Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология конфликта. 
Социальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации. Бесконфликтная жизнь — иллюзия. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя… Читать ещё >

Психология конфликта. Социальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего — социологии и психологии. Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х гг. XX в. и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также А. Козера (США) — «Функции социальных конфликтов» .

В этот период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям Р. Доза, М. Дойча, Д. Рапопорта, Д. Скотт, К. Томаса, Л. Томпсона, М. Шерифа психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

Однако ряд исследователей по-прежнему считают, что в психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие, другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия.

Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации. Бесконфликтная жизнь — иллюзия. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя. Стремление добиться внешнего благополучия, нежелание и даже боязнь вступить в конфликт порождают нравственную аморфность и пассивность личности.

Один из известных исследователей конфликта Б. И. Хасан предлагает следующее его понимание: «Конфликт — эта такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя от этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет»[1].

Итак, среди сущностных черт конфликта выделяют:

  • — наличие противоречия между субъектами, их противодействие;
  • — негативные эмоции по отношению друг к другу.

В настоящее время исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом.

Конфликт — особая форма (или вид) взаимодействия, определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специфика социально-психологического угла зрения на конфликт заключается в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной ситуации и ее представленности в сознании участников.

Противоречивый характер социальных процессов обусловлен рядом противостоящих интересов, требующих согласований. Результат их разрешения зависит от способности человека, его конфликтной компетентности. Конфликтная компетентность — умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению[2].

Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества, поэтому неудивительно, что изучение конфликтов — тема, которая привлекает внимание многих ученых.

В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ.

Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликта:

I этап: начало XX в. — 1950;е гг.;

II этап: конец 1950;х гг. — настоящее время.

Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией:

  • 1. В первой половине XX в. конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.
  • 2. На рубеже 1950−1960;х гг. появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта.

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:

  • — психоаналитическое (А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни);
  • — социотропное (У. Мак-Дауголл, С. Сигеле и др.);
  • — отологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
  • — теория групповой динамики (Д. Креч, К. Левин, Л. Линдсей);
  • — фрустрационно-агрессивное (Л. Берковитц, Д. Доллард, Н. Миллер);
  • — поведенческое (А. Бандура, А. Басе, Р. Сире);
  • — социометрическое (Г. Гурвич, Э. Дженигс, С. Додд, Д. Морено);
  • — интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель);
  • — теория структурного баланса (Ф. Хайдер).

Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении конфликтов в последние 40−45 лет.

Например, в 1960;е гг. были опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна, который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию транзактного анализа. По Э. Берну в процессе взаимодействия людей осуществляются транзакции с трех различных позиций: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Если реализуется непересекающаяся транзакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если возникает пересекающаяся транзакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам[3].

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

  • — теоретико-игровое (М. Дойч);
  • — теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
  • — теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).
  • 1. Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной схемы взаимодействия в конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия.

Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах американского социального психолога М. Дойча. Его концепция представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто относят к мотивационной концепции.

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации. Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение[4].

2. Вторым подходом к изучению конфликта в современной психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком, Дж. Моутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Из сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество[5].

При переходе конфликта из потенциального в актуальный он может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.

Неконструктивный межличностный конфликт возникает, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, разрушаются межличностные отношения.

Конструктивным межличностным конфликтом считается тот, при котором оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов, отношений и не касаются личностных качеств противоположной стороны.

При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:

  • сотрудничество — поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;
  • компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки;
  • избегание — стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;
  • приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами[6].
  • 3. На рубеже 1960−1970;х гг. начинает формироваться самостоятельное направление по изучению переговорного процесса как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время теория и практика переговорного процесса рассматриваются как одно из перспективных направлений прикладной психологии.

Исследования сосредоточены на решении двух проблем: 1) выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, 2) изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений.

Наиболее разработана технология переговорного процесса.

В нашей стране условно можно выделить три периода в исследовании конфликта.

Первый период с 1930;х до середины 1970;х гг. психологическим исследованиям конфликта были присущи разрозненность, фрагментарность, прикладной характер. Отсутствовали работы обобщающего характера, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта.

Во второй половине 1970;х гг. (второй период) появляются работы, в которых предприняты попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 1980;х гг. сформировалось несколько подходов к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный.

На рубеже 80−90-х гг. XX в. (третий период) — на основе уже имеющихся разработок методологического и общетеоретического характера начинается интенсивное изучение конфликтов в различных сферах деятельности: конфликты в трудовых и научно-исследовательских коллективах, спорте, педагогической деятельности, воинских коллективах.

В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л. А. Петровской (1978), содержит четыре категориальных группы: структура конфликта, его динамика, функции и типология.

А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым дополнена эта схема: сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта, предупреждение, разрешение (завершение) конфликта.

К. К. Платонов и В. Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений.

А. А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения.

H. В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей.

Д. П. Кайдалов и Е. И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности.

А. Г. Ковалев считает, что конфликт — это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция[7].

Единая природа конфликтов разного уровня предполагает наличие общих атрибутивных признаков явления, дающих возможность дать его качественную специфику.

Анализ имеющихся определений, описаний при всем различии подходов позволяет выделить в качестве инвариантных следующие признаки конфликта.

I. Наличие противоречия (часто указывается на несовместимость) в целях, интересах, мотивах и т. п.

  • 2. Репрезентация данного противоречия в сознании или осознание наличия противоречия, несовместимость целей, интересов.
  • 3. Активность (в виде соответствующих действий, «борьбы»), направленная на преодоление этого противоречия. Например: противоречия поиска, когда сталкивается новаторство с консерватизмом; противоречия групповых интересов, когда отстаиваются только групповые интересы при игнорировании общих интересов; противоречия несостоявшихся ожиданий и проч.

Противоречия приводят к конфликтам только тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные ценности людей, их престиж, моральное, нравственное достоинство личности. Такие противоречия не только вызывают негативную оценку, но и сопровождаются различными эмоциональными аффектами, такими как обида, гнев, презрение, возмущение, негодование, страх. Эмоции нередко толкают человека на борьбу, и в этом случае вместо противоречия возникает противоборство.

Таким образом, конфликт — это осознаваемое противоречие, которое характеризуется противоборством конфликтующих сторон. Конфликты возникают на почве противоположности интересов, социальных установок и направленности личностей, вовлеченных в конфликт людей.

Информация в конфликте характеризует основные информационные потоки, прежде всего связанные с формированием информационных моделей конфликта у его участников и их информационным взаимодействием в процессе развития конфликта.

Выделяются следующие практические подходы к изучению конфликта.

1. Экспериментальное конструирование конфликта, преимущественно в лабораторных условиях. За основу берутся конфликтные игры и их модификации, конфликтные ситуации, моделирующие реальные жизненные столкновения. Подобные исследования конфликтов связаны с большими трудностями организационного плана. Во-первых, некоторые из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Во-вторых, на основе простых, в значительной степени управляемых, конфликтов нельзя делать выводы применительно к жизненным реальным ситуациям (так как нет никакой уверенности, что взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, проявятся также в реальных конфликтах).

В-третьих, в эксперименте чрезвычайно трудно смоделировать мотивацию, которая характерна для реального конфликта и является определяющей для многих параметров конфликта.

2. Личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии. Конфликт изучается через напряженность во взаимоотношениях, предрасположенность к агрессивному поведению различных лиц, наличие микрогруппы с отрицательной направленностью.

К недостаткам данного подхода можно отнести следующее: за рамками такого исследования остается конфликт как социально-психологическое явление, возникающее в процессе взаимодействия людей; причины конфликта не раскрываются; информация, получаемая от респондента, «приглаживается» самим респондентом; личностные особенности (например, склонность к ригидному или агрессивному поведению в отношениях с другими людьми) подвергается ситуативному изменению.

3. Исторический (ретроспективный). Описание конкретных конфликтных ситуаций, уже имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход и т. д.). Хотя данный подход более социологичен, чем психологичен, при умелой формулировке вопросов он в значительной мере позволяет воссоздать социально-психологическую картину конфликта.

Однако подобные методы не лишены недостатков. Во-первых, очень многое зависит от того, кто описывает конфликт, так как вольно или невольно он занимает определенную позицию в анализируемой ситуации, а это снижает достоверность информации.

Во-вторых, многое зависит от охвата вопросами всех характеристик конфликта. Возможно упущение важных характеристик, причин, которые привели к конфликту, его динамики, последствий из-за использования различных методов (бесед, интервью, анализа документов, анкетирования), что создает трудности в систематизации информации.

В-третьих, за всеобъемлющим и комплексным описанием конфликтов теряется объяснение и поиск существенных связей, что, в конце концов, самое важное в подобных исследованиях конфликта.

Структуру социального конфликта как наиболее яркую форму выражения конкуренции разные авторы описывают по-разному, но основные элементы его практически принимаются всеми: 1) стороны (участники) конфликта; 2) условия протекания; 3) образы конфликтной ситуации; 4) предмет конфликта; 5) возможные действия участников конфликта; 6) исходы конфликтных действий.

Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.

Конфликтная ситуация развивается от разной позиции участников (оппонентов) через «инцидент» (пусковой механизм) к самому конфликту и его разрешению. Все эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта.

Своеобразным опосредующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания с одной стороны и конфликтным поведением — с другой выступают образы конфликтной ситуации — своеобразные идеальные карты, которые включают представления участников противоречия о себе (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.); представления участников конфликта о противоположной стороне (о ее потребностях, возможностях, целях, ценностях и т. п.); представление конфликтующих сторон о среде и условиях, в которых протекает конфликт.

Можно выделить следующие условия протекания конфликта:

  • • пространственно-временные (место и время осуществления противоречия);
  • • социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);
  • • социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития конфликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов). Несмотря на различные подходы к определению конфликта, исследователи выделяют несколько стадий развития конфликта.

  • 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.
  • 2. Осознание объективной конфликтной ситуации: адекватно понятный конфликт, неадекватно понятый конфликт, ложный конфликт.
  • 3. Переход к конфликтному поведению.
  • 4. Разрешение конфликта: частичное или полное.

Рассмотрим динамические характеристики конфликта подробнее. Конфликт обычно протекает в следующей последовательности: постепенное усиление позиций участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта противостояния; увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц; нарастание эмоциональной напряженности, которое может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта; изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

Выделяют следующие варианты соответствия между субъективным и объективным в конфликтной ситуации:

  • — адекватно понятый конфликт: налицо объективная конфликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают;
  • — неадекватно принятый конфликт: стороны воспринимают конфликтную ситуацию как таковую, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей;
  • — не понятый конфликт, когда конфликтная ситуация не воспринимается как таковая потенциальными оппонентами;
  • — ложный конфликт, когда конфликтной ситуации нет, но стороны воспринимают свои отношения как конфликтные.

В ходе развития конфликтной ситуации возможны следующие действия участников конфликта:

  • — наступательные, оборонительные и нейтральные (по характеру);
  • — активные — пассивные, инициирующие — ответные (по степени активности);
  • — направленные на оппонента, третьих лиц, на самого себя.

Разрешение конфликта возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов, имеющихся у оппонентов. Исследователи называют следующие варианты разрешения конфликта:

  • — полное разрешение за счет преобразования объективной конфликтной ситуации;
  • — частичное разрешение за счет преобразования объективной конфликтной ситуации в направлении создания незаинтересованности в конфликтных действиях;
  • — полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения образов конфликтной ситуации;
  • — частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения противоречия изменения образов в конфликтной ситуации;
  • — полное или частичное подчинение другого;
  • — компромисс;
  • — прерывание конфликтных действий;
  • — интеграция.

В зависимости от способа протекания и разрешения конфликты различают по типам и видам (табл. 7.1).

Ученые выделяют типы конфликтов: подлинный, случайный или условный, смещенный, неверно приписанный, латентный и ложный.

Таблица 7.1

Виды конфликтов

Социальные.

Внутриличностные.

Межличностные.

" Хочу" и «могу» .

Личность и группа.

" Хочу" и «нужно» .

Малые группы.

" Хочу" и «не могу» .

Большие группы.

" Могу" и «не могу» .

Межгосударственные.

" Нужно" и «нужно» .

" Нужно" и «не могу» .

Коалиции государств.

  • [1] Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996. С. 33.
  • [2] Там же. С. 9.
  • [3] См.: Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры. М., 2007.
  • [4] См.: Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры; Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2008.
  • [5] См.: Гришина Н. В. Психология конфликта.
  • [6] См.: Хасан Б. И. Психология конфликта и переговоры; Гришина Н. В. Психология конфликта.
  • [7] См.: Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996; Гришина Н. В. Психология конфликта.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой