Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие европейской идеи до середины XX века. 
Предпосылки образования Европейского Союза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из первых подлинных «граждан Европы» был русский император Петр I, прорубивший «окно в Европу» и вводивший в стране европейские порядки. Он даже говорил на «евро-русском языке», добавляя к русской основе немецкие, голландские, английские и другие иностранные слова. Так, отправив в Европу своего посла Веселовского, он дал ему задание «сыскать книгу юридическую». Именно Негр Великий в начале… Читать ещё >

Развитие европейской идеи до середины XX века. Предпосылки образования Европейского Союза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появление ЕС — одно из центральных событий XX в., ставшее результатом комплекса исторически и логически взаимосвязанных предпосылок — экономических, политических, социально-культурных, идеологических — и интеграционных процессов в указанных сферах жизнедеятельности европейского общества. Именно в Западной Европе интеграционные тенденции получили наибольшее развитие, поскольку здесь раньше, чем в других регионах планеты, сформировалась достаточно развитая рыночная экономика, имелась сравнительная близость экономической, общественнополитической, правовой и культурной среды, а относительно небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка, подталкивая к взаимовыгодному объединению усилий.

Экономические предпосылки создания ЕС заключаются в процессе глобализации хозяйственных связей, в результате которого формируются международный рынок и его главные составляющие: транснациональные корпорации, международная кооперация и разделение труда, зарубежные инвестиции, миграция рабочей силы и т. д. Движение в направлении большего экономического единства — общая историческая тенденция европейского развития.

Так, на рубеже конца Средневековья и Нового времени рыночное хозяйство пришло на смену натуральному, что способствовало преодолению феодальной раздробленности и возникновению централизованных государств, основанных на национальном внутреннем рынке. К середине XX в. спираль истории аналогичным образом сделала новый виток: на базе меняющегося международного разделения труда и интегрирующегося рынка хозяйственные связи стали вырываться за пределы раздробленной на небольшие страны, разделенной границами, пошлинами, визами и т. д. «Европы суверенных государств».

Выход хозяйственных связей за рамки национальных границ поднял вопрос о необходимости укрупнения политической организации народов Европы. Эту проблему и выполнили Европейские сообщества, первым начинанием которых стало создание общего рынка (подразумевавшего отмену всех межгосударственных барьеров на движение товаров, рабочей силы, других факторов и результатов производства).

Сами национальные государства в рамках Европейских сообществ (подробнее см. пар. 1.2) и учрежденного на их основе ЕС не ликвидировались, но постепенно добровольно ограничили свой суверенитет в пользу этого надгосударственного объединения. При этом экономическая интеграция постепенно втягивала в данный процесс и другие области общественной жизни: политическую, информационную, социальную, культурную и др., которые со временем также оказались в сфере ведения ЕС.

Национальные суверенитеты и узкоэгоистические интересы отдельных стран Европы, мощь которых исторически менялась, были постоянными причинами конфликтов и войн на нашем континенте. Еще Иммануил Кант высказывал идею устранения самих условий для войн и конфликтов путем преобразования Европы национальных государств в целостную европейскую федерацию, обеспечивающую мир и безопасность на континенте.

Исторически первым проектом реализации европейской идеи было предложение образовать в Европе «Христианскую республику», выдвинутое в 1306 г. французским юристом Пьером Дюбуа. Среди проектов консолидации феодальной Европы большое значение имела программа короля Богемии Иржи Подебрада (1420—1471 гг.), который не только предлагал объединиться, но и непосредственно агитировал европейские царствующие дома предпринимать в этом направлении конкретные шаги.

В политическом плане объединенная Европа в значительной степени виделась как средство защиты от крупного потенциального агрессора, с которым разрозненные мелкие государства самостоятельно справиться не смогли бы. Несомненно, в Средние века и первый период Нового времени таковым считалась Османская империя, на борьбу с которой был нацелен выдвинутый герцогом Сюлли в 1639 г. «Большой проект», предусматривавший учреждение Федерации европейских государств. Не столько Российская империя, сколько СССР зачастую также рассматривался европейцами в качестве опасного восточного соседа. С возрастанием экономического, политического и культурного влияния ЕС все чаще рассматривается в качестве признанной «коллективной сверхдержавы». Он стремится закрепить и усилить свое особое положение в быстро меняющемся мире.

Несмотря на все разнообразие этнонациональных особенностей народов, населяющих Европу, в конечном итоге их объединяют общие культурные, этические и религиозные основы жизни, совместное многовековое историческое развитие и взаимодействие в рамках единой культурно-цивилизационной системы. В свое время неоднократно выдвигались идеи объединения европейцев на религиозной (христианской) основе. Так, еще в 1815 г. в документах Священного Союза, созданного по инициативе российского императора Александра I, народы стран-участниц рассматривались как «члены единого народа христианского».

Огромную роль в становлении ЕС и формировании его права играет общая правовая и конституционная культура, во многом основанная на рецепции римского права. Дополняет эти процессы практика многочисленных заимствований юридических достижении и политико-правовых институтов европейских стран друг у друга. Европеизация права не только привела к относительной базовой однородности европейского правового пространства, но и создала благоприятные условия для дальнейших процессов сближения и сведения к единообразию правовых норм и институтов в рамках Европейских сообществ и Союза.

Для своего триумфа европейская идея сначала должна была поя виться на свет, затем концептуально выкристаллизоваться, приобрести форму стройной научно обоснованной теории; а для того чтобы быть реализованной, необходимо, чтобы она овладела общественными массами, которые и делают историю.

Кроме того, идея европейского единства исторически развивается не сама по себе, а в комплексе со взаимосвязанными идеями, теориями, концепциями и идеалами, которые вместе формируют жизнеспособную идеологию такого принципиально нового образования, как ЕС. Эта идеология с неизбежностью меняется и развивается в соприкосновении с практикой, т. е. в ходе ее реализации. Основной составляющей европейской идеологии, иначе называемой панъевропейской, явилась совокупность концепций добровольного объединения народов Европы в единую политическую организацию.

С периода Средних веков до окончания Первой мировой войны европейскую идею разрабатывали и пытались пропагандировать лишь отдельные передовые ученые или политики. Мы уже отмечали план Дюбуа 1306 г., деятельность Иржи Подебрада во второй половине XV в. и «Большой проект» герцога Сюлли 1639 г.

Именно в этот период появляются предложения создать общеевропейские органы власти. Так, в 1693 г. англичанин У. Пенн призвал покончить с «мозаикой государств в Европе» и выдвинул идею созыва европейского парламента. Через столетие эта идея дополняется и вновь выдвигается его соотечественником, выдающимся философом и правоведом И. Бентамом, который предложил создать не только единый парламент (Европейскую ассамблею), но и европейскую армию.

Еще более разработанный проект уже в начале XIX в. (1814 г.) выдвинут выдающимся французским социалистом-утопистом Анри Сен-Симоном. Его план политического объединения Европы предусматривал создание поста Евромонарха, образование европейского правительства, армии. Идеи Сен-Симона, впервые использовавшего понятие «наднациональность», активно изучались в России петрашевцами, в частности в кружке Н. С. Кашкина (1840-е гг.).

В конце XIX в. план будущего политического союза предложил один из представителей науки международного права цивилизо;

ванных народов К. Блунтшли (Швейцария). В опубликованной в 1878 г. статье «Организация европейского союза государств» он предлагал учредить данный союз под управлением Федерального совета и Сената, избираемого непосредственным голосованием.

Приверженцами европейской идеи в Средние века были итальянский поэт Данте Алигьери, английский философ У. Оккам. В Новое время число сторонников этой идеи существенно выросло. К ним присоединились Вольтер, В. Гюго, Г. Лейбниц, Ж. Ж. Руссо и многие другие.

Также изменились политическая основа и содержание инициатив: если в Средние века потребность объединения обосновывалась главным образом внешней угрозой, то в Новое время приоритетным стало прекращение войн на Европейском континенте. Проекты феодальной эпохи носили аристократический или монархический характер. В эпоху буржуазных революций по мере утверждения идей конституционализма принципы демократии начинают проникать и в планы устройства будущей «единой Европы», приобретая более конкретные очертания.

Наиболее крупный проект начала XX в. — это проект Соединенных Штатов Европы, появившийся в годы Первой мировой войны. Он предлагал перестроить отношения между европейскими странами, но образцу США. Этот проект остается в центре внимания и на последующих этапах развития европейской идеи.

Исторически Россия всегда была неотъемлемой частью Европы, заинтересованной в ее единстве и правовой однородности. Соответственно, европеизация традиционно была и остается сегодня одной из основных тенденций развития российского права.

Правовая система Древней Руси XIII—X вв., основанная на обычаях восточнославянских народов и установках варяжских (т.е. европейских) князей, включала в себя соглашения с Византией и «Закон Русский». Это законодательство было признанным не только на Руси, но и рассматривалось одной из величайших держав того времени — Византией — как соответствующее международным стандартам того времени.

На основе «Закона Русского» в XI в. была создана «Русская правда», весьма близкая по своему содержанию и значению «варварским» правдам, появившимся несколько раньше в странах Западной и Центральной Европы. На основе «Русской правды» в XIV—XV вв. в двух средневековых русских республиках — Пскове и Новгороде — были приняты вполне соответствующие правовым достижениям того времени своды законов — судные грамоты.

В XV в. Россия в лице демократических и развитых Пскова и Новгорода входила в Ганзейский Союз и в этом смысле была составной частью европейского «общего рынка» того времени. Центром Ганзейского Союза был бельгийский город Брюгге, который финансировался итальянскими банками. Именно через него Россия уже тогда использовала на практике и заимствовала элементы римского права, которое явилось историческим предшественником современного права ЕС.

Одним из первых подлинных «граждан Европы» был русский император Петр I, прорубивший «окно в Европу» и вводивший в стране европейские порядки. Он даже говорил на «евро-русском языке», добавляя к русской основе немецкие, голландские, английские и другие иностранные слова. Так, отправив в Европу своего посла Веселовского, он дал ему задание «сыскать книгу юридическую». Именно Негр Великий в начале XVIII в. осуществил самую масштабную европеизацию российского права в форме рецепции западноевропейских публично-правовых и частноправовых норм. С этого времени в русском языке укоренилось слово «европеизация», означающее модернизацию, перестройку общественной системы с использованием передового опыта развитых европейских народов[1].

Первый Декрет императрицы Екатерины II начинался со слов «Россия — Европейская держава».

Соответственно, идеи строительства общеевропейского дома достаточно обстоятельно разрабатывались и пропагандировались нс только в Европе, но и в России. Так, директор Царскосельского лицея Василий Малиновский еще в начале XIX в. предлагал создать европейский суд, общую европейскую таможню и единую европейскую валюту.

Многие прогрессивные русские общественные деятели традиционно видели свою родину как составную и неотъемлемую часть Европы и развивали идеи единой Европы. Эта идеология была близка революционно настроенным русским декабристам и петрашевцам. Знаменитый русский революционер и анархист Михаил Бакунин неоднократно призывал к созданию интеграционных объединений в различных формах — Славянской федерации «от берегов Адриатических до границ Белого моря и Сибири», «Всеобщей федерации Европейских республик» и «Соединенных Штатов Европы». По его мнению, вся Европа, включая Россию, должна превратиться в федеративную демократическую республику. Он на практике участвовал в организации Лиги мира и свободы, которая имела явно интеграционную ориентацию. Профессор Л. А. Комаровский посвятил десятки своих произведений идее создания Соединенных Штатов Европы.

Российский император Александр I активно участвовал вместе с правителями других европейских стран в создании и деятельности Священного Союза, предписывавшего управлять народами в духе «любви, правды и мира». Союз этот, однако, оказался консервативным по своей сути.

Все отмеченное выше отражало понимание как прогрессивными, так и консервативными слоями европейского общества и России логики исторического развития, направленной на достижение европейского единства.

Исторически российское право тяготеет скорее к Европе — германскому, французскому, голландскому праву.

Именно европейским было и происхождение российского юридического образования. Сначала преподавалось право не русское, а зарубежное. Преподавателями тоже были немцы, французы, итальянцы. Преподавание велось на латыни, немецком, французском и только потом перешли на русский язык и изучение русского права. Предметами же были основанные на примерах из права европейских стран «естественное право», «всеобщая юридическая энциклопедия», «ученая история права», и только позже появилось «сравнительное римское и российское право», а затем уже и собственно российское право.

Европейские по своему генезису идеи конституционализма, правового государства, прав человека и разделения властей вместе образуют тот идеологический фундамент, на котором сегодня функционируют политические учреждения как в рамках отдельных государств Европы, так и всего Союза. Это в равной степени касается и современной России.

В межвоенный период (1919—1939 гг.) происходит организационное объединение, институализация сторонников европейской идеи, до сих пор развивавшейся отдельными, изолированными друг от друга мыслителями.

Под руководством австрийского политика графа КуденховаКалерги в 1923 г. был создан «Панъевропейский союз», который пользовался активной поддержкой французского правительства и призывал в Панъевропейском манифесте 1924 г. к созданию Соединенных Штатов Европы.

Другим из основателей Панъевропейского союза, видным французским государственным деятелем, Аристидом Брианом, в 1929 г. был выдвинут план построения Соединенных Штатов Европы.

(так называемый план Бриана), в котором впервые четко определена оенова объединения Европы на почве «федеративной связи» и «общего рынка» как экономического базиса, а не только в целях борьбы против «общего врага» или исключения внутренних конфликтов. Ключевыми целями этого плана был подъем экономики и повышение уровня жизни европейцев.

Выдвинутые А. Брианом идеи в 1930 г. нашли отражение в официальном Меморандуме французского правительства, адресованном другим членам Лиги Наций. В Меморандуме предлагалось создать организацию «Европейский Союз» с высшим политическим органом «Европейская конференция» в составе представителей государств-членов и исполнительным органом под названием «Европейский комитет». Разговор, тем не менее, велся скорее не о федерации, а о тесной конфедерации европейских государств, без ограничения их суверенитета. Созданная Лигой Наций специальная комиссия после смерти А. Бриана в 1932 г. прекратила свою деятельность, так и не достигнув результата.

В период Второй мировой войны (1939—1945 гг.) европейская идея получила серьезный импульс для своего развития — сначала на почве объединения против фашизма, затем — при разработке планов будущего переустройства Европы.

Именно в этот период европейская идея, которая родилась в умах отдельных ученых и государственных деятелей и сначала опиралась в основном на представителей элиты (политической, экономической у культурной), пропагандируется интеллигенцией у постепенно проникая в широкие массы населения. Большая заслуга в этом принадлежит движению Сопротивления, которое действовало на территории оккупированных Германией стран Европы. Несомненно, за уничтожением фашизма должно было последовать политическое демократическое объединение Европы с тем, чтобы ужасы тоталитаризма, государственный террор и междоусобицы на континенте никогда более не повторились. На основе предложенного в Декларации европейских движений Сопротивления в 1944 г. «федеративного союза» предлагалось создать единое правительство, ответственное перед народами (очевидно, через европейский парламент), единую армию, подчиненную этому правительству, и верховный суд, «который будет рассматривать любые вопросы толкования федеральной конституции и разрешать возможные споры между государствами-членами или между государствами и федерацией».

После окончания Второй мировой войны интеграционный процесс в Европе приобрел более конкретные очертания. Этому способствовала, с одной стороны, возросшая популярность европейской идеи, а с другой — реальные проблемы Европы, которые дали импульс для политического объединения.

В 1946 г. британский премьер-министр У. Черчилль поддержал идею Соединенных Штатов Европы. В 1948 г. в Гааге состоялся Конгресс Европы, в котором приняли участие как радикальные, так и умеренные сторонники федерализации Европы. В тот период на первый план выходили три основные проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства; организация системы безопасности, позволяющей предотвращать новые войны, и защита прав человека.

Проблему восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по Плану Маршалла 1947 г. была призвана решить созданная в 1948 г. Организация европейского экономического сотрудничества, включившая 16 стран Западной Европы и Турцию.

Вопросы защиты прав человека в качестве основной своей задачи взял на себя Совет Европы, образованный в 1949 г. в результате Конгресса Европы. Обеспечение безопасности призван был осуществлять Брюссельский пакт 1948 г., подписанный пятью европейскими государствами, и созданный в 1949 г. с участием США военный альянс НАТО. Однако все эти структуры не смогли обеспечить полномасштабной европейской интеграции в духе реализации европейской идеи. Они остались организациями межправительственного сотрудничества государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме.

К концу 1940;х гг. возникло понимание того, что реальная интеграция в Европе возможна лишь при сочетании международноправовых инструментов с государственно-правовыми. Она должна основываться на добровольном ограничении суверенитета странучастниц, объединении и передаче ими ряда функций наднациональному органу, действующему в общих интересах.

Основные черты этого нового подхода прозвучали 9 мая 1950 г. в заявлении министра иностранных дел Франции Робера Шумана (так называемая Декларация от 9 мая 1950 г.). Данное заявление получило известность как «План Шумана», хотя на деле было разработано французским комиссаром по планированию Жаном Монне. Суть плана Монне — Шумана состояла в объединении и передаче всего франко-германского производства угля и стали под управление общего (наднационального) Верховного органа в рамках организации, открытой для других европейских стран.

Достижением плана явился разработанный Ж. Монне «коммунитарный метод», состоящий:

  • 1) из федеративной цели;
  • 2) постепенности интеграционных процессов и их ориентированности на решение практических задач;
  • 3) обеспечения «слияния неотъемлемых интересов» на основе прежде всего экономического объединения;
  • 4) создания общих органов управления и уступки государствами-членами элементов своего суверенитета. Последнее положение было наиболее новым и конструктивным.

Именно на основании этого метода должен был появиться новый, наднациональный, уровень политической власти, цель которого — обеспечить «общее благо» объединившихся народов. Практическая реализация этого плана началась с создания Европейского объединения угля и стали; оно рассматривается как отправная точка формирования будущего ЕС.

  • [1] Подробнее см.: Калиниченко II. Л. Европеизация российского права: некоторые аспекты эволюции и теории // Кутафинские чтения. Государство и право: вызовы XXI в. М.: Элит, 2009. С. 435−439.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой