Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Федеративное устройство России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-?З «О государственном языке Российской Федерации» направлен на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории РФ, обеспечение права российских граждан на пользование государственным языком России, защиту и развитие языковой культуры. Согласно данному Закону государственный язык РФ является языком, способствующим взаимопониманию… Читать ещё >

Федеративное устройство России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционно-правовой статус Российской Федерации

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • концептуально-понятийный аппарат по теме;
  • • классическую теорию государствен ного суверенитета;
  • • юридические признаки российского федерализма;
  • • понятие и основные принципы государственного суверенитета, его соотношение с национальным и народным суверенитетом;
  • • Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», от 25.12.2000 № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» ;

уметь

  • • различать государства с унитарной и федеративной формой государственного устройства;
  • • перечислить и раскрыть содержание конституционных основ государственного суверенитета Российской Федерации;

владеть

• понятийным аппаратом по теме.

Юридическая природа российского федерализма

Федерация наряду с унитарной формой представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства. В современном мире приблизительно 25 государств, в которых проживает 1/3 населения Земли, имеют федеративную форму государственного устройства.

Федерация представляет собой юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

Образование федераций возможно на основе трех принципов: национального (Югославия), территориального (США, ФРГ), смешанного (Россия, содержит субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному принципу).

Конституционно-правовой статус Российской Федерации представляет собой совокупность юридических признаков, определяющих юридическую природу российского федерализма. К ним относятся следующие:

  • — учредительный характер государственной власти, выражающийся в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества и государства;
  • — территориальное верховенство, целостность государственной территории. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ в состав государственной территории РФ включаются территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Российская Федерация обладает территориальным верховенством в пределах пространства, обозначенного Государственной границей РФ.

Субъекты РФ не обладают правом сецессии, т. е. лишены права на выход из состава Российской Федерации. Тем не мепее допускается изменение границ между субъектами РФ и образование новых субъектов в составе Российского государства.

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» определяет два способа изменения территории РФ: принятие в Российскую Федерацию иностранного государства и образование в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ;

  • — двухуровневая система законодательства, в которую входят федеральная конституционно-правовая система, состоящая из Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, и региональная правовая система, состоящая из конституций (уставов), законов субъектов РФ. Согласно конституционным положениям общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры входят в правовую систему России;
  • — двухуровневая система органов государственной власти, представляющая собой единый, целостный организм, который функционирует на основе общих принципов, установленных федерацией.

В систему федеральных органов государственной власти входят: Президент РФ, избираемый всем населением страны; двухпалатное Федеральное Собрание — законодательный орган РФ; Правительство РФ — высший исполнительный орган; федеральные суды, к которым относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражных судов (включая специализированные суды по интеллектуальным правам), Дисциплинарное судебное присутствие; Прокуратура РФ; Следственный комитет РФ. Система региональных органов государственной власти представлена высшим должностным лицом субъекта РФ, законодательным (представительным) органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти, мировыми судьями, в некоторых субъектах РФ — конституционными (уставными) судами;

  • — федеральное гражданство, выступающее необходимым элементом конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. Согласно и. «в» ст. 71 Конституции РФ гражданство в Российской Федерации относится к исключительному ведению Российской Федерации. Оно приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» ;
  • — федеральная государственная собственность, единая экономическая система. К ведению Российской Федерации относится установление правовых основ единого рынка, единого финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, централизации денежной эмиссии, определения основ ценовой политики и создания необходимых управленческих экономических служб (в том числе государственных федеральных банков);
  • — национальные вооруженные силы. Вооруженные силы РФ составляют ядро военной организации государства, основу обеспечения военной безопасности государства и выполнения международных обязательств РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Он утверждает военную доктрину РФ (п. «з» ст. 83), назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил (п. «л» ст. 83 Конституции РФ), осуществляет иные полномочия;
  • — официальный статус государственного языка. Часть 1 ст. 68 Конституции РФ закрепила за русским языком статус государственного языка. Русский язык соединяет в себе функции государственного языка РФ и национального языка русского народа.

В России государственный язык — это язык работы высших органов государственной власти и местного самоуправления, делопроизводства и судопроизводства, Вооруженных сил РФ. На государственном языке осуществляется законотворчество, ведутся стенограммы заседаний парламента, правительства, других органов власти, публикуются официальные документы, нормативные правовые акты, проводятся выборы и референдумы.

Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-?З «О государственном языке Российской Федерации» направлен на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории РФ, обеспечение права российских граждан на пользование государственным языком России, защиту и развитие языковой культуры. Согласно данному Закону государственный язык РФ является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

Согласно Указу Президента РФ от 06.06.2011 № 705 в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации установлен День русского языка. Этот день отмечается ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта Л. С. Пушкина;

— наличие государственных символов. В соответствии с ч. 1 ст. 70 Конституции РФ Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ и Государственный гимн РФ представляют собой официальные символы РФ. Правовой статус государственных символов закреплен соответствующими Федеральными конституционными законами от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», от 25.12.2000 № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», в которых установлены описание государственных символов, объекты их размещения, а также способы их защиты. К числу последних можно отнести: запрет использования государственного флага, герба в качестве геральдической основы флагов, гербов субъектов РФ; недопустимость уменьшения размера или нарушения порядка размещения государственного флага, герба при одновременном использовании с другими символами субъектов государства. Статья 329 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-?З устанавливает ответственность за надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой