Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники и формы правового регулирования оплаты труда работников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, утверждаются федеральным органом, но нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ), г. е. Министерством труда России. Как… Читать ещё >

Источники и формы правового регулирования оплаты труда работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оплата труда занимает центральное место в системе управления персоналом. От того, насколько увязано вознаграждение за труд с его конечным результатом, зависит конкурентоспособность предприятия, эффективность использования человеческого потенциала.

Поэтому ключевым звеном организации труда на предприятии является разработка системы вознаграждения работников за результаты трудовой деятельности в контексте роста эффективности производства и качества продукции (услуг).

Правовые основы вознаграждения за труд в Российской Федерации определяются Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, постановлениями Правительства РФ, отраслевыми нормами права, положениями об оплате труда работников организаций (предприятий) и другими нормативными актами.

Статья 37 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Трудовой кодекс РФ определяет оплату труда работника как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» (ст. 129 ТК РФ).

Вознаграждение труда работников складывается из фонда заработной платы и выплат социального характера. Фонд заработной платы — это сумма вознаграждений, предоставленных наемным работникам в соответствии с количеством и качеством их труда, а также компенсаций, связанных с условиями труда. В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятиями (организациями) суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, стимулирующие надбавки и доплаты, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья, топлива, носящая систематический характер. В состав выплат социального характера включаются выплаты, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов), а также единовременные пособия при выходе на пенсию, оплата путевок, материальная помощь и др. Детальный состав фонда заработной платы и выплат социального характера определен в Постановлении Государственного комитета РФ по статистике от 19.09.2002 № 179.

В Международном стандарте финансовой отчетности вопросам оплаты труда посвящены два стандарта: МСФО-19 «Вознаграждения работникам» и МСФО-26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)»[1].

Указанные стандарты определяют общие правила оценки и отражения в отчетности различных видов выплат работникам. Все эти выплаты группируются в МСФО-19 в пять классификационных групп:

  • 1) краткосрочные вознаграждения, к которым относятся: заработная плата рабочим и служащим и взносы на социальное страхование, ежегодный оплачиваемый отпуск и пособие по болезни, премии (если они выплачиваются в течение 12 месяцев после окончания периода) и др.;
  • 2) вознаграждения по окончании трудовой деятельности, к которым относятся пенсии и другие вознаграждения после выхода на пенсию, а также страхование жизни и медицинское обслуживание по окончании трудовой деятельности;
  • 3) другие долгосрочные вознаграждения работникам, например, оплачиваемый отпуск для работников, имеющих длительный стаж работы, оплачиваемый творческий отпуск, долгосрочные пособия по нетрудоспособности, премии и другие выплаты в случае, если они осуществляются в срок более 12 месяцев после окончания периода;
  • 4) выходные пособия, которые могут выплачиваться при увольнении работника как по требованию администрации, так и, но его собственному желанию;
  • 5) компенсационные выплаты долевыми инструментами, которые могут включать такие вознаграждения, как акции, опционы на акции, долевые финансовые инструменты, которые были выпущены для работников по цене ниже той, по которой данные инструменты выпускались для третьих лиц.

Как мы видим, в основу российской классификации выплат работникам заложена совершенно иная основа, чем в МСФО. Если классификация МСФО отражает различие выплат с точки зрения особенностей их оценки и раскрытия в отчетности, то российская классификация группирует выплаты в зависимости от источника их погашения и характера по отношению к процессу производства.

Основные понятия и определения, формы и порядок установления оплаты труда, другие вопросы вознаграждения работников регулируются трудовым законодательством.

Статья 130 ТК РФ устанавливает основные государственные гарантии, но оплате труда работников, которые включают: «величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничения перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничения оплаты труда в натуральной форме; обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, реализации гарантий по оплате труда; сроки и очередность выплаты заработной платы».

Формы оплаты труда определяются ст. 131 ТК РФ. Как правило, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). Оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству, по письменному заявлению работника, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором. При этом доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы. Не допускается оплата труда в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, расписок, а также в виде спиртных напитков, наркотических средств и иных предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ).

Субъектом РФ может устанавливаться минимальный размер заработной платы для работников, занятых на территории данного региона, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума.

Уровень реального содержания заработной платы обеспечивается индексацией в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (ст. 134 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, основанные на тарифной дифференциации заработной платы работников различных категорий, включают: тарифные ставки, оклады, тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определяемых в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Квалификационный разряд отражает уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работ — это отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом профессиональных стандартов (ст. 143 ТК РФ).

Группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, утверждаются федеральным органом, но нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ), г. е. Министерством труда России.

Труд работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере[2].

Соответствующие компенсационные выплаты устанавливаются при выполнении работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочно и в других случаях (ст. 149 ТК РФ).

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере1.

Положения ст. № 152 ТК РФ не применяются в отношении работников FIFA, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета «Россия — 2018», его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в России чемпионата мира по футболу FIFA — 2018 и Кубка конфедераций FIFA — 2017[3][4].

  • [1] Международные стандарты финансовой отчетности — 1999. М.: Аскери — АССА, 1999.С. 788.
  • [2] Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О специальной оценке условий труда“».
  • [3] Ст. 152 ТК РФ в рсд. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившимисилу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РоссийскойФедерации».
  • [4] Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в РоссийскойФедерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 годаи внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой