Планирование курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения»
Помимо вопросов, задаваемых на дом, а также во время письменного или устного опроса на семинарах, рекомендуется проводить контрольное тестирование по данной дисциплине. Спектр вопросов по данной дисциплине должен охватывать теорию общественного мнения, методы его исследования и методологические проблемы, проистекающие из его анализа: Тема 3. Основные виды исследований, проводимых центрами… Читать ещё >
Планирование курса «Социологические проблемы изучения общественного мнения» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данный курс целесообразно планировать таким образом, чтобы его содержание развивалось от общих понятий до конкретных примеров и отдельных теорий. Начать следует с определения понятия " общественное мнение", которое можно трактовать как отношение социальных общностей к актуальным проблемам общественной жизни. Далее можно объяснить студентам, что общественное мнение относится к активной части общественного сознания, поскольку оно побуждает людей к активным действиям от простого выражения своей позиции до прямого участия в социальных движениях. А после этого надо подробно описать общественное мнение как сложный социальный феномен, изучение которого порождает много проблем в работе социолога.
Тематический план
Тема 1. Определение общественного мнения, его общая характеристика, структура, условия и источники возникновения.
Тема 2. Функции, виды, признаки, задачи и методы изучения общественного мнения.
Тема 3. Основные виды исследований, проводимых центрами изучения общественного мнения: репрезентативные опросы взрослого населения, георейтинг, фокус-группы.
Тема 4. Виды измерений общественного мнения: измерения его направленности, интенсивности, стабильности, социального контекста, уровня информационной и общественной поддержки.
Тема 5. Психические установки под общественное мнение: их виды, связь с мотивацией и ценностной ориентацией.
Тема 6. Обогащенное общественное мнение: его необходимость, этапы, способы и примеры получения.
Тема 7. Теоретические подходы к изучению общественного мнения: традиционный и критический.
Тема 8. Причины возникновения стереотипов. Массовые стереотипы, их виды и влияние на общественное мнение.
Тема 9. Идея С. Московичи о массификации общественного сознания и эволюции толпы в сторону публики.
Тема 10. Деятельность Джорджа Гэллапа (или любого другого известного социолога, профессионально изучавшего общественное мнение в XX в.).
Примерная тематика рефератов по курсу социологических проблем изучения общественного мнения
Тематика рефератов должна соответствовать целям и содержанию курса.
- 1. Общественное мнение как социальный институт.
- 2. Проблема объективности общественного мнения.
- 3. Основные способы и каналы формирования общественного мнения.
- 4. Основные способы выявления общественного мнения.
- 5. Психологическая основа формирования общественного мнения.
- 6. Работа Сержа Московичи «Век толп. Наука о массах» .
- 7. Работа Уолтера Липпмана «Общественное мнение» .
- 8. Пьер Бурдье об общественном мнении.
- 9. Работы Бориса Докторова об обогащении общественного мнения.
- 10. Деятельность Фонда «Общественное мнение» .
- 11. Деятельность ВЦИОМ.
- 12. Деятельность Левада-Центра.
- 13. Общественное мнение в дореволюционной России.
- 14. Общественное мнение в СССР.
- 15. Общественное мнение в современной России.
- 16. Лидеры мнения.
Вопросы для проверки знаний по социологическим проблемам изучения общественного мнения
Спектр вопросов по данной дисциплине должен охватывать теорию общественного мнения, методы его исследования и методологические проблемы, проистекающие из его анализа:
- 1. Что такое общественное мнение?
- 2. Как общественное мнение соотносится с общественным сознанием?
- 3. Каковы субъект и объект общественного мнения?
- 4. Почему общественное мнение можно назвать социальным институтом?
- 5. Каковы источники общественного мнения?
- 6. Каковы основные признаки (характеристики) общественного мнения?
- 7. Каковы функции общественного мнения?
- 8. Каковы виды общественного мнения?
- 9. Кто такие лидеры мнения?
- 10. Как общественное мнение соотносится с психическими установками?
- 11. Как общественное мнение соотносится с ценностными ориентациями личности?
- 12. Каковы основные методы социологического исследования общественного мнения?
- 13. Каковы основные проблемы, связанные с социологическим анализом общественного мнения?
- 14. Насколько объективно общественное мнение отражает социальную реальность?
- 15. Почему Пьер Бурдье писал, что общественного мнения не существует? Что он имел в виду и какие аргументы приводил?
- 16. Что такое стереотип? Каковы причины формирования стереотипов и их отличительные признаки?
- 17. Что означает массификация общественного мнения?
- 18. Чем, по мнению Сержа Московичи, толпа отличается от публики?
- 19. Что такое обогащенное общественное мнение? Кто ввел этот термин в научный оборот?
- 20. Каковы способы и этапы обогащения общественного мнения?
- 21. Как социолог может понять направленность общественного мнения?
- 22. Как социолог может выявить оттенки и интенсивность общественного мнения?
- 23. Как социолог может определить социальный контекст общественного мнения?
- 24. Как социолог может рассчитать динамику (стабильность) общественного мнения?
- 25. Какие центры по изучению общественного мнения вы знаете?
Помимо вопросов, задаваемых на дом, а также во время письменного или устного опроса на семинарах, рекомендуется проводить контрольное тестирование по данной дисциплине.
Примерный тест, но социологическим проблемам изучения общественного мнения
- 1. Что означает экспрессивная функция общественного мнения?
- а) советы по решению той или иной проблемы;
- б) решение той или иной проблемы;
- в) отношение к той или иной проблеме;
- г) отказ от решения той или иной проблемы.
- 2. Какое условие не обязательно для возникновения общественного мнения?
- а) наличие информации о социально значимой проблеме;
- б) возможность публичного выражения своей позиции;
- в) неоднозначность предлагаемых путей решения проблемы;
- г) интерес к проблеме со стороны элиты общества.
- 3. Какое из утверждений по поводу общественного мнения неверно?
- а) мнение может быть позитивным и негативным;
- б) мнение — проявление общественного сознания;
- в) мнение может быть как явным, так и скрытым;
- г) мнение большинства всегда справедливо.
- 4. Какое из определений субъектов общественного мнения неверно?
- а) субъекты мнения — это и образованные, и необразованные люди;
- б) субъекты мнения — это разные социальные слои;
?) субъекты мнения — это и молодежь, и пожилые люди;
- г) субъекты мнения - это наиболее активные представители общества.
- 5. Какой результат дает социологам exit poll?
- а) долгосрочный политический прогноз;
- б) краткосрочный прогноз исхода выборов;
- в) объяснение итогов состоявшихся выборов;
- г) оценка шансов кандидатов накануне выборов.
- 6. Какой признак не характерен для общественного мнения?
- а) распространенность;
- б) направленность;
- в) абстрактность;
- г) аналитичность.
- 7. Что дает социологу измерение интенсивности общественного мнения?
- а) социолог определяет серьезность отношения людей к своему мнению;
- б) социолог выявляет предрасположенность людей в оценке какого-то факта;
- в) социолог выясняет, как долго люди намерены придерживаться своего мнения;
- г) социолог узнает, как хорошо люди владеют информацией о какой-то проблеме.
- 8. Что показывают социологу ответы респондентов типа «да — нет — не знаю» или «отношусь положительно — отношусь отрицательно — затрудняюсь ответить» ?
- а) стабильность общественного мнения;
- б) направленность общественного мнения;
- в) интенсивность общественного мнения;
- г) информационную поддержку общественного мнения.
- 9. Как проявляется «общественная поддержка» мнения респондентов?
- а) респонденты пытаются представить, насколько их мнение поддерживают окружающие;
- б) респонденты считают, что их мнение не нуждается в поддержке общества;
- в) респонденты считают, что мнение других людей поддерживается СМИ;
- г) респонденты признают, что общество готово к быстрым переменам.
- 10. Какой вклад в изучение общественного мнения внес Джордж Гэллап?
- а) разработка оптимальных приемов формирования выборок и ведения опросов;
- б) внедрение онлайновой системы опросов;
- в) критика эффективности социологических опросов;
- г) замена соцопросов на референдумы.
- 11. В какой работе Уолтер Липпман ввел в научный оборот термин «стереотип» ?
- а) «Введение в популярную культуру» ;
- б) «Общественное мнение» ;
- в) «Социология политики» ;
- г) «Психология народов и масс» .
- 12. С чем согласился Пьер Бурдье, критикуя распространенную методику проведения соцопросов?
- а) с тем, что выборка может быть репрезентативной;
- б) с тем, что все люди могут иметь мнение по каждому вопросу;
- в) с тем, что мнение каждого респондента социально значимо;
- г) с тем, что возможен консенсус между всеми социальными слоями.
- 13. С какой целью, по мнению П. Бурдье, социологи пытаются внушить общественности иллюзию всеобщего согласия?
- а) чтобы оправдать свои ошибки при расчете выборки;
- б) чтобы легитимировать политику, проводимую заказчиком опроса;
- в) чтобы упростить методику проведения опросов;
- г) чтобы учесть мнение каждого.
- 14. Продолжите мысль Леона Фестингера: люди, на установки которых легко повлиять, — это:
- а) люди компетентные;
- б) люди, которые еще не определились во мнении;
- в) люди, которые сильно устали;
- г) люди исключительные.
- 15. Что такое коориентация субъектов мнения?
- а) вступление людей в контакт из-за объекта, представляющего общий для них интерес;
- б) совпадение людей во мнениях;
- в) различия между установками и мнениями людей;
- г) эмоциональное восприятие людьми мнений друг друга.
- 16. В каком случае объем выборки респондентов понижается?
- а) при соответствии характеристик респондентов предмету исследования;
- б) при большой генеральной совокупности респондентов;
- в) при случайном отборе респондентов;
- г) при большом количестве вопросов в анкете.
- 17. Для чего нужен модератор фокус-группы?
- а) чтобы вывести на разговор по нужной теме всех участников группы;
- б) чтобы найти помещение, подходящее для дискуссии;
- в) чтобы скомплектовать группу;
- г) чтобы наблюдать за ходом дискуссии со стороны.
- 18. Кто возглавляет Фонд «Общественное мнение» ?
- а) Александр Ослон;
- б) Владимир Добреньков;
- в) Татьяна Заславская;
- г) Юрий Левада.
- 19. Каков стандартный объем выборки при проведении одного всероссийского опроса взрослого населения?
- а) около 500 человек;
- б) около 1000 человек;
- в) около 2000 человек;
- г) около 5000 человек.
- 20. Что НЕ даст социологу использование при опросе метода личного интервьюирования (face-to-face)?
- а) возможность наблюдения за реакцией респондента;
- б) возможность использовать дополнительно наглядные материалы;
- в) возможность объяснить респонденту сложные вопросы;
- г) возможность охватить сразу несколько респондентов.
- 21. Что Юрий Левада называл обогащенным общественным мнением?
- а) мнение людей, высказанное после «обогащения» его дополнительными информационными материалами;
- б) мнение людей, «обогащенное» личным опытом;
- в) мнение людей, «обогащенное» СМИ;
- г) мнение людей, «обогащенное» их контактами друг с другом.
- 22. Какой американский социолог пропагандировал способы «обогащения» общественного мнения?
- а) Джордж Гэллап;
- б) Джеймс Фишкин;
- в) Роберт Мертон;
- г) Питирим Сорокин.
- 23. Что такое георейтинг?
- а) опрос на выявление региона с самым высоким уровнем жизни;
- б) масштабный опрос, позволяющий сопоставить мнения респондентов из всех регионов страны;
- в) выборочный опрос жителей одного региона страны;
- г) опрос с очень большой статистической погрешностью результатов.
- 24. Что, по мнению Сержа Московичи, отличает толпу от публики?
- а) толпа более быстро и бурно реагирует на внешнее влияние;
- б) в отличие от толпы, у людей в публике нет общего психического настроя;
- в) в отличие от толпы, вся публика собирается в одном замкнутом пространстве;
- г) исторически публика — более ранняя форма единения людей, чем толпа.
- 25. Какой смысл вкладывает С. Московичи в понятие «массификация» ?
- а) превращение в современном обществе частных мнений в массовые;
- б) постепенное создание всемирного общественного мнения;
- в) соответствие общественного мнения истинным потребностям масс;
- г) изучение общественного мнения только больших масс людей.
- 26. Кому приписывают первое в истории употребление термина «общественное мнение» ?
- а) Огюсту Конту;
- б) Джону Солсбери;
- в) Аристотелю;
- г) Эмилю Дюркгейму.
- 27. Кто возглавляет ВЦИОМ?
- а) Игорь Бестужев-Лада;
- б) Валерий Федоров;
- в) Борис Докторов;
- г) Владимир Ядов.
- 28. Что такое «омнибусное социологическое исследование» ?
- а) опрос методом маршрутной выборки;
- б) опрос методом электронной фокус-группы;
- в) опрос, проводимый одновременно для нескольких заказчиков;
- г) опрос на экономическую тематику.
- 29. Какой французский социолог написал работу «Общественное мнение и толпа», где дал характеристику поведения толпы?
- а) Габриэль Тард;
- б) Эмиль Дюркгейм;
- в) Клод Леви-Стросс;
- г) Огюст Конт.
- 30. Что можно назвать объектом общественного мнения?
- а) все явления, по которым люди высказывают свои суждения;
- б) только проблемы общечеловеческого значения;
- в) условия, в которых формируется общественное мнение;
- г) только ненаучные проблемы, обсуждаемые гражданами.
Ответы на тест
1. в; 2. г; 3. г; 4. г; 5. б; 6. в; 7. а; 8. б; 9. а; 10. а; 11. б; 12. а; 13. б; 14. б; 15. а; 16. а; 17. а; 18. а; 19. в; 20. г; 21. а; 22. б; 23. б; 24. а; 25. а; 26. б; 27. б; 28. в; 29. а; 30. а.
Учебные дисциплины, связанные с социологическими проблемами изучения общественного мнения
Социологические проблемы изучения общественного мнения — дисциплина, связанная с общей социологией, социологией общественных связей и отношений, социологией влияния, историей социологии, социальной психологией, методологией и методами социологического исследования и отраслевыми социологическими дисциплинами.
Так, с общей социологией эта связь прослеживается через научную терминологию, с историей социологии — через разбор научных подходов, с социологией влияния и социологией общественных связей и отношений — через проблематику исследования, а с методологией и методами социологического исследования — через методологию исследования общественного мнения в качестве объекта для изучения. С социальной психологией данный курс роднит неизбежное обращение к вопросам социального и индивидуального сознания и поведения, а с различными отраслями социологии — необходимость проведения опросов для выявления мнения людей по тем или иным актуальным проблемам социального бытия.