Социализация безнадзорных подростков в условиях трансформации российского общества
Диссертация
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: выявлены особенности современного «сообщества беспризорных» России («рецидивное» бродяжничествонегативное отношение к социальным видам существования и заработкаприверженность к «субкультуре» и нежелание с ней расставатьсяотсутствие подавленности или депрессивного состояния в поведенииизбирательная коммуникабельность, прагматичность… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы социализации безнадзорных подростков
- 1. 1. Безнадзорность как социальное явление, ее причины и факторы
- 1. 2. Адаптация и социальная идентификация безнадзорных подростков в процессе их социализации
- 1. 3. Роль важнейших социальных институтов в осуществлении социализации подростков
- Глава 2. Безнадзорность и потенциал подростковой социализации
- 2. 1. Социальный облик безнадзорных подростков и специфика его формирования
- 2. 2. Социологическое исследование явления «безнадзорность» (на материале опроса «трудных подростков» в общеобразовательных школах)
Список литературы
- Александрова JL Маленькие страдальцы. Сотни малолетних рабов трудятся на просторах России // Учительская газета. 2002. — 15 окт.
- Алексеев Б. Негативные последствия социально-экономической ситуации в стране // Семья в России. 2005. № 3. — С. 41—46.
- Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979.- 126 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М.: 1969. 278 с.
- Антонов А. И., Лебедь О. Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? // Социс. 2003. № 4. — С. 33 — 39.
- Антонян Ю. М. Причины преступного поведения. — М.: 1981. 188 с.
- Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М.: Российское право, 1992. — 137 с.
- Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). М.: 1975. — 235 с.
- Ануфриева В. Город «хлебный» // Вятский край. 2003. — 24 апр.
- Арзуманян С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луйс, 1980. — 243 с.
- Арефьев А. Л. Беспризорные дети России // Социс. 2002. № 9. — С. 61−72.
- АрсеньеваМ. И. Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности / М. И. Арсеньева, В. Д. Ермаков, В. В. Понкратов. М.: 1994. — 254 с.
- Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. М.: 1994. — 326 с.
- Барило Т. С. Профилактика правонарушений среди учащихся / Т. С. Барило, И. С. Демина. Киев: 1989. — 59 с.
- Барсукова Т. М., Быкова Н. В. Функции и задачи специализированного учреждения социальной защиты // Педагогика. — 2003. № 3. — С. 31−35.
- Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. — М.: Прометей, 1993. 256 с.
- Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. М.: 1986. — 124 с.
- Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985. — С. 15−26.
- Беличева С. А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. 1987. — Т.8 — № 6. — С. 36−40.
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Соц. здоровье России, 1994.-131 с.
- Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.214 с.
- Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России. — М.: 1993. 143 с.
- Беляков В. В. Забота о детях в годы войны (1941—1945). // Воспитание школьников. — 1998. № 2 С. 127 — 131.
- Беспризорных в Москве меньше не становится (интервью ген. прокурора России В. Устинова) // Вместе. — 2004. 12 дек.
- Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. М.: 1989. — 239 с.
- Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. — 2003. № 1. С. 69 — 74.
- Битянова М. Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова. — М.: Совершенство, 1998. 164 с.
- Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности // Социальная педагогика. — 2003. № 1. — С. 81−83.
- Богданова О. С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников. М.: Советская педагогика, 1973. — 311 с.
- Богза Л. П., Власова Л. С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Омска // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. — 2003. № 3. — С. 66−70.
- Божович Л. Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968.-221 с.
- Бозиев А. Дети улицы // Газета Юга 2004. — 7 фев.
- Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 2001. № 1. — С. 74 79.
- Борисова Л. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? // Социс. -2001. № 9.-С. 57−65.
- Бородаева Г. Г. Формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2003. № 5. — С. 60−62.
- Букин В. Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. -Л.: 1973.- 139 с.
- Вельчев А. Д., Мошак Г. Г. Подросток и правонарушение. — Кишинев, 1990. —83 с.
- Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М.: 1986.136 с.
- Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр. / Отв. Ред. В. В. Панкратов. М., 1992. -147 с.
- Витренко Н. Б. Что дает ребенку приют // Работник социальной службы.2001. № 4 — С. 48.
- Вифлеемский А. Б. Бухгалтерский учет в общеобразовательном учреждении / А. Б. Вифлеемский, О. В. Чирикина. — М.: 2002, Центр «Педагогический поиск». 254 с.
- Волков Б. С. Детерминистическая природа преступного поведения. Казань: 1985.-226 с.
- Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Часть 1: сб. науч. тр./ — М: 1970. 163 с.
- Воротникова Г. А. Сколько стоит ребенок? // Приморские вести. 2004. -26 мая.
- Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: 2001. 39 с.
- Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4. С. 10−13.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: 1975. 324 с.
- Гаврилюк В. В. Маскулинность в социализации городских подростков // Социс. 2004. № 3. — С. 54 — 59.
- Гаусова Л. К., Солтовец А. В. Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации в Ростовской области // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. — 2000. № 3. — С. 71−79.
- Голованова Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. — 2002. № 5. — С. 51 56.
- Горшкова О. Как надо говорить о детях. Специалисты обвиняют журналистов в предвзятости // Ежедневная Петербургская газета. 2004. — 29 мая.
- Гурьева А. Л. Личность преступника. — М.: 1989. — 103с.
- Данилин Е. М. Использование системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК.-М.: 1991.- 167 с.
- Двойменный И. А., Лелеков В. А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. — 1993. № 10. — С. 18−21.
- Девиантность и социальный контроль в России: тенденции и социологическое осмысление. СПб.: Алетейя, 2000. 274 с.
- Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Р. Ф. в 2004 г. М.: Юриспруденция, 2004. — 420 с.
- Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981. — 160 с.
- Драгунова Г. О. Психология подростка. М: 1987. — 215 с.
- Железнова А. К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. № 4. — С. 28−39.
- Жигарев Е. С. Административная делинквентность несовершеннолетних: понятие, виды, профилактика. — М.: 1992. 216 с.
- Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. М.: 1990. — 132 с.
- Заводилкина О. В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи // Актуальные проблемы современного детства. — М.: 1993. 217 с.
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: 1993.-68 с.
- Зинатулин И. Сладкий бизнес со слезами на глазах // Псковская губерния.- 2004. — 14−20 фев.
- Зубенко В. Девиантное поведение: сущность, причины, профилактика // Основы безопасности жизни. — 2002. № 4. — С. 12−14.
- Зубова Р. И. Организация психосоциальной работы с подростками деви-антного поведения //Вестник Сыктывкарского Университета. — 2003. Серия 14, Выпуск 2. — С. 54−65.
- Зюбин JI. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М.: 1982.-214 с.
- Иванова С. И. У кошки четыре ноги // Воспитание школьников. — 2003. № 1. —С. 20−21.
- Иванцова А. О работе с проблемными семьями // Воспитание школьников2000№ 10.-С. 25−30.
- Иващенко Г. М., Мирсагатова И. Н. Организация социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях системы социальной защиты // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1995. № 1. — С. 18−26.
- Иващенко Г. М. О новых тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. — 2003. № 1. — С. 18−21.
- Иващенко Г. М. Содержание и организация социально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации детей и подростков / Г. М. Иващенко, М. М. Плоткин, В. И. Ширинский. М.: 1994. — 231 с.
- Игошев К. Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя. — М.: 1967. 79 с.75)
- Игошев К. Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.- 187 с.
- Игошев К. Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М.: 1982.- 123 с.
- Игошев К. Е. Социальные аспекты предупреждения правонарушений / К. Е. Игошев, И. В. Шмаров. М.: Юрид. Лит., 1980. — 185 с.
- Кавунов Н. Г. Как защитить права ребенка. — Ростов н/Д.: 1998. 137 с.
- Калмыкова 3. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. -М.: 1982.- 195 с.
- Канеев И. Беспризорники и преступность // Время новостей. 2005. — 14 июня.
- Карелова Г. Пусть будут счастливы дети России.// Российская газета, 1997, 23 Окт.
- Карелова Г. Н. Современные проблемы и пути дальнейшего совершенствования деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Работник социальной службы. 2002. № 4. С. 8−24.
- Карпец И. И. Преступное общество. М.: 1974. — 237 с.
- Карпец И. И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: 1992. 111 с.
- Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. — 251 с.
- Климантова Г. И., Федотовская Т. А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2004. № 17. — С. 74 — 81.
- Ковалева Т. В., Степанова О. К. Подростки смутного времени. // Социс. -1998.№ 8.-С. 83−92.
- Когаловская А. С. Вопросы профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. №.3. — С.64−67.
- Козлов И. В. Педагогический опыт А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1987.-264 с.
- Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Педагогика, 1982.-361 с.
- Комплексное социолого-криминалистическое исследование причин роста беспризорности среди несовершеннолетних и распространения наркомании в среде беспризорных в г. Москве // Дети улиц: Информационно-консультативный вестник. 2002. № 1. — С. 53−60.
- Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.89 г. // Сборник международных договоров СССР. М.: 1993. Выпуск XLVI. — 285 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности М.: 1987. — 113с.
- Кочетов А. И. Работа с трудными детьми / А. И. Кочетов, Н. Н. Верницкая. М.: Просвещение, 1986. — 341 с.
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: 1976.-273 с.
- Кудрявцев В. Н. Понятие предупреждения преступности / В. Н. Кудрявцев, Г. М. Миньковский, А. Б. Сахаров. М.: 1989. — 362 с.
- Кудрявцев В. Н. Методологические проблемы социальной психологии. -М.: 1985.-285 с.
- Куклина Н. Б. Формирование адаптивных качеств учащихся // Начальная школа. 2002. № 11. — С. 43 — 47.
- Куфаев В. И. Педагогические меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. — М.: 1985. — 173с. Лановенко И. П. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних. Киев: Наук. Думка, 1981.-251 с.
- Лапин Ю. В. Актуальные проблемы современного детства. — М.: 1993. -156 с.
- Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья: Социологическое исследование. М.: Наука, 2003. — 367 с.
- Лифер О. На панели — дети // Зеркало недели. 2000. — 9 дек.
- Лиханов А. А. Возвысим голос и дела. — М.: 1993. 163 с,
- Лутовинов В. И., Полетаев Е. Г. Идеология воспитания российской молодежи // Педагогика. — 2001. № 5. — С. 22 31.
- Макаренко А. С. Сочинения в 7 томах. М.: 1989.
- Макеев А. Секс не по-детски // Московский комсомолец. 2002. — 16 дек.
- Максимова С. Н. Организация учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения и психолого-педагогической поддержки. // Завуч. 2004. № 8. — С. 63−69.
- Малахова А. В людях // Вечерняя Москва. — 2006. 14 июня.
- Миллз Т. М. О социологии малых групп / В сб. Американская социология -М.: 1975.-375 с.
- Миллер А. И. Противоправное поведение несовершеннолетних: генезис и ранняя профилактика. Киев: Наукова Думка, 1985. 149 с.
- Момов В. Человек, мораль, воспитание. М.: 1975. — 294 с.
- Морозова Е. Н. Городские подростки мойщики машин // Социс. — 2003. № 4.-С. 33−42.
- Морозов В. В., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. № 3. — С. 148- 154.
- Мосягина А. И. Поиски и находки социально-реабилитационного центра с приютом для детей и подростков «Солнышко» г. Десногорска Смоленской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2002. № 3. — С. 75−81.
- Мудрик А. В., Тупицин А. Ю. Воспитание как социальная проблема // Семья в России. — 1999. № 1 2. — С. 42 — 47.
- Мухин А. Детская преступность // Комсомольская правда. 2004. — 27 мар.
- Мясищев В. Н. Трудные дети в массовой школе. М.: 1993. — 151 с.
- Нагаев А. Е., Толстов В. Г. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2002. № 4. — С. 40−45.
- Никитина JI. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. 2000. № 9. — С. 54 — 58.
- Никитина J1. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. 2000. № 10. — С. 43 — 46.
- Никифоров Н. И. Министерство будущего: отечественное образование на рубеже веков // Русский журнал. — 2004. № 1. С. 56 — 63.
- Новикова И. Н., Сиземская JI. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. — 2002. № 7. С. 33 — 39.
- Новоселова А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками Пермь: ПГПИ, 1982. — 327 с.
- Носков Г. Б. О совершенствовании государственной системы профилактики преступности несовершеннолетних // Образование и общество. 2003. № 3. -С. 5.
- Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М.: 1987.- 152 с.
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26.
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Закон РФ от 24 июля 1998 № 124-ФЗ // Собрание законодательств Российской Федерации. 1998. № 28.
- Об основах социального обслуживания населения РФ: Закон РФ от 10.12.1995 года //Собрание законодательства РФ. 1995. № 50.
- Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации: Постановление Правительства РФ от 27 ноября 200 года № 896 // Собрание законодательства РФ. —2000 № 49.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: 1998. -95 с.
- Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. — М.: Т. Ц. «Сфера», 2004. -184 с.
- Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. М.: 2000.- 125 с.
- Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы рискам. — М.: Академия, 2002. — 209 с.
- О положении детей в Российской Федерации (государственный доклад) // М.: Министерство труда и социального развития, 2004. С. 52−55.
- Осипова А. А., Астракова К. М. Из опыта работы ростовского областного центра реабилитации, социальной защиты и адаптации детей и подростков //
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. № 2. —С. 56−71.
- Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19 411 961). —- М.: 1998.-341 с.
- Первые итоги. Из опыта работы специализированных учреждений по социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков / Под ред. Г. М. Иващенко. — М.: НИИ семьи, 1997. 160 с.
- Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. — 2003. № 5. — С. 8−10.
- Пирожков В. Ф. Криминальная психология М.: 1998. — 146 с.
- Плоткин М. М. Социальное воспитание школьников. М.: Институт педагогики социальной работы, 2004. — 200 с.
- Плоткин М. М., Камаева Г. И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. — 1995. № 1−2. — С. 32−34.
- Подлесова И. Провинциальные беспризорники бегут в Москву // Известия. — 2002. —15янв.
- Положение детей в Республике Коми / Доклад Министерства Республики Коми по социальным вопросам. — Сыктывкар, 2002. 63 с.
- Положение детей в Республике коми / Статистический сборник. — Сыктывкар: Госкомстат Республики Коми, 2001. 48 с.
- Положение молодежи в Республике Коми / Статистический сборник. — Сыктывкар: Госкомстат Республики коми, 2001. 48 с.
- Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2003. № 2. — С. 48−50.
- Прибылова Ю. О. Опыт работы психолого-медико-социального центра «Юго-запад» г. Москвы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1999. № 2. — С. 59−75.
- Проблемы социального сиротства в России и пути выхода из кризиса // Дитя человеческое. — 2003. № 5−6. — С. 56−64.
- Пузыревский В. Поддержка семьи как средство профилактики социального сиротства и безнадзорности. — С. — Пб.: ТОО Детский Кризисный центр Дети улиц, 2004. 52 с.
- Ребенок во внешнем реабилитационном пространстве / Городская межведомственная конференция // Информационный вестник. — Сыктывкар. 2001. № 2.-32 с.
- Римашевская Н. М. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация. — М.: РИД ИСЭПН, 2002. — 368 с.
- Рожков А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие // Вопросы истории. 2000. № 1. — С. 16 — 23.
- Розен М. Откуда берутся «трудные» // Звезда прииртышья. 2005. — 26 мар.
- Розенфельд Б. Р. Первые учреждения для народа в царской России — М.: 1991.- 173 с.
- Румянцев В. А. Правосознание и профилактика правонарушений несовершеннолетних // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2003. № 2. — С. 42−43.
- Рычкова Н. А. Дезадаптированное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. — М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 с.
- Рябыкин Ф. К. Криминология и предупреждение преступности. М.: 1993. -317 с.
- Савин Т. И., Кисина Т. С. Комплексный подход к организации социально-психологической помощи детям подросткам на муниципальном уровне // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2003. № 3.1. С. 71−77.
- Самсонова Т. Н. Политическая социализация российских школьников: достижения, проблемы, перспективы // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 2.-С. 75−83.
- Сахаров А. Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР1. М.: 1961. —278 с.
- Семенов В. Д. Педагогика среды. Екатеринбург: 1993. — 265 с.
- Семенов Г. Социально-педагогическая работа с многодетными семьями. // Воспитание школьников. — 2003. № 1. С. 43−47.
- Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: 1996. 194 с.
- Сергеева М., Ванюков И. Образовательный округ — модель управления в условиях малого города. // Народное образование. — 2003. № 8. С. 32 — 36.
- Сергейчик С. И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социс. 2002. № 5. — С. 63 — 71.
- Сидоренков А. В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии. 2002. № 6. — С. 67 — 75.
- СкробовА. П. К вопросу о воспитании молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. —¦ 1996. № 4. С. 78 — 85.
- Слуцкий Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социс. — 1998. № 3. С. 86 — 91.
- Смоленская Н. Е. Трудовое вспомоществование детей Московских приютов. -М.: 1998.-83 с.
- Соколова Т., Елисеева А. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса // Воспитание школьников — 2000. № 9. С 53−57.
- Социальная работа с несовершеннолетними // Работа с детьми группы риска. — М., 2000. № 2. 48 с.
- Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Отв. ред. В. Ф. Пирожков. М., 1980. — 374 с.
- Социальное обслуживание семьи и детей в России / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2001. 112 с.
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности / Под ред. Г. М. Иващенко М.: НИИ семьи и воспитания, 1999. — 256 с.
- Стивенсон С. А. Уличные дети и теневые городские сообщества // Социологический журнал. 2000. № 3−4. — С. 53−61.
- СтуроваМ. П., Силенков В. И. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема // Педагогика. — 1999. № 7. — С. 40−43.
- Сухомлинский В. А. Трудные судьбы. М.: Знание, 1969. — 247 с.
- Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: 1979. — 341 с.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: 1975. — 259 с.
- Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 5-ти томах. Киев: 1975.
- Теория и методика социальной работы. // Под общ. ред. академика Академии соц-х наук Жукова В. И. М.: Изд. «Союз». 1994.
- Тереб Н. Диктант, в котором нет слов «счастливое детство» // Парламентская газета. 2002. — 25 апр.
- Трубицина Э. М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной Европы // Воспитание школьников. 1998. № 2. — С. 47−48.
- Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания // Воспитание школьников. — 2002. № 7. — С. 12−14.
- Тузов А. П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. -Киев: 1982.- 181 с.
- Тяготы детского мира / Независимый доклад о положении детей в России // Дитя человеческое. — 2003. № 5−6. — С. 51−56.
- Углубленный анализ положения работающих уличных детей в Москве — 2001 год. С. — Пб.: МОТ/ИПЕК, 2002. — 103 с.
- Федорова Г. Г. Трудный подросток: становление личности. СПб: Знание, 1992.-132 с.
- Филлипова JI. Ф. Социальная дезадаптация детей и подростков. — Сыктывкар: 2002. 148 с.
- Фурсов О. Шкала ценностей молодежи // Профессионал. — 2003. № 3. — С. 21−23.
- Хижченко JI. С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М.: 1984. — 316 с.
- Холодова Ю. Беспризорность — кузница кадров для криминала // Парламентская газета. 2003. — 11 янв.
- Циткилов П. Я. История социальной работы: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 448 с.
- Чуланов В. А. Бедность и неравенство в России. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ: 2005. -292 е.
- Чепурных Е. Проблемы подрастающего поколения в меняющемся обществе и пути их решения // Защити меня. — 2001. № 4. — С. 4−7.
- Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Общественно политический журнал. — 1996. № 6. С. 35 — 43.
- Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. — М.: ВЛАДОС, 1999. 234 с.
- Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. — М.: Академия, 2001. 208 с.
- Шляпочников А. С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности. М.: 1988. — 152 с.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: 1960. 137 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. 344 с.
- Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О. Е. Кутафина. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 557 с.
- Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. — С. 15 — 21.
- Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М.: 1986. — 254 с.