Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология социально-регулятивной сущности права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительные сведения о мотивах и целях преступления можно получить при допросах свидетелей, потерпевших, несовершеннолетних, когда участвующий в них психолог или следователь активно использует собственные психологические познания. Скажем, при допросе несовершеннолетних необходимо помнить, что они склонны к фантазированию, повышенной внушаемости, эмоциональны и т. д. Все эти особенности психики… Читать ещё >

Психология социально-регулятивной сущности права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 5 студент должен:

знать

  • • определение нормы права;
  • • основные системообразующие элементы, характеризующие право (воля, вина, потребности, мотив и др.);
  • • психологическое и психиатрическое содержание уголовноправовых норм;
  • • основные признаки аффектированного состояния;
  • • психологию правотворчества и правосознания;

уметь

  • • устанавливать в поведении личности волю, вину (виновность), цели, мотив;
  • • определять уголовно-правовые понятия, включающие материю психологического характера;
  • • выявлять психические аномалии;
  • • анализировать акцентуированные (непатологические) состояния психики;
  • • оценивать аффектированное состояние личности;

владеть

  • • уголовно-правовыми понятиями, имеющими психологическое содержание;
  • • методами применения информации о психических аномалиях;
  • • сведениями о назначении и проведении судебно-психологических экспертиз для установления аффекта, психотравмирующих ситуациях и др.;
  • • способностью понимать право (правосознание) и активно включаться в правовую деятельность и правовую культуру.

Психология норм права

Норма права — это предписание (образец, модель) поведения в правовых отношениях. Она указывает, что дозволено, а что нет, какие последствия могут наступить в случае соблюдения или нарушения зафиксированных в ней правил. Правовая норма является первичным элементом права. Она должна отвечать социальным потребностям общества и личности, социально-психологическим механизмам человеческого поведения.

С позиций генетического (физиологического и психологического) подхода в качестве естественного критерия по отношению к праву выступает человек.

Как уже было сказано, человек является наиболее совершенным живым существом на земле, служит одновременно субъектом и продуктом трудовой деятельности и общественно-исторического развития. Физиологическое и психологическое в человеке взаимообусловлено и прижизненно сформировано, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Из самой природы человека как разумного существа вытекают правовые особенности поведения людей в обществе. Мерой свободы волеизъявления и поведения людей выступают нормы права. Они также служат системообразующими элементами и в совокупности характеризуют право как таковое.

Воля есть форма психического отражения, в которой концентрируется высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление возникших трудностей, препятствий при достижении поставленной цели.

Воля сопряжена с сознанием, она — его функция. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения.

Без осознания своих действий нет волеизъявления, и наоборот. Чтобы определить полноценность волеизъявления, нужно выявить психологические особенности личности, ее эмоциональное состояние в момент действия, характер воздействовавшего на личность раздражителя, последствия такого воздействия и др. Неполноценность волевой регуляции личностью своего юридически значимого поведения именуется в психологии пороком воли.

Правовые нормы выступают основным накопителем и проводником государственной воли народа, возведенной в закон. Они обеспечиваются обществом и государством и регулируют общественные отношения путем определения прав и обязанностей их участников.

Правовые нормы отражают особенности материального и духовного мира в человеческом бытии (биологический аспект); соотношение бытия с чувством, эмоциональным настроем человека (психологический аспект); результат интеллектуальной сознательной деятельности человека (интеллектуально-идеологический аспект).

Одно из важнейших предусмотренных правовыми нормами положений — вина (виновность). При отсутствии вины лицо, совершившее общественно опасное и противоправное деяние, уголовной ответственности и наказанию не подлежит, а само деяние не может рассматриваться как преступление.

Виновность является важнейшим признаком преступления и выражается в форме умысла или неосторожности: учитывается, при умысле ли лицо сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело ли его общественно опасные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление. В случае неосторожности — предвидело ли лицо возможные последствия своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (преступная самонадеянность), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность). Психологические особенности виновности заключаются в том, что вина в праве — это психологическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию).

