Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование авторитаризма. 
Психология межгрупповых отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональная деятельность. Помимо обучения, уровень авторитаризма зависит от организации, в которой человек работает. По-видимому, более высоким уровнем авторитаризма обладают люди, работающие в жестко централизованных системах, требующих от работников беспрекословного подчинения приказам. Например, некоторые исследования показали, что сотрудники пограничной полиции более авторитарны, чем… Читать ещё >

Формирование авторитаризма. Психология межгрупповых отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно теории авторитарной личности, авторитаризм — это относительно стабильная психологическая особенность, которая оказывает влияние на отношение человека к разным социальным группам. Возникает вопрос: когда человек становится носителем авторитарных взглядов?

В теории авторитарной личности существуют разные версии, когда это происходит. Одни исследователи полагают, что авторитарная личность формируется в раннем детстве под влиянием родителей. Другие считают, что авторитаризм формируется в подростковом и юношеском возрасте под воздействием сверстников, преподавателей, коллег. Исследования, проведенные на протяжении последних 30 лет, показали, что авторитаризм формируется под воздействием разных институтов социализации.

Семья. По-видимому, основы авторитаризма закладываются в семье. Адорно полагал, что формирование авторитарного человека происходит в семьях, где отношения между родителями и детьми четко регламентированы, лишены теплоты и доверия. Родители требуют от ребенка послушания и наказывают его за неподчинение. Эту точку зрения частично подтвердили недавние исследования, показавшие, что серьезность наказаний в родительской семье — важный фактор, который предсказывает авторитаризм человека во взрослом возрасте. Можно предположить, что такие семьи имитируют авторитарное общество и тем самым передают человеку авторитарные взгляды.

Образование. Уровень авторитаризма зависит от уровня и направления образования. Впервые эту точку зрения четко сформулировал Альтмейер. Он полагал, что образование снижает уровень авторитаризма. Для проверки своего предположения он провел ряд исследований, продемонстрировавших, что уровень авторитаризма студентов-психологов уменьшается от первого к последнему курсу университета. Однако последующие исследования показали, что ситуация гораздо сложнее.

Во-первых, выяснилось, что уровень образования действительно оказывает влияние на уровень авторитаризма. Однако сила и направление этого влияния зависят от модели обучения. Речь идет о различии между двумя моделями. В «горизонтальной» модели преподаватель и студент являются равноправными участниками обучения. Преподаватель транслирует свою позицию, но одновременно поощряет дискуссии между студентами, в ходе которых они выражают собственное мнение. В «вертикальной» модели преподаватель обладает гораздо более высоким статусом, чем студенты. Он не только транслирует свою позицию, но и требует полного согласия с ней. В такой системе преподаватель является единственным надежным источником знаний, а выражение индивидуальных мнений не поощряется.

Уровень авторитаризма снижает «горизонтальная» модель образования, поскольку именно в ней человек учится самостоятельности зо и независимости. Эту идею косвенно подтверждают результаты исследования, проведенного с участием англои африканоговорящих жителей Южно-Африканской Республики (ЮАР). Оно показало, что более высокий уровень образования был связан с более низким авторитаризмом только у англоговорящих участников. По мнению автора исследования, это происходило благодаря различию в моделях образования англои африканоговорящих респондентов.

Во-вторых, оказалось, что важным является не только уровень образования, но и специализация студентов. Уровень авторитаризма снижается обучением, при котором студенты сталкиваются с разными точками зрения, видят сходства и различие между ними, понимают, что различные позиции имеют свои достоинства и недостатки. Такое обучение повышает ценность самостоятельных суждений и снижает доверие к авторитетам. Недавние исследования показали, что студенты, изучающие гуманитарные и социальные науки (философию, психологию, социологию), менее авторитарны, чем студенты, изучающие науки о жизни и точные науки (биологию, математику). При этом у представителей гуманитарных и социальных наук авторитаризм уменьшается от первого к последнему курсу (Peterson, Lane, 2001; Rubinstein, 1997).

Профессиональная деятельность. Помимо обучения, уровень авторитаризма зависит от организации, в которой человек работает. По-видимому, более высоким уровнем авторитаризма обладают люди, работающие в жестко централизованных системах, требующих от работников беспрекословного подчинения приказам. Например, некоторые исследования показали, что сотрудники пограничной полиции более авторитарны, чем кадровые военнослужащие и сотрудники охраны аэропорта, которые, в свою очередь, более авторитарны, чем люди невоенных профессий (Rubinstein, 2006).

Таким образом, авторитаризм можно рассматривать как результат воздействия институтов социализации. Однако в этом случае возникает интересная проблема. Институты социализации сопровождают нас в течение всей жизни: сначала родительская, а затем наша собственная семья; детский сад, школа, университет, организации, в которых мы работаем; политические партии, общественные движения, религиозные организации, армия, средства массовой информации. В какой момент происходит окончательное формирование уровня авторитаризма? Или он изменяется на протяжении всей жизни человека?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой