Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственный долг. 
Финансы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функционирование государственного кредита, рассматриваемое с позиции заемщика, ведет к образованию государственного долга. Государственный долг представляет собой сумму задолженности государства кредиторам. В соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ… Читать ещё >

Государственный долг. Финансы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функционирование государственного кредита, рассматриваемое с позиции заемщика, ведет к образованию государственного долга. Государственный долг представляет собой сумму задолженности государства кредиторам. В соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Существует непосредственная и прямая зависимость между бюджетным дефицитом и государственным долгом. Государственный долг возникает чаще всего именно из-за невозможности сбалансировать бюджет. Государственные займы, будучи воплощением государственного кредита и формой государственного долга, являются безынфляционным источником финансирования дефицита бюджета. Государственный долг включает задолженность государства по кредитам, разницу между привлечением и погашением средств по государственным займам и сумму накопленного бюджетного дефицита (рис. 7.2).

Технический состав государственного долга.

Рис. 7.2. Технический состав государственного долга Каковы границы государственного долга? Государственный долг — сложное и многофакторное явление, обусловленное множеством макроэкономических переменных. В частности, на объемы и динамику государственного долга прямо влияют масштабные публичные социальные обязательства, которые невозможно отменить или секвестровать (сократить). Как правило, в странах с относительно низкими социальными расходами невысок и государственный долг. Поэтому в экономической и финансовой политике, в долговой стратегии государства следует учитывать социальные мандаты, взятые на себя государством.

Ключевые переменные — темпы роста выпуска, сбалансированность бюджета, обменный курс, процентные ставки — становятся в современной экономике все более изменчивыми, волатильными. Поэтому определить приемлемые или критические значения уровня долга (или дефицита бюджета) невозможно. Общепринятый стандарт безопасности указывает на недопустимость превышения уровня 60% к ВВП, а общего долга (включая долги предприятий и граждан) — более 90% ВВП. Однако обоснованность этого уровня статистически не подтверждается: дефолт РФ в 1998 г. произошел на уровне долга 20% к ВВП, а Япония, ныне имея долг 238% ВВП, успешно его обслуживает и рефинансирует.

Тем не менее ориентир безопасности 60% к ВВП остается часто употребимым. В результате последствий мирового финансового кризиса и сильного роста дефицита бюджета большое число стран вышло за пределы безопасности. Рост мирового государственного долга начался в 2007 г., в преддверии кризиса. Поданным «Fiscal Monitor» («Налогового монитора») МВФ мировой государственный долг в 2013 г. составляет 38,4 трлн долл., в среднем — около 80% ВВП. Но десять экономик, на долю которых приходится 40% мирового ВВП, имеют долг выше 90% ВВП. Это США, Япония, Великобритания и семь стран зоны евро, включая Францию, Италию, Испанию. Долг стран Евросоюза, включающего 28 стран, составил 11,1 трлн евро. Более чем в половине стран ЕС госдолг превышает лимит 60% ВВП. Уровень долга составляет 86% ВВП, а в зоне евро, объединяющей 17 стран, — 93% ВВП.

Мировым лидером по уровню задолженности является Япония. Крупнейшим должником являются также США, чей долг (108% ВВП) превысил исторический максимум 1955 г. (еще в 2007 г. долг находился на безопасном уровне — 62% ВВП). В еврозоне 10 стран из 17 имеют государственный долг выше безопасного предела. Быстрее всего долг рос в Греции, Ирландии, Португалии, Бельгии. Пять государств еврозоны в настоящее время получают помощь международных кредиторов. Высокий уровень долга регистрируется и у развитых стран — Италии (130%), Франции (90%).

Динамика уровня долга разных стран за последние годы характеризуется данными табл. 7.1.

Таблица 7.1. Уровень государственного долга, % к ВВП.

Страна

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Зона евро.

69,6.

70,3.

68,7.

66,4.

70,2.

80,0.

85,6.

88,1.

93,1.

Германия.

66,2.

68,5.

68,0.

65,2.

66,8.

74,5.

82,5.

80,5.

81,6.

Ирландия.

29,5.

27,3.

24,6.

25,0.

44,5.

64,9.

92,2.

106,4.

117,2.

Греция.

98,9.

101,2.

107,5.

107,2.

112,9.

129,7.

148,3.

170,6.

161,6.

Испания.

46,3.

43,2.

39,7.

36,3.

40,2.

53,9.

61,5.

69,3.

88,4.

Франция.

65,0.

66,7.

64,0.

64,2.

68,2.

79,2.

82,3.

86,0.

90,3.

Италия.

103,4.

105,7.

106,3.

103,3.

106,1.

116,4.

119,2.

120,7.

127,1.

Порту галия.

61,9.

67,7.

69,4.

68,4.

71,7.

83,2.

93,5.

108,0.

120,6.

Велико британия.

41,0.

42,2.

43,3.

44,2.

52,3.

67,8.

79,4.

85,2.

89,8.

США.

68,1.

67,7.

66,4.

66,8.

75,9.

89,5.

98,7.

103,1.

107,6.

Япония.

180,7.

186,4.

186,0.

183,0.

191,8.

210,2.

215,0.

232,0.

237,5.

Источник: Еврокомиссия.

Графическое представление объема долга стран ОЭСР, по оценке МВФ, дано на рис. 7.3.

Чистые государственные заимствования и бюджетный дефицит стран ОЭСР, трлн долл.

Рис. 7.3. Чистые государственные заимствования и бюджетный дефицит стран ОЭСР, трлн долл.

Долговую позицию можно выразить и путем подсчета валовых финансовых потребностей — суммы дефицита бюджета и текущих выплат по государственному долгу. Как и по абсолютному уровню долга, среди развитых стран в 2013 г. по этому показателю лидируют Япония (59% ВВП), Италия (27,8% ВВП) и США (25,2% ВВП), среди развивающихся экономик — Египет, Пакистан и Иордания (в диапазоне 32−37%), а также Украина, Бразилия, Индия и Южная Африка.

В результате проводимой после кризиса бюджетной консолидации, т. е. оздоровления государственных финансов, ожидается медленное снижение мирового государственного долга и валовых финансовых потребностей. Это возможно только при возобновлении устойчивого экономического роста. В среднесрочной перспективе в ведущих странах уровень долга будет расти. Пиковые значения ожидаются в 2014—2015 гг., в США — в 2020 г. Маастрихтского критерия 60% ВВП долг зоны евро может достичь только к 2030 г., но и тогда в Греции, Италии, Португалии долг будет выше этого уровня.

Одновременно с ростом долга в странах, наиболее сильно пострадавших во время кризиса, в большинстве стран уровень государственного долга заметно ниже среднемирового. Это Китай, Бразилия, Южная Корея, Мексика, Турция, Малайзия, ЮАР, Индонезия, Саудовская Аравия. Среди этих стран и Россия.

Самый высокий уровень государственного долга РФ последних лет (в 2004 г.) не превышал четверти ВВП. В последние годы он стабилизировался на уровне 12−14%. Совокупный объем государственного долга РФ достигнет к концу 2015 г. 14,4% ВВП (рис. 7.4).

Государственный долг РФ, % ВВП.

Рис. 7.4. Государственный долг РФ, % ВВП Целевым ориентиром безопасности для России является уровень не выше четверти ВВП.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой