный пианист и аранжировщик, Льюис занимался музыкой с семи лет. Затем, параллельно изучая антропологию, учился музыке в университете. Во время службы в армии пианист познакомился с барабанщиком Кенни Кларком (1914—1985), который, наряду с Диззи Гиллеспи, Чарли Паркером и Телониусом Монком, считался создателем стиля бибоп. Именно Кенни Кларк ввел Льюиса в джазовый мир 52-й улицы Нью-Йорка, а затем помог стать пианистом и аранжировщиком в оркестре Диззи Гиллеспи. Джон Льюис сотрудничал со многими выдающимися музыкантами: трубачами Майлзом Дэвисом и Клиффордом Брауном, саксофонистами Чарли Паркером и Лестером Янгом, певицей Эллой Фитцджеральд.

С 1951 г. Джон Льюис начал формировать свой собственный квартет. Несколько раз состав музыкантов менялся, но с 1952 г. он окончательно утвердился и с 1954 г. стал называться «Модерн джаз квартет». Льюис использовал в своих произведениях элементы полифонического развития, характерные обычно для классической музыки, некоторые стилистические средства европейского барокко. Помимо прочих достоинств, у Льюиса был собственный неподражаемый стиль игры на фортепиано.

Предшественники его играли «горячо», темпераментно. А Льюис играл ровно, «прохладно», бесстрастно, придавая пьесам своеобразное звучание. Успеху его новой группы способствовало исполнение пьес как единого целого. Музыкант считал, что должно быть идеальное равновесие между композицией и импровизацией, а произведение не должно восприниматься как серия изысканных соло. Все части музыкальной композиции должны быть сбалансированы, от этого может повыситься эффект исполнения.

Состав квартета по тем временам был весьма оригинален: самое «джазовое» звено ансамбля — вибрафонист Милт Джексон (1923— 1999), контрабасист Перси Хит (1923—2005), барабанщик Кони Кэй (1927—1944) и за фортепиано — сам Джон Льюис. Саунд «Модерн джаз квартета» несравним был ни с одним другим комбо в истории джаза. Звучание квартета было доведено до такого совершенства, что создавалось впечатление: перед зрителями выступает один импровизирующий музыкант. За двадцать с лишним лет музыканты записали более 30 альбомов и объехали почти весь мир. Удивительно, что с годами «Модерн джаз квартет» все больше освобождался от ненужных украшательств в стиле барокко, становясь более свингующим, выразительным джазовым квартетом. Альбом Blues on Bach представляет собой чередование свингующих блюзовых импровизаций на темы немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, которые прекрасно вписались в музыку квартета и, как и блюз, явились ее органической частью.

Льюис был замечательным педагогом, пропагандистом джаза и, кроме того, писал музыку к кинофильмам и для своих музыкантов. Самые известные пьесы Джона Льюиса — Django, La Ronde, Pyramyd, Milano, Fontessa. После распада квартета Льюис жил в Европе, посвятив себя педагогической деятельности, изредка принимал участие в джазовых фестивалях. А в 1981 г. музыканты вновь собрались, решив возобновить концертную деятельность, которая, к сожалению, продолжалась недолго: музыканты были уже преклонного возраста, часто болели. Лидера прославленного квартета не стало в 2001 г. «Модерн джаз квартет», являясь ярким представителем стиля кул, сыграл в истории джаза одну из выдающихся ролей.

  • [1] Цит. по: Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу. История джаза, рассказаннаялюдьми, которые ее создавали. С. 327.
  • [2] Барбан Е. Джазовые портреты. Сто очерков о музыкантах джаза. С. 91.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой