Развитие микробиологии в России

Развитие микробиологии в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В развитии микробиологии в период до середины XIX в. следует отметить работы двух русских исследователей — Мартына Матвеевича Тереховского и Даниила Самойловича Самойловича. М. М. Терсховский изучал размножение и дыхание микроорганизмов, влияние на них электрических разрядов, действие различных химических веществ. За 100 лет до Пастера он пришел к таким же выводам, но, к сожалению, малоизвестные работы этого ученого не оказали существенного влияния на мировое развитие микробиологии. Врач Д. С. Самойлович был достаточно известен (он являлся членом 15 зарубежных академий наук), он занимался изучением чумы, предпринял попытки создать вакцины.

Русских микробиологов XVIII—XIX вв. сложно перечислить, многие их них были сотрудниками Пастеровского института: Н. Ф. Гамалея, В. А. Хавкин, Н. В. Склифосовский, Г. Н. Габричевский, Л. А. Тарасевич и другие, чьи имена буду звучать в веках — именами многих названы известные учреждения и институты.

Всемирно известный ученый Илья Ильич Мечников — основоположник отечественной микробиологии и иммунологии. Он сумел впервые объяснить, почему человек, переболевший какой-либо болезнью, не болеет ею вновь, т. е. приобретает устойчивость (иными словами — иммунитет). Он открыл явление фагоцитоза и показал, что с опасностью борются особые клетки — фагоциты. И. И. Мечников организовал первую в России бактериологическую лабораторию (в Одессе). В 1885 г. в Новороссийском.

Илья Ильич Мечников (1845−1916).

Николай Федорович Гамалея (1859−1949).

Сергей Николаевич Виноградский (1856−1953).

университете в Одессе И. И. Мечниковым и Я. Ю. Бардахом было начато преподавание микробиологии в России. В 1887 г. Мечников был приглашен Луи Пастором в его институт, где возглавил лабораторию и проработал там до конца жизни.

Ближайшим соратником Мечникова был Николай Федорович Гамалея, микробиолог, медик, организовавший в Одессе в 1886 г. первую в России станцию для проведения прививок против бешенства.

Основоположником почвенной микробиологии считается Сергей Николаевич Виноградский, который открыл наличие в окружающей среде бактерий, которые умеют ассимилировать углекислый газ из воздуха (хемосинтез), открыл явление фиксации атмосферного азота анаэробными бактериями, а также существование бактерий, участвующих в разложении пектиновых веществ. В дальнейшем И. А. Макринов и Г. Л. Селибер на основании этих открытий разработали теорию и приемы вымачивания волокнистых растений — льна, конопли и др.

Учеником и соратником С. Н. Виноградского был Василий Леонидович Омелянский, изучавший различные вопросы микробиологии. Он создал первый русский учебник «Основы микробиологии» (1909) и Практическое руководство по микробиологии, которые до сих пор не утратили своей ценности.

Конец XIX в. ознаменовался рождением еще одной науки — вирусологии. В 1892 г. на заседании Российской академии наук Дмитрий Иосифович Ивановский сообщил об открытии им возбудителя мозаичной болезни табака, названного им фильтрующимся вирусом, потому что микроорганизм проходил через обычные бактериальные фильтры.

Вскоре было установлено, что вирусы вызывают заболевания не только растений, но и человека, животных и бактерий. Оказалось, что вирусы распространены пе менее чем бактерии, только это очень мелкие, непонятные микроорганизмы, и только после расшифровки природы гена и генетического кода они были признаны живыми существами, но с оговоркой: это единственные существа на нашей планете, которые могут находиться в живом виде и в виде кристаллов.

Только в середине XX в. развитие молекулярной генетики и молекулярной биологии открыло следующий этап развития микробиологии. В 1944 г. было установлено, что носителем генов является дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), и это повлекло за собой множество открытий.

Важную роль в развитии технической микробиологии сыграли работы С. П. Костычева и В. С. Буткевича, которые изучали процесс образования органических кислот плесневыми грибами. На основании результатов их исследований в 1930 г. было организовано производство лимонной кислоты, которую продуцирует плесневый гриб Л. niger.

Многолетние исследования В. Н. Шапошникова и А. Я. Мантейфель молочнокислого брожения позволили им разработать способ производства молочной кислоты, который был внедрен в производство. В начале 1930;х гг. было начато производство ацетона и бутилового спирта с использованием бактерий.

Большая роль в области создания и развития пищевой микробиологии принадлежит Якову Яковлевичу Никитинскому-младшему. Проблема очистки и биологического контроля качества воды являлась одной из многих, решением которых занимался Я. Я. Никитинский-мл., фундаментальные отчеты по биологической очистке воды заложили основы гидробиологии в стране. По результатам исследований был разработан стандарт по воде, нормативы которого являются действующими и сейчас.

Я. Я. Никитинский — основатель российской школы микробиологии пищевых продуктов, автор первых учебных пособий по пищевой микробиологии. Он создал курс пищевой микробиологии и впервые написал руководство для студентов — товароведов продовольственных товаров по практической микробиологии. Им использованы классические методы работы для определения присутствия микроорганизмов в воде и в пищевых продуктах. Дисциплина «Пищевая микробиология» была включена в программу обучения студентов всех.

Василий Леонидович Омелянский (1867−1928).

Дмитрий Иосифович Ивановский.

(1864−1920).

Яков Яковлевич Никитинский-мл. (1878−1941) экономических вузов страны. В лаборатории микробиологии МИНХ им. Г. В. Плеханова Никитинским проводилось изучение процессов, протекающих при хранении скоропортящихся пищевых продуктов с использованием углекислого газа и холода, сформулированы принципы хранения пищевых продуктов, которые используются и сейчас.

Прошлый век также добавил в историю фамилии замечательных исследователей, видных отечественных ученых-микробиологов: Н. А. Красильников, Е. Н. Мишустин, Г. А. Заварзин, В. М. Горленко, Д. Г. Звягинцев, И. Ю. Чернов, Н. С. Егоров, А. И. Нетрусов и другие. О каждом из них можно написать отдельную книгу. Каждый внес свой вклад в развитие не только российской, но и мировой микробиологии.