Государственный долг.
Финансы
Функционирование государственного кредита, рассматриваемое с позиции заемщика, ведет к образованию государственного долга. Государственный долг представляет собой сумму задолженности государства кредиторам. В соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ… Читать ещё >
Государственный долг. Финансы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Функционирование государственного кредита, рассматриваемое с позиции заемщика, ведет к образованию государственного долга. Государственный долг представляет собой сумму задолженности государства кредиторам. В соответствии со ст. 97 Бюджетного кодекса РФ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
Существует непосредственная и прямая зависимость между бюджетным дефицитом и государственным долгом. Государственный долг возникает чаще всего именно из-за невозможности сбалансировать бюджет. Государственные займы, будучи воплощением государственного кредита и формой государственного долга, являются безынфляционным источником финансирования дефицита бюджета. Государственный долг включает задолженность государства по кредитам, разницу между привлечением и погашением средств по государственным займам и сумму накопленного бюджетного дефицита (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Технический состав государственного долга Каковы границы государственного долга? Государственный долг — сложное и многофакторное явление, обусловленное множеством макроэкономических переменных. В частности, на объемы и динамику государственного долга прямо влияют масштабные публичные социальные обязательства, которые невозможно отменить или секвестровать (сократить). Как правило, в странах с относительно низкими социальными расходами невысок и государственный долг. Поэтому в экономической и финансовой политике, в долговой стратегии государства следует учитывать социальные мандаты, взятые на себя государством.
Ключевые переменные — темпы роста выпуска, сбалансированность бюджета, обменный курс, процентные ставки — становятся в современной экономике все более изменчивыми, волатильными. Поэтому определить приемлемые или критические значения уровня долга (или дефицита бюджета) невозможно. Общепринятый стандарт безопасности указывает на недопустимость превышения уровня 60% к ВВП, а общего долга (включая долги предприятий и граждан) — более 90% ВВП. Однако обоснованность этого уровня статистически не подтверждается: дефолт РФ в 1998 г. произошел на уровне долга 20% к ВВП, а Япония, ныне имея долг 238% ВВП, успешно его обслуживает и рефинансирует.
Тем не менее ориентир безопасности 60% к ВВП остается часто употребимым. В результате последствий мирового финансового кризиса и сильного роста дефицита бюджета большое число стран вышло за пределы безопасности. Рост мирового государственного долга начался в 2007 г., в преддверии кризиса. Поданным «Fiscal Monitor» («Налогового монитора») МВФ мировой государственный долг в 2013 г. составляет 38,4 трлн долл., в среднем — около 80% ВВП. Но десять экономик, на долю которых приходится 40% мирового ВВП, имеют долг выше 90% ВВП. Это США, Япония, Великобритания и семь стран зоны евро, включая Францию, Италию, Испанию. Долг стран Евросоюза, включающего 28 стран, составил 11,1 трлн евро. Более чем в половине стран ЕС госдолг превышает лимит 60% ВВП. Уровень долга составляет 86% ВВП, а в зоне евро, объединяющей 17 стран, — 93% ВВП.
Мировым лидером по уровню задолженности является Япония. Крупнейшим должником являются также США, чей долг (108% ВВП) превысил исторический максимум 1955 г. (еще в 2007 г. долг находился на безопасном уровне — 62% ВВП). В еврозоне 10 стран из 17 имеют государственный долг выше безопасного предела. Быстрее всего долг рос в Греции, Ирландии, Португалии, Бельгии. Пять государств еврозоны в настоящее время получают помощь международных кредиторов. Высокий уровень долга регистрируется и у развитых стран — Италии (130%), Франции (90%).
Динамика уровня долга разных стран за последние годы характеризуется данными табл. 7.1.
Таблица 7.1. Уровень государственного долга, % к ВВП.
Страна | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Зона евро. | 69,6. | 70,3. | 68,7. | 66,4. | 70,2. | 80,0. | 85,6. | 88,1. | 93,1. |
Германия. | 66,2. | 68,5. | 68,0. | 65,2. | 66,8. | 74,5. | 82,5. | 80,5. | 81,6. |
Ирландия. | 29,5. | 27,3. | 24,6. | 25,0. | 44,5. | 64,9. | 92,2. | 106,4. | 117,2. |
Греция. | 98,9. | 101,2. | 107,5. | 107,2. | 112,9. | 129,7. | 148,3. | 170,6. | 161,6. |
Испания. | 46,3. | 43,2. | 39,7. | 36,3. | 40,2. | 53,9. | 61,5. | 69,3. | 88,4. |
Франция. | 65,0. | 66,7. | 64,0. | 64,2. | 68,2. | 79,2. | 82,3. | 86,0. | 90,3. |
Италия. | 103,4. | 105,7. | 106,3. | 103,3. | 106,1. | 116,4. | 119,2. | 120,7. | 127,1. |
Порту галия. | 61,9. | 67,7. | 69,4. | 68,4. | 71,7. | 83,2. | 93,5. | 108,0. | 120,6. |
Велико британия. | 41,0. | 42,2. | 43,3. | 44,2. | 52,3. | 67,8. | 79,4. | 85,2. | 89,8. |
США. | 68,1. | 67,7. | 66,4. | 66,8. | 75,9. | 89,5. | 98,7. | 103,1. | 107,6. |
Япония. | 180,7. | 186,4. | 186,0. | 183,0. | 191,8. | 210,2. | 215,0. | 232,0. | 237,5. |
Источник: Еврокомиссия.
Графическое представление объема долга стран ОЭСР, по оценке МВФ, дано на рис. 7.3.
Рис. 7.3. Чистые государственные заимствования и бюджетный дефицит стран ОЭСР, трлн долл.
Долговую позицию можно выразить и путем подсчета валовых финансовых потребностей — суммы дефицита бюджета и текущих выплат по государственному долгу. Как и по абсолютному уровню долга, среди развитых стран в 2013 г. по этому показателю лидируют Япония (59% ВВП), Италия (27,8% ВВП) и США (25,2% ВВП), среди развивающихся экономик — Египет, Пакистан и Иордания (в диапазоне 32−37%), а также Украина, Бразилия, Индия и Южная Африка.
В результате проводимой после кризиса бюджетной консолидации, т. е. оздоровления государственных финансов, ожидается медленное снижение мирового государственного долга и валовых финансовых потребностей. Это возможно только при возобновлении устойчивого экономического роста. В среднесрочной перспективе в ведущих странах уровень долга будет расти. Пиковые значения ожидаются в 2014—2015 гг., в США — в 2020 г. Маастрихтского критерия 60% ВВП долг зоны евро может достичь только к 2030 г., но и тогда в Греции, Италии, Португалии долг будет выше этого уровня.
Одновременно с ростом долга в странах, наиболее сильно пострадавших во время кризиса, в большинстве стран уровень государственного долга заметно ниже среднемирового. Это Китай, Бразилия, Южная Корея, Мексика, Турция, Малайзия, ЮАР, Индонезия, Саудовская Аравия. Среди этих стран и Россия.
Самый высокий уровень государственного долга РФ последних лет (в 2004 г.) не превышал четверти ВВП. В последние годы он стабилизировался на уровне 12−14%. Совокупный объем государственного долга РФ достигнет к концу 2015 г. 14,4% ВВП (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Государственный долг РФ, % ВВП Целевым ориентиром безопасности для России является уровень не выше четверти ВВП.