Существенную роль в поведении личности кроме воли, вины, цели играет желание осуществить сознательно мотивированные действия. Процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта можно разделить на два основных этапа — мотивационный и реализации решения.

Мотивационный этап характеризуется появлением у человека определенных потребностей. Как научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться в психологии сравнительно недавно, в первой половине XX в. Большинство психологов признают за потребностью функцию побуждения активности человека, понимают ее как нужду, предмет удовлетворения нужды, отсутствие блага, ценность, необходимость, состояние, системную реакцию[1].

Потребности делятся на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные), на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя в творчестве и пр.) и социальные (потребность в общении, труде и т. д.).

Таким образом, потребность — это внутреннее напряжение (потребностное состояние) субъекта, отражающее в его сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент).

Потребности могут изменять свою напряженность (угасать, возникать вновь), а также преобразовываться с учетом личностных качеств субъекта. Особое значение имеют объективные и субъективные факторы, которые могут выступать источниками активности или пассивности индивида.

Приступая к осуществлению чего-либо, лицо создает мысленную модель своих действий, прогнозирует процесс их протекания и завершения. Причем в данный момент может наблюдаться борьба мотивов (например, социально полезного и преступного поведения).

Потребности личности субъективны, поэтому в зависимости от того, какое значение им придает человек, проявляется мотив его действий. Без выяснения мотивов преступлений нельзя успешно расследовать уголовные дела и целенаправленно вести профилактическую работу. Проблемы мотивации поведения, специфика установления мотивов при доказывании находятся в центре внимания философов, психологов, юристов.

Преломляясь через сознание субъекта, потребности становятся мотивами. Мотив преступления — это юридическое понятие, выражающее внутренний, психологический стимул, побуждение к совершению преступления.

В то же время каждое преступление не только мотивированно, но и целенаправленно. Мотив и цель неразрывно связаны между собой, взаимообусловлены, коррелятивны. Однако они характеризуют различные стороны волевого процесса: мотив указывает, почему лицо совершило преступление, а цель определяет направленность мотива, то, к чему стремилось, чего хотело достичь лицо в процессе совершения своих действий.

Юридической и психологической науками предложен целый ряд классификаций мотивов преступных деяний, что обусловлено практическими целями, которые преследует конкретная классификация. На наш взгляд, при классификации мотивов необходимо учитывать:

  • а) их связь с общественными потребностями личности (идейные мотивы, нравственные, эстетические и др.), с видом деятельности (профессиональные, учебно-познавательные и др.);
  • б) время проявления (постоянные, длительные, кратковременные);
  • в) степень проявления (сильная, умеренная, слабая);
  • г) степень устойчивости (сильная, средняя, слабая).

Особое значение имеет определение причинности побудительных стремлений: случайны они или непосредственно связаны с особенностями личности, входят в ее структуру. С учетом этих оснований мотивы подразделяются на устойчивые и ситуационные. К первым относятся ревность, корысть, некоторые виды мести; к ситуационным — обида, жадность, сострадание, стыд. На возникновение ситуационных мотивов решающее влияние оказывает конкретная жизненная обстановка, способствующая активному проявлению побуждений человека.

Мотивы преступления формируются в ходе его приготовления, осуществления и даже после совершения. Следователь, выявляя и доказывая мотив и цель преступления (ст. 73 УПК РФ), должен хорошо представлять себе динамику преступного деяния:

  • • подготовительный этап — осознание преступником мотива и цели (мотивация);
  • • этап борьбы мотивов и принятия решения;
  • • этап осуществления действия;
  • • этап оценки его результатов.

Установление мотива и цели преступления предполагает усиленную мыслительную деятельность следователя, в результате которой образуются следственные версии. Здесь многое зависит от умелого использования разного рода познаний, в том числе психологических. Участие психолога в производстве следственных действий, производство судебно-психологической экспертизы гарантируют следователю минимальную фактическую базу для выдвижения версий о мотивах и цели преступления. Источниками сведений о них служат:

  • а) предметы или лица, на которых совершено преступное посягательство;
  • б) орудия, средства совершения преступления;
  • в) отдельные следы, предметы или вещи, свидетельствующие о характере действий лица в данной ситуации;
  • г) последствия преступного поведения определенного лица (лиц);
  • д) обстановка и реальные условия происшествия.

Например, участие специалиста-психолога в допросе, его рекомендации помогают следователю выбрать тактику поведения, правильные методы опровержения логичных показаний обвиняемого, определить его позицию на допросе.

Значительные сведения о мотивах и целях преступления можно получить при допросах свидетелей, потерпевших, несовершеннолетних, когда участвующий в них психолог или следователь активно использует собственные психологические познания. Скажем, при допросе несовершеннолетних необходимо помнить, что они склонны к фантазированию, повышенной внушаемости, эмоциональны и т. д. Все эти особенности психики несовершеннолетних оказывают существенное влияние на объективность их восприятия побуждений преступника, а тем самым и на правильную оценку мотива и цели преступных действий. Определенную информацию о мотивах и цели преступления следователь также получает из заключения судебно-психиатрической экспертизы.

Мотив непосредственно связан с личностью, поэтому очень важен анализ психического состояния лица в момент совершения преступления. Познания психологов и психиатров дают возможность установить истину по делу, решить вопрос о вменяемости лица, совершившего преступление, о его психическом состоянии на тот момент. Психолог решает вопрос о наличии физиологического аффекта, психиатр — патологического аффекта, о его влиянии на поведение лица, о возможности человека в этом состоянии предвидеть последствия своих действий, предотвратить вред.

Юристы высказывают разные мнения о правомерности постановки вопросов, касающихся психологической мотивации поступков обвиняемого, потерпевших и свидетелей. Но проблемы мотивации преступного поведения относятся исключительно к правовой области, и решение их находится за пределами компетенции психологических исследований. Выводы психолога должны касаться общей психологической характеристики потребностей обвиняемого, которая используется следователем для анализа косвенных доказательств мотивов и целей преступления.

На этапе реализации решения совершаются противоправные действия, по окончании которых наступает преступный результат. Иногда он может не совпадать с ранее намеченной целью. Например, преступник, находясь в состоянии избыточной психологической напряженности, не смог предотвратить наступление последствий (смерть потерпевшего, причинение большого вреда и т. д.). В подобных ситуациях на первый план обычно выходят побуждения, направленные на избежание наказания. Причем на мотивационные процессы здесь влияет состояние неопределенности: появляются страх, повышенная раздражительность и др. Ситуация неопределенности, к слову, нередко побуждает преступника дать правдивые показания.

В зависимости от длительности, соотношения осознаваемых и неосознаваемых, разумно-волевых и аффективноэмоциональных моментов определяются два основных типа процесса преступной мотивации — активный и пассивный.

Активный процесс характеризуется длительностью и возможностью определения актуализации мотивов, постановки целей, выбора путей и средств их достижения, прогнозирования последствий принятия решения, преобладанием сознательных моментов над аффективно-эмоциональными, осознаваемых над неосознаваемыми.

Пассивный процесс преступной мотивации характеризуется кратковременностью, позволяющей предположить свернутость, вместимость или полное выпадение его отдельных стадий, когда аффективно-эмоциональные моменты преобладают над сознательно-волевыми, неосознаваемые — над осознаваемыми. Выявление в процессе расследования преступлений показателей активности или пассивности процесса преступной мотивации позволяет выдвигать версии о некоторых психодиагностических свойствах личности преступника.

В юридической психологии и криминалистике предпринимаются попытки разработать классификацию ряда категорий преступников по устойчивым свойствам мотивационной сферы личности.

  • [1] Ильин E. Н. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. С. 21−39.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой