Понятие, сущность, признаки и функции государства
Территория — материальная основа бытия государства. Это участок суши и вод, «очерченный» государственной границей. В пределах соответствующей территории распространяется суверенитет государства, действует его власть. Для наилучшего управления территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, в границах которых действуют институты публичной власти. Государством… Читать ещё >
Понятие, сущность, признаки и функции государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Упомянутые научные школы и концепции содержали самые разнообразные подходы к восприятию государства. Сам термин «государство» стал употребляться в Западной Европе в привычном для нас смысле в Новое время. Главная проблема при определении его сущности состоит в выборе между двумя главными вариантами ее оценки: «пессимистическим» и «оптимистическим» .
Первый вариант заключается в признании того, что государство как аппарат публичной власти, осуществляя ее, действует исключительно в своих интересах (или в интересах господствующей в обществе социальной группы, слоя), хотя объявляет себя при этом защитником всей нации.
Во втором варианте предлагается признать, что государственный механизм работает преимущественно в общих (публичных) интересах под прессингом гражданского общества, умело использующего для воздействия на государство правовые средства. Принуждение в последнем случае применяется «дозировано», в той мере, которая необходима обществу, и является результатом согласования важнейших интересов большинства социальных групп.
Выделяют и третий, «средний путь» в определении сущности государства, при котором государство рассматривают как политическую организацию, обеспечивающую и интересы правящих слоев, и общесоциальные интересы[1].
В современной учебной и научной литературе наиболее распространенным типом определения государства является определение данного феномена через его признаки. Правда, в вопросе о признаках государства среди ученых не достигнуто единство мнений, и перечни этих признаков варьируются от одного издания к другому. Однако основные характеристики, отличающие его от иных социальных институтов, все же признаются присущими государству большинством авторов. Именно они использованы в приводимом определении.
Государство — это главное воплощение публичной власти, центральный институт общества, обладающий специальным аппаратом, способным делать свои веления общеобязательными, в том числе через принуждение, имеющий определенную политико-территориальную организацию и осуществляющий управление в масштабах всего общества.
Среди признаков государства, таким образом, можно выделить следующие его характеристики.
1. Обладание публичной властью в такой форме, которая обеспечена особым аппаратом принуждения, способным делать свои веления общеобязательными.
Этот аппарат представлен особым слоем людей, выполняющих управленческие функции и властные полномочия на профессиональной основе. Государство является центральным институтом общества, так как: 1) обладает упомянутым аппаратом и правом как универсальным регулятором общественных отношений; 2) имеет самую широкую социальную основу; 3) располагает огромными материальными ресурсами, обеспечивающими реализацию любых его целей.
- 2. Территория — материальная основа бытия государства. Это участок суши и вод, «очерченный» государственной границей. В пределах соответствующей территории распространяется суверенитет государства, действует его власть. Для наилучшего управления территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы, в границах которых действуют институты публичной власти. Государством могут быть избраны разные модели управления на местном уровне административно-территориальной единицы: 1) управление на местах осуществляют территориальные структуры государственных органов (Китай); 2) на местном уровне управляют, координируя свои усилия, как представители государственной власти, так и органы местного самоуправления (Франция); 3) исключительно органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти, осуществляют публичную власть в пределах административно-территориальных единиц (Россия).
- 3. Население — люди, проживающие на территории государства и объединенные друг с другом и с государством не кровно-родственными связями, а правовой и территориальной принадлежностью.
- 4. Суверенитет воплощен в верховенстве, единстве и независимости государственной власти как внутри территории государства, так и за ее пределами. Верховенство выражается в том, что только решения органов государственной власти обладают высшей силой и общеобязательностью. Единство власти проявляется в том, что все государственные органы в совокупности составляют государственный аппарат, реализующий единые функции государства. Его деятельность основана на единых принципах, подчинена единым политическим целям. Например, в демократическом государстве системообразующим является принцип разделения властей, а в социалистическом государстве — это принцип советов. Независимость означает, что никакой политический институт или орган (к примеру, центральные органы наиболее влиятельной партии, властные структуры зарубежного государства, какие-либо негосударственные структуры или международные организации) не должен вторгаться в процесс принятия государственно-властных решений, препятствовать осуществлению власти органами соответствующего государства.
Суверенитет государства произволен от народного суверенитета, а последний, в свою очередь, — от национального суверенитета.
Народный суверенитет — неотчуждаемое право народа осуществлять верховную власть в обществе, быть ее источником. Национальный суверенитет воплощен в праве нации на самоопределение, т. е. на выбор формы своего политико-правового бытия. Ею может быть не только национальное государство, но и национально-государственное образование (субъект федерации или автономия) или общественное объединение — национально-культурная автономия.
5. Налоги и займы также рассматриваются в качестве признака государства. Налоги как общеобязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц — отечественных и иностранных, — должны обеспечить необходимую финансовую основу для выполнения государством своих функций в обществе.
Некоторые авторы выделяют еще и такие признаки государства, как правотворчество и государственная символика (гимн, герб, флаг).
Роль государства в жизни общества принято рассматривать через его функции. В их реализации проявляется социальное назначение государства. Оно выражено в решении и масштабных, комплексных задач, таких как обеспечение социального управления и безопасности общества в целом, и локальных, но при этом не менее важных проблем, связанных с социальной зашитой населения.
Функции государства традиционно определяются как основные направления его деятельности.
Наиболее распространенным является деление функций государства в зависимости от их предназначения на внутренние и внешние.
К внутренним функциям принято относить:
- 1. Упорядочение совместной жизни людей в обществе. Эта функция носит комплексный характер и включает социальное управление в сфере экономики, политики, культуры. В связи с реализацией данной функции создаются правовые нормы, обеспечивается их реализация, образуются государственные органы, определяются их полномочия. Обычно в учебной литературе специально подчеркивается, что не следует функции государства отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций[2].
- 2. Умиротворение социальных конфликтов. Государство, реализуя эту функцию, предотвращает социальные конфликты путем применения необходимых правовых и политических средств согласования противоречивых интересов различных социальных групп; разрешает их, устраняя, например, причины, породившие противостояние, или подавляет выступления социальных групп (слоев). В первую очередь внимание государства привлекают антагонистические конфликты, так как их стороны видят разрешение конфликта только в уничтожении противника. Такое развитие событий представляет серьезную угрозу и для слоя властвующих, и для всего общества в целом, поэтому силовые структуры и правоохранительные органы государства стремятся устранить прежде всего именно этот тип конфликтов.
- 3. Функция охраны правопорядка. Для того чтобы понять суть данной внутренней функции государства, важно осознавать смысл термина " правопорядок" . Под ним принято понимать систему урегулированных правом общественных отношений, ставшую результатом реализации правовых норм. Для достижения такого состояния общественной жизни необходимо, чтобы государство предупреждаю и пресекало правонарушения, выявляю и задерживаю правонарушителей, привлекало их к ответственности.
- 4. Узкосоциальная функция. Эта функция в первую очередь воплощена в усилиях государства, направленных на обеспечение интересов и защиту наиболее уязвимых социальных групп: престарелых, больных, инвалидов, женщин, малолетних — всех тех, кто оказался в тяжелых жизненных обстоятельствах. Организация систем здравоохранения, социального обеспечения и социальной защиты происходит в рамках реализации именно данной функции государства.
Внешние функции государства представлены:
- 1) обеспечением безопасности, целостности страны, ее суверенитета. Данная функция, в частности, выражается в предотвращении или отражении агрессии со стороны других государств, в защите государственных интересов от внешнего враждебного влияния, в том числе посредством противодействия иностранным разведкам;
- 2) функцией сотрудничества с другими государствами в политической, экономической, культурной сферах.
Важное значение в современных условиях приобретает также экологическая функция государства, которая в равной степени значима как во внутреннем, так и во внешнем аспекте, поскольку экологический кризис человечества относится к числу глобальных проблем современности, а значит, не может успешно быть преодолен только в масштабах одного государства.