Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соревновательность. 
Психология детской одаренности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интересен вопрос о том, кого при этом они оберегают? Рискну сказать, что не ребенка, а в первую очередь себя, свои нервы и душевные силы. Ведь большинству из нас тяжело смотреть на яркие проявления детских эмоций, в особенности на детские слезы, нам хочется быть добрыми. Можно просто изобразить из себя «гуманиста» и категорически отказаться от конкурсов и соревнований, объявив их негуманными. При… Читать ещё >

Соревновательность. Психология детской одаренности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Склонность одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие ученые. Соревновательность, конкуренция — важный фактор развития личности, укрепления и закалки характера. Несмотря на это вполне очевидное обстоятельство, многие психологи и педагоги, пытаясь прикрыть собственную некомпетентность фиговым листком псевдогуманизма, часто выступают против конкурсов, олимпиад, соревнований и других форм конкурентного взаимодействия детей. Только жизнь обычно не спрашивает нас о том, хотим мы или нет с кем-то конкурировать, она просто поминутно погружает каждого в пучину соревнований и противостояний. Так выстроены и биологическая, и социальнокультурная стороны нашего существования.

Можно делать вид, что этого нет, и старательно ограждать ребенка от самых разных конкурентных форм взаимодействия с окружающими. Ведь соревнование часто внешне выглядит негуманно. Выигравший ребенок может зазнаться, а проигравший порой переживает нешуточное потрясение. В ходе соревнований детьми овладевает масса сильных положительных и отрицательных эмоций, они радуются, расстраиваются и даже плачут. И многие педагоги этого не выдерживают, исключают из методов воспитания соревнование.

Интересен вопрос о том, кого при этом они оберегают? Рискну сказать, что не ребенка, а в первую очередь себя, свои нервы и душевные силы. Ведь большинству из нас тяжело смотреть на яркие проявления детских эмоций, в особенности на детские слезы, нам хочется быть добрыми. Можно просто изобразить из себя «гуманиста» и категорически отказаться от конкурсов и соревнований, объявив их негуманными.

При этом остается без внимания очевидное: понятие «успех» неизвестно тому, кто не переживал поражений. Кто хотя бы раз не пережил эмоциональный дискомфорт, не сможет по достоинству оценить ситуацию успеха или провала. Разве преодоление ребенком реальных трудностей не является необходимой составляющей любого воспитательного процесса?

Нетрудно догадаться, как скажется ограждение от соревнований на развитии социального интеллекта ребенка. Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В ходе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать, приобретает «опыт разумного авантюризма». Подчеркну, что особой воспитательной ценностью обладают проигрыши, не случайно в народе всегда «за одного битого двух не битых дают». .

Особый оттенок всем этим рассуждениям придают итоги исследований в области эмоционального интеллекта, изучения особенностей проявления самомотивации, устойчивости к разочарованиям, контроля над эмоциональными вспышками, умения отказываться от удовольствий, регулирования настроения и умения не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Для развития этих личностных характеристик соревнование — незаменимое средство. Поэтому-то разнообразные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.

Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, а также в способности к высоко дифференцированной оценке. .Построенная на этой основе самооценка, даже будучи не завышенной, а адекватной, способна стимулировать интерес к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками. Отмечая это явление как естественное, многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с такими же одаренными детьми.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой