Основные методологические подходы к изучению менеджмента
Вероятностный характер определения результата связан с тем, что процесс жизнедеятельности и условий и факторов, влияющих на деятельность менеджеров носит стохастический характер. Как следствие: многовариантность альтернатив искомого решения, которую исключить полностью невозможно, можно лишь направить по критериям классификации, отражающей соотнесённость типовых фактов деятельности… Читать ещё >
Основные методологические подходы к изучению менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Теоретические основания применения методологических подходов к изучению проблем менеджмента
Напомним, методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Сегодня методология выделена в специальный предмет рационального познания как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности и, прежде всего, его содержательные основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания, на стратегии познания. Такое понимание методологии в отечественной науке отличается от понимания ее многими западными направлениями философии и социологии. Последние включают в методологию методики, технику и процедуры исследования, т. е. тактические приемы познания.
Методологическая система необходима для познания проблем менеджмента и потому, что она охватывает многие смежные области науки в широком использовании междисциплинарных, математических, кибернетических и статистических методов. Раскрывая теорию менеджмента важно научиться ступенчатому освоению научной методологии, плавному переходу от абстрактного уровня материалистической диалектики, как учения о всеобщих формах бытия, развития природы, общества и мышления, к диалектике с системно-субстанциональным, историко-генетическим подходами и структурно-функциональным анализом.
Составной частью и особой областью социально-экономического познания проблем менеджмента является методология исследования. Она имеет своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического знания, систему норм и регуляторов проведения социально-экономических исследований.
Методология социально-экономического исследования относительно независима от теории и эмпирии, а как направление деятельности исследователя — подчинена задачам их развития.
Основными принципами методологии исследования проблем менеджмента можно назвать:
- 1) объективность и научность (даже на личностном уровне), непредвзятость и подход к оценке проблем с позиции типовых групп субъектов менеджмента;
- 2) последовательность в познании признаков и формирования из них типовых групп субъектов;
- 3) системность обоснования (но без претензий на универсализацию и стремление обрести статус философской концепции, поскольку исследование проблем менеджмента можно отнести лишь к конкретно-научному уровню методологии);
- 4) условность реализации (точность определения предмета и проблемы исследования зависит от соблюдения социальных условий при формировании типологических групп субъектов менеджмента — сочетания объективных и субъективных условий и факторов);
- 5) вероятностный характер определения результата связан с тем, что процесс жизнедеятельности и условий и факторов, влияющих на деятельность менеджеров носит стохастический характер. Как следствие: многовариантность альтернатив искомого решения, которую исключить полностью невозможно, можно лишь направить по критериям классификации, отражающей соотнесённость типовых фактов деятельности с определенными условиями и факторами;
- 6) проверяемость обратной связью (путем изучения общественного мнения о результатах реализации менеджерского решения;
- 7) реалистичность выявления результатов реализации решений, на которые могут опираться маркетологи и менеджеры;
- 8) конкретность и адресность направленности поступков и действий менеджеров в зависимости от общей культуры, уровня их знаний, компетентности, опыта работы и т. п.;
- 9) межотраслевая сопряженность. Поскольку деятельность
менеджеров определяетсят экономическими условиями (цены, марки, качество, уровень доходов т.п.); социальными факторами; психологическими особенностями (капризы, психологическая пассивность или активность в принятии решения и т. п.), социально — психологическими формами поведения (мода, зависть, престиж, инстинкт подражания и т. п.), при изучении проблем менеджмента необходимо учитывать экономические, социальные, психологические, правовые, нравственные установки и методы познания;
10) управляемость, способность к самоосуществлению или к саморазрушению связаны с тем, что деятельность менеджеров имеет источники (противоречия между целями и результатами, потребностями субъектов и степенью их удовлетворения) и движущие силы (осознание потребностей и противоречий и превращение их в интересы субъектов менеджмента).
В последнее десятилетие сложилось понимание методологии социального исследования как обобщения его практики и других видов научной деятельности и исследователей, как одного из источников развития методологии науки в целом.
В методологии социологического изучения проблем менеджмента можно выделить несколько уровней:
+ анализ философских оснований социологического познания;
+ анализ проблем теоретического познания;
+ анализ проблем эмпирического исследования;
+ методический анализ, включающий процедуры, технику, инструментарий, организацию исследования в целом;
+ практический и междисциплинарный контекст исследования.
Методологические проблемы эмпирического исследования обусловлены как своеобразием применяемых методов, так и использованием соответствующих теоретических понятий, средств, анализа и синтеза (логический, математический, статистический или техники работы с вербальной информацией). Наиболее важной методологической проблемой конкретного уровня исследования является концептуализация эмпирических данных или эмпирическая интерпретация используемых понятий и связок между ними. В практическом отношении возникает и возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем. При этом для расширения возможностей сравнения и использования результатов, выводов, тенденций и закономерностей необходимо более критично относиться к неблагоприятным тенденциям натурализма, техницизма, формализма, нормативизма, бихевиористского, ситуационного и количественного подходов.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные для изучения проблем менеджмента подходы. Алгоритм выбора пути освещения возможных методологических подходов учитывает три основных момента:
- 1) порядок рассмотрения методологий выбираем от наиболее общих до частных;
- 2) раскрываем достоинства и недостатки подходов;
- 3) даём оценку правомерности, условий использования подходов или ограниченности применения.