Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание и структура мониторинга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т. д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе, состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно… Читать ещё >

Содержание и структура мониторинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с предложенной Ю. А. Израэлем системой, структура мониторинга состоит из четырех блоков: наблюдения, оценки фактического состояния, прогноза состояния и оценки прогнозируемого состояния (Рис. 1).

Блоки «наблюдение» и «прогноз состояния» тесно связаны между собой, так как прогноз состояния окружающей среды возможен лишь при наличии достаточно полной информации о фактическом состоянии (прямая связь). Построение прогноза подразумевает знание закономерностей изменения состояния природной среды, наличие схемы и возможностей расчета этого состояния. Кроме этого, направленность прогноза должна определять структуру и состав наблюдательной сети (обратная связь).

Результаты оценки существующего и прогнозируемого состояний биосферы дают возможность уточнить требования к подсистеме наблюдений. Это составляет научное обоснование мониторинга, обоснование состава, структуры сети и методов наблюдений.

Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению (регулированию) качеством среды.

Поскольку земля является важнейшей частью окружающей среды, главным средством производства в сельском хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, то вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений.

Государственный мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов, и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы наблюдений.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.

Мониторинг земель ведется в обязательном порядке по уровням административно-территориального деления для всех категорий земель независимо от режима и характера их использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата.

Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие процессы.

  • 1) Изменения границ и площадей; административно-территориальных образований; землепользовании и землевладений; угодий, полей, участков.
  • 2) Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).
  • 3) Изменения состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети, в том числе: изменения форм рельефа местности вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т. д.; изменения водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр.
  • 4) Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т. д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе, состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и не покрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий).
  • 5) Изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства.

Правовая, нормативная и экономическая базы мониторинга

Мониторинг земель имеет статус государственного мероприятия в соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением № 846 от 28.11. 2002 г «Об осуществлении государственного мониторинга земель».

Статус «государственный» установлен мониторингу земель и другими законодательными актами. К ним относятся: Федеральные законы «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

В этой связи осуществление государственного мониторинга земель является одной из приоритетных задач государства, решение которой должно обеспечиваться в полной мере.

Государственный мониторинг земель — государственная система наблюдений за состоянием земель, которая является функциональной подсистемой Единой государственной системы экологического мониторинга (Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229).

В соответствии со ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится, в частности, государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от форм собственности на землю, их целевого назначения и характера использования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой