Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы социологического исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод «фокус группы», или групповой дискуссии, используется для выяснения отношения различных слоев населения к какомуто событию или явлению. Он представляет собой направляемое исследователем обсуждение определенной выбранной темы, в котором участвуют люди, подобранные па основе специальной научно обоснованной выборки. Благодаря такой дискуссии можно, например, изучить реакцию населения… Читать ещё >

Методы социологического исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы в социологии — это правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

В зависимости от проблемы, целей и задач исследования используются как общенаучные методы — исторический, сравнительный, системный и др., так и более частные — опрос, наблюдение, анализ документов, групповая дискуссия и пр.

Исторический метод позволяет осуществить анализ социальных явлений практически па всех этапах их развития. Он помогает определить факторы, которые привели к возникновению того или иного явления, проанализировать условия, способствующие развитию исследуемых процессов.

Широко употребляемым методом в социологии является метод сравнительного анализа. Оп позволяет на основе эмпирических, статистических и прочих даппых выделять в социальных явлениях постоянные и переменные элементы. Корректность сравнения достижима лишь в случае использования устойчивых и паритетных критериев.

Системный метод анализа социальных явлений состоит в рассмотрении их как целостных систем во взаимодействии всех составляющих компонентов, в выявлении многообразных связей между этими системами и внешней средой.

Для сбора и анализа социологической информации используются такие методы, как опрос, наблюдение, анализ документов, метод «фокус-группы», экспертные оценки.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Он дает сведения о субъективных мнениях, чувствах и мотивах поведения индивидов, во многих случаях является источником сведений об объективных процессах.

Элементы опроса для получения социологической информации использовались ещё в античности. Сократ называл диалектиками тех, кто умел ставить вопросы и давать ответы. Диалектика рассматривалась как способ получения истины посредством беседы. По существу речь идёт о такой разновидности опроса, как интервью.

В XVII веке сбор эмпирических данных с помощью набора вопросов получил название анкеты (от франц. enqete — расследование). Постепенно происходила стандартизация сведений, получаемых с помощью анкетирования (социальное положение, профессия, место жительства, пол, возраст и пр.) К середине XIX века сторонники анкетирования объединились в общества.

Совершенствовались и методики опроса. В XIX веке были разработаны правила постановки вопросов, актуальные и сегодня: 1) ставить только такие вопросы, которые необходимы и на которые можно получить ответы; 2) не следует ставить такие вопросы, которые могут вызвать у населения опасения и подозрения; 3) вопросы следует формулировать ясно и точно, чтобы они одинаково понимались всей совокупностью опрашиваемых; 4) вопросы должны обеспечивать взаимный контроль, т. е. ответы на одни вопросы должны позволять проверить достоверность ответов па другие вопросы.

Метод опроса использовался К. Марксом, который разработал специальную «Анкету для рабочих». Она включала 99 вопросов о различных сторонах жизни французских рабочих — об условиях труда, продолжительности рабочего дня, размерах зарплаты, об отношении к предпринимателям и правительству.

М. Вебер непосредственно участвовал в нескольких опросах с применением анкетирования и интервью. Исследования имели целью изучение условий труда и образа жизни промышленных предприятий.

В конце XIX — начале XX века было установлено, что для получения сведений о настроениях граждан и их поведении на выборах вовсе не обязателен массовый опрос. Достаточно точная информация об этом с погрешностью в 2−3 процента может быть получена с помощью выборки от 1500 до нескольких тысяч человек. В выборках должны быть пропорционально представлены мужчины и женщины, представители расовых и этнических сообществ, социальных, профессиональных и конфессиональных групп.

Наибольшее распространение опросы получили в США, где действуют мощные структуры, изучающие общественное мление. Самые известные — это Американский институт общественного мнения, созданный в 1935 году Дж. Гэллапом, и фирма «Луис Харрис энд ассощейтс», возникшая в 1963 году и являющаяся конкурентом этого института.

В России методом опроса пользовался В. И. Ленин, подготовивший ряд вопросов о положении рабочего класса. В 20−30-е годы к опросам прибегали такие исследователи, как С. Г. Струмилин, А. Г. Гастев, П. М. Керженцев, В. М. Бехтерев, А. С. Макаренко. С начала 60-х годов социологические опросы стали одним из главных методов изучения общественной жизни в СССР.

Опрос в его современном виде предусматривает, во-первых, обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых составляет изучаемую проблему; во-вторых, статистическую обработку полученных ответов; в-третьих, их теоретическую интерпретацию.

По формам и условиям общения социолога с людьми (респондентами) опросы различаются следующим образом: 1) письменные (анкетирование); 2) устные (интервью); 3) по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (например, зрители в театрах, пациенты в клиниках и т. д.); 4) очные и заочные (почтовый опрос, обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону);

5) групповые и индивидуальные.

Метод опроса используется в ряде случаев: 1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют; 2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения; 3) когда предметом изучения являются элементы общественного и индивидуального сознания — потребности, интересы, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.; 4) для перепроверки данных, получаемых другими методами.

Результаты опросов зависят от ряда обстоятельств — от содержания анкеты и устных вопросов; от качества работы тех, кто проводит анкетирование и интервьюирование; от состояния респондентов во время ответов на вопросы.

Наблюдение — это направленное восприятие и регистрация социальных фактов с целью решения конкретных научных и практических задач.

В научную практику метод наблюдения ввёл американский социолог У. Уайт, изучавший образ жизни, обычаи, ориентации и язык преступных молодёжных групп из итальянского квартала провинциального американского городка. Он установил, что эти группы обладают внутренней организацией и иерархией ценностей, связанных с дружбой.

В отечественной социологической практике метод наблюдения использовался В. Б. Ольшанским (в 60-е гг.) и А. Н. Алексеевым (в 80-е гг.). С целью изучения ценностных ориентаций рабочих они работали на предприятиях и исследовали проблему «изнутри» в качестве непосредственных участников производственного процесса.

Наблюдение бывает двух типов — включённое и невключённое.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие исследователя в социальном процессе, изучение его изнутри. При невключенном наблюдении факты отслеживаются как бы со стороны, на определенной дистанции от объектов.

Основное достоинство метода — возможность непосредственного фиксировать события и явления. Недостатки метода — неизбежность субъективизма в восприятии наблюдаемого и сложность, а порой и невозможность повторного наблюдения Один из широко применяемых и эффективных методов получения первичной социологической информации — анализ документов, содержащих сведения о тех или иных процессах и явлениях. По своему статусу документы различаются на официальные и неофициальные, по форме изложения — на письменные и статистические.

Принципиальное значение для исследователя имеют официальные документы — конституции, правовые акты, партийные программы и пр. Ценны и неформальные документы — дневники, мемуары. Они позволяют вскрыть глубинные механизмы образования ценностных ориентаций, историческую обусловленность появления тех или иных социальных общностей, типов личностей и т. д.

Основные методы анализа документов — традиционный (классический) и формализованный (контент-анализ, от англ, contentanalysis — анализ содержания).

Традиционный анализ — это толкование социологического содержания документа. Основывается па логических операциях анализа и синтеза, аналогии, сравнения. Значительную роль в его применении играет интуиция исследователя. Недостатком метода является возможность субъективизма в восприятии и интерпретации документа.

Контент-анализ возник на рубеже XIX и XX веков. Классическим образцом использования этого метода считается работа У. Томаса и Ф. Зпапецкого «Польский крестьянин в Америке» (1919), подготовленная на оспове анализа личных документов польских эмигрантов без их массового опроса.

Сущность контент анализа в подсчете смысловых единиц в информационном массиве, которыми могут быть: имена политических деятелей и порядок их перечисления, личные качества и социальная принадлежность персонажей текстов, перечисления географических названий, позиции и аргументация авторов, жанры и периодичность публикаций на определенные темы, место той или иной проблематики в газетах и размеры публикаций, время тематических передач и их продолжительность и пр.

Условия, при которых используется контент-анализ таковы: необходимость высокой точности и объективности анализа; большой объем материала, подлежащего систематизации; значимость специфических характеристик изучаемого источника для исследования проблемы.

В 20-х годах XX века в американской социальной психологии и социологии зародилась идея сочетания группового интервью и дискуссии с целью сбора социологической информации. Ключевая роль в её реализации отводилась ведущему (модератору), действующему по заранее разработанному сценарию. Первым обобщающим социологическим исследованием методики и техники применения метода «фокус-групп» был труд Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалла «Фокусированное интервью», опубликованный в 1956 году.

Процедура применения метода предполагает наличие общей тематики для беседы и перечня вопросов, позволяющих ведущему получить информацию о мнениях, ожиданиях и опыте людей. По ходу дискуссии допускаются и вопросы, не предусмотренные сценарием, что даёт возможность выявить всё разнообразие мнений.

В процессе обсуждения проблем участники должны мотивировать свои суждения. Это позволяет ведущему глубже осмысливать их позиции. Сбор информации осуществляется и путём наблюдения за невербальным поведением членов группы.

Метод «фокус группы», или групповой дискуссии, используется для выяснения отношения различных слоев населения к какомуто событию или явлению. Он представляет собой направляемое исследователем обсуждение определенной выбранной темы, в котором участвуют люди, подобранные па основе специальной научно обоснованной выборки. Благодаря такой дискуссии можно, например, изучить реакцию населения на выступления политических лидеров, заявления партий, па тс или иные события.

Наконец, метод экспертных оценок (метод Дельфи — от дельфийского оракула) предполагает опрос экспертов по специально разработанной анкете. В отличие от анкеты, предназначенной для массового опроса, она не столь детализована и предназначена для оценки тех или иных явлений, прогнозирования возможных вариантов их развития, формулирования гипотез.

Каким бы методом пи была получена информация, для практического применения она нуждается в обработке, обобщении и научной интерпретации.

Описанные способы получения и анализа данных социологического исследования используются как для систематизации и классификации фактов действительности, так и для объяснения тенденций социального развития.

Контрольные вопросы

  • 1. Каково предназначение методов социологического исследования?
  • 2. Раскройте содержание общенаучных методов социологического исследования.
  • 3. Охарактеризуйте методы, применяемые в конкретных социологических исследованиях.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой