ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ЭтичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ практичСского психолога

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΊΠΎΠ½Ρ„ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚. Π΅. соблюдСниС ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π°ΠΉΠ½Ρ‹ — Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ аспСкт ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ этики практичСского психолога, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… направлСниях ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡΡ…. НСрСдко Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ слоТности ΠΏΡ€ΠΈ взаимодСйствии психолога с Π°Π΄ΠΌΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ учрСТдСния. Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… случаях психолог всС ΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π΅Ρ‚ администрации ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ (учрСТдСния… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ЭтичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ практичСского психолога (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ этичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ психолога прСдставлСны Π² Π­Ρ‚ичСском кодСксС психолога-ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° (см. ΠΏΡ€ΠΈΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ 3). Условно ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Π΄Π²Π΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹: ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ отнСсти Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΈ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ психолога, сколько ΠΊ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ «Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ»; Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ — собствСнно ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ этичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹.

ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ общСния нСльзя ΠΎΡΠΊΠΎΡ€Π±Π»ΡΡ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΡŽ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΎΠ±Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Π·Π»ΠΎ Π²Ρ‹ΡΠΌΠ΅ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ). Π’ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ этичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ, Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π±Π°Π½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹, Π½ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π½Π΅ ΡƒΡ‚Ρ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ своСй значимости. К ΡΠΎΠΆΠ°Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, нСсмотря Π½Π° ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, эти ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ.

ΠŸΡ€ΠΈ ΡƒΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… этичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°Ρ… Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ практичСского психолога слСдуСт ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь Π½Π΅Ρ‚ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ этичСского кодСкса, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΠΉ систСмы, ΡƒΠΏΠΎΡ€ΡΠ΄ΠΎΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ этичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹. Рассмотрим основныС этичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ для Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… этичСских кодСксов практичСского психолога.

НС Π½Π°Π²Ρ€Π΅Π΄ΠΈ! Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ областям практичСской психологии.

НС ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°ΠΉ! (НС Π½Π°Π²Π΅ΡˆΠΈΠ²Π°ΠΉ ярлыков!) Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ тСзис согласуСтся с ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ психолога, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡΡ Π² Π±Π΅Π·ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌ принятии ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° ΠΈ ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π΅Π³ΠΎ чувств. Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π±Π΅Π·ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ принятиС» (ΠΏΠΎ К. РодТСрсу), ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, относится ΠΊ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π°ΠΌ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, ΠΈ ΡΠΎΠ²ΡΠ΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ одобрСния Π½Π΅Π±Π»Π°Π³ΠΎΠ²ΠΈΠ΄Π½Ρ‹Ρ… поступков ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ситуации, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ выступаСт Π² Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ агрСссора). Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ формирования ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ альянса ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ высокий ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ довСрия ΠΈ ΠΎΡ‚крытости.

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΊΠΎΠ½Ρ„ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚. Π΅. соблюдСниС ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Π°ΠΉΠ½Ρ‹ — Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ аспСкт ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ этики практичСского психолога, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… направлСниях ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡΡ…. НСрСдко Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ слоТности ΠΏΡ€ΠΈ взаимодСйствии психолога с Π°Π΄ΠΌΠΈΠ½ΠΈΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ учрСТдСния. Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… случаях психолог всС ΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π΅Ρ‚ администрации ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ (учрСТдСния) ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, Π½ΠΎ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ это Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΈ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ нанСсСниС Π²Ρ€Π΅Π΄Π° ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Ρƒ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π³Π»Π°ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. НапримСр, ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ психолог, ΠΊΡƒΡ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ классы ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ учащимся ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ профиля обучСния, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ администрации ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ учрСТдСния ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅™ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΉ школьников с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ распрСдСлСния учащихся ΠΏΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ классам Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ интСрСсами. Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€: психолог вмСстС с ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡƒ для ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских особСнностСй. Π’ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС психолог частично ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ΡŒ учитСля со ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠΎΠΉ развития ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов Ρƒ ΡΡ‚ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ психолог Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρƒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, ΠΊΠ°ΡΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ личности учащСгося, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ„ликтности ΠΈ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащСгося, ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΈΡ‚ΡŒ учитСля с Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ диагностики ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… способностСй.

НС ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ соблюдСниС ΠΊΠΎΡ€ΠΏΠΎΡ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ этики психолога, связанноС с ΡƒΠ²Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π³Π°ΠΌ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС с ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°Π²Π° Π½Π° Ρ‚ворчСскоС самовыраТСниС Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Сссии ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. НСдопустимо выяснСниС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π³Π°ΠΌΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡ‚ствии ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ², студСнтов, учащихся.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ компСтСнтности. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ своСй ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ компСтСнтности ΠΈ Π½Π΅ Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π·Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… Π²Π½Π΅ этих Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†. НапримСр, психологу, Π½Π΅ Π²Π»Π°Π΄Π΅ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ нСйропсихологичСской ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠ΅ΠΌΡƒ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° нСйропсихологичСской ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠΈΡ‚ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ родитСлям ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π·Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊ ΡΠΈΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΡΡ‚Ρƒ-нСйронсихологу. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ психолог Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ слоТныС психологичСскиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ спСциалистам. Π’Π°ΠΊ, ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ со ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ диагностичСским инструмСнтариСм, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ владСния Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΡ… ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρƒ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΡΡ‚Π°, Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ трудности, способныС привСсти ΠΊ ΠΈΡΠΊΠ°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠ² диагностики, ΠΈΡ… ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ€Ρƒ откровСния с ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ. Иногда, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ психолог рассказываСт свои истории, созвучныС ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½ΠΈΡŽ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, бСзусловно, способствуСт ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ атмосфСры довСрия ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ. Но Ρ‚Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ откровСния психолога Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ‡Ρ€Π΅Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ способ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ привСсти ΠΊ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ€Π΅ довСрия ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ Π΄ΠΈΡΡ‚Π°Π½Ρ†ΠΈΡŽ, которая Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ процСсс ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ бСзопасным. Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅ с ΡΡ‚ичСским ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠΌ «ΠΠ΅ Π½Π°Π²Ρ€Π΅Π΄ΠΈ!».

Одна ΠΈΠ· Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ психологичСской ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ — Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ способности ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° ΡΠ²ΠΎΠΈ дСйствия ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΈ, Π·Π° ΡΠ²ΠΎΡŽ ΡΡƒΠ΄ΡŒΠ±Ρƒ. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ полюс Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ — слишком явная Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ психолога Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, сильноС ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, «ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ», «ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° счастливым», Ρ‡Ρ‚ΠΎ, СстСствСнно, Π½Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ процСссу исцСлСния.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²Ρ‹ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ свои знания Π½Π°ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·, Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ самолюбованиСм. Π’ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ психолог Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ условия для развития ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, Π΅Π³ΠΎ самораскрытия, возмоТности Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ своСго повСдСния, чувств, мыслСй.

Π’ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… этичСских кодСксах ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ тСзис «Π½Π΅ Π΄Π΅Π·ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠΉ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°». Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Π½Π΅ Ρ‚Π°ΠΊ прост для понимания ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ, ΠΊΠ°ΠΊ каТСтся Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ взгляд. Π’Π°ΠΊ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, нСдопустимы ситуации, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… психолог рассуТдаСт ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΉ области психологии, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ нСдостаточно ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π΅Π½, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, бСзусловно, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ привСсти ΠΊ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈΠΌ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π‘ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ психологичСского ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½Ρ‹Π΅ ситуации, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, излишняя ΠΎΡ‚ΠΊΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ психолога, «ΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π° Π² Π³Π»Π°Π·Π°», Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€Π°Π²ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°. Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ аспСкт Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ — Π΄Π΅Π·ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°, связанноС с ΡΠΎΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ΠΌ истинных Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ экспСримСнта. Π’ ΡΡ‚ичСском стандартС психологов Испании выдСляСтся ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚: «Π•ΡΠ»ΠΈ условия экспСримСнта Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ Π΄Π΅Π·ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ±ΠΌΠ°Π½Π° испытуСмого, психолог Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ-Π½ΠΈΠ±ΡƒΠ΄ΡŒ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‰Π΅Ρ€Π±Ρƒ для участников ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, ΠΈ Π² Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΌ случаС ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΠΌΠ°Π½Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ раскрыты ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹»[1].

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° строится с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ сам ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π·Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³Ρƒ. Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°. НапримСр, Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… случаях проводится психологичСская экспСртиза, Π½Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ трудоустройствС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ тСстированиС, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ ΡƒΠ³Π»ΡƒΠ±Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ диагностику. Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ школьного психолога, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ всС ΠΆΠ΅ сочСтаСтся с ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ психолог ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ учащихся.

Один ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ психолога — общая гуманистичСская Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ориСнтация Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ цСнности.

Π§Π΅ΠΌ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни Ρ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠ΅Π²Ρ‚ являСтся самим собой Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ с ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚Π³ΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΅Π½ ΠΎΡ‚ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° своим ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ личностным фасадом, Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ вСроятно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ измСнится ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ «ΠΏΡ€ΠΎΠ΄Π²ΠΈΠ½Π΅Ρ‚ся».

Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ — это Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰ΠΈΠΉ процСсс, Π° Π½Π΅ Π·Π°ΡΡ‚Ρ‹Π²ΡˆΠ°Ρ, статичная ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ; это тСкущая Ρ€Π΅ΠΊΠ° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π° Π½Π΅ ΠΊΡƒΡΠΎΠΊ Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚Π°Π»Π»Π°; это постоянно ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ соцвСтиС возмоТностСй, Π° Π½Π΅ Π·Π°ΡΡ‚Ρ‹Π²ΡˆΠ°Ρ сумма характСристик.

Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΠΌΠΎΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ я Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Π» сСбС вопрос: «ΠšΠ°ΠΊ я ΡΠΌΠΎΠ³Ρƒ Π²Ρ‹Π»Π΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ этого Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°?» Π’Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ я Π±Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ„Ρ€Π°Π·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π» этот вопрос Ρ‚Π°ΠΊ: «ΠšΠ°ΠΊ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ этот Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ для своСго собствСнного личностного развития?».

К. РодТСрс ΠŸΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΠΉ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ это ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π»ΠΎ силы Ρ‚Π΅Π±Π΅ ΠΈ Π΅ΠΌΡƒ.

Π­. Эриксон ΠžΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² ΡƒΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π°Π΅Ρ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, ΠΊΡ‚ΠΎ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΎΠ½Π° освобоТдаСт Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ ΠΎΡ‚вСтствСнности Π·Π° ΡΡ‚ΠΎ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ суТдСниС.

Π’. Π€Ρ€Π°Π½ΠΊΠ» ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Π² Π ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ Π€Π΅Π΄Π΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π΅ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡŽΡ€ΠΈΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… соблюдСниС этичСского кодСкса практичСского психолога.

  • [1] ЭтичСскиС стандарты для психолога (ΠœΠ°Π΄Ρ€ΠΈΠ΄, Испания, 1987) // Вопросы психологии.1990. № 5.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