Под маркетингом понимается система внутрифирменного управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятия, направленная на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах.
Осуществление маркетинговой деятельности выступает как объективная необходимость ориентации деятельности предприятия на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Это позволяет планомерно организовать производство в целях повышения эффективности функционирования фирмы в целом и ее подразделений.
Важнейшими функциями маркетинга как исходного этапа внутрифирменного планирования являются:
- — более полный и тщательный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, их требований к качеству, технико-экономическим параметрам, новизне, дизайну продукции на основе комплексного исследования рынков;
- — определение ассортимента выпускаемой продукции и структуры производства на основе оптимизации прибыли;
- — разработка сбытовой политики на основе определения максимально выгодных каналов сбыта, системы товародвижения, организации послепродажного технического обслуживания, системы стимулирования сбыта и формирования потребностей потребителей.
Планирование производства на предприятии начинается с маркетинговых исследований и заканчивается системой ФОССТИС. Этапы маркетинговой деятельности предприятия приведены на рис. 1.7.
|
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. |
Оценка экспертных возможностей предприятия. | Комплексное изучение рынка. | Конкурентоспособность. |
Рынок. |
Мотивация — покупки. |
Предприятия — партнёры. |
|
ЦЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. |
|
МАРКЕТИНГОВАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОДУКТУ. |
Итоги работы за предыдущий год. | Обзор и. прогноз рынка. | Стратегия поведения предприятия на рынке. | Меры воздействия на рынок. (5 «Р»). | Оценка эффективности и контроль за исполнением маркетинговой программы. |
|
РАЗРАБОТКА ТОВАРА. |
Задание на разработку идеи. | Отбор идеи. | Образец товара. | Испытание товара (лабораторное, рыночное). | Решение по товару. |
|
ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА (ФОССТИС). |
РЕКЛАМА. | ТОВАРНЫЙ ЗНАК. | ВЫСТАВКИ, ЯРМАРКИ. | ФИНАНСИРОВАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА. |
|
РЫНОК. | КОНЕЧНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ. |
Рис. 1.7. Этапы маркетинговой деятельности предприятия
Меры воздействия на рынок «5Р» — это «preis» — цена; «place» — рынок, место; «people» — потребители, люди; «рromotion» — продвижение; «product» — товар, продукт.
Маркетинговая программа является основой планирования производства по каждому продукту в каждом подразделении фирмы.
Целью программы маркетинга по продукту является разработка на основе полученной информации оптимальных технико-экономических показателей продукции и проведение многовариантных расчетов эффективности ее производства и сбыта для принятия управленческих решений и планирования производства. Конечной целью программы маркетинга по новой продукции является определение рентабельности продукции и принятие решения о целесообразности ее внедрения в производство.