Классификация планирования.
Планирование на предприятии
Текущее — планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год. По периодам (охвату отрезка времени): — краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия; По содержанию (видам) планирования: — стратегическое — поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок… Читать ещё >
Классификация планирования. Планирование на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Планирование можно классифицировать по различным направлениям:
- 1. По степени охвата сфер деятельности:
- — общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятельности предприятия;
- — частное планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.
- 2. По содержанию (видам) планирования:
- — стратегическое — поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;
- — оперативное — реализация возможностей и контроль текущего хода производства.
- — текущее — планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.
- 3. По объектам функционирования:
- — планирование производства;
- — планирование сбыта;
- — планирование финансов;
- — планирование кадров.
- 4. По периодам (охвату отрезка времени):
- — краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;
- — среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет,
- — долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.
- 5. По возможности внесения изменений:
- — жесткое — не предполагает внесения изменений;
- — гибкое — при таком планировании внесение изменений возможно.
В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:
- — полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;
- — непрерывность планирования;
- — гибкость планирования, т. е. возможность оперативной корректировки планов;
- — возможность контроля за выполнением плана;
- — экономичность планирования;
- — точность планирования.
Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Стратегическое планирование задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
Оперативное планирование чаще всего охватывает пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Такое планирование предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.