Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Против гегемонии Филиппа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Демосфен — идеолог демократии. Подобно Периклу Демосфен был несгибаемым поборником демократических идеалов. Речи Демосфена содержали глубинное убеждение: основа демократии — неукоснительное соблюдение законов. В этом ее коренное отличие и приоритет перед другими системами, в которых власть осуществляют не законы, а люди. Непобедимость же демократии — в сознательности граждан, отсюда вытекала… Читать ещё >

Против гегемонии Филиппа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 30 лет, в 354 г. до н.э., Демосфен произнес первую политическую речь. Всегда им двигали не личные амбиции, не тщеславие, а исключительно патриотические чувства. Судьба отечества — лейтмотив его неутомимой политической активности.

350-е гг. до н.э., когда Демосфен начал систематически выступать в народном собрании, — трагическая пора для Афин, а также многих греческих государств и полисов. На севере Эллады возвысился македонский царь Филипп, агрессивный, жестокий, коварный политик и полководец. Решив стать гегемоном эллинского мира, он ловко использовал разобщенность греческих государств, прибегая к шантажу, подкупу, опираясь на шпионов и предателей. Одно за другим мелкие и слабые греческие государства па севере и в центре Эллады оказались под пятой царя Филиппа. Это была неумолимо нарастающая угроза эллинской независимости и свободе.

В этих обстоятельствах Демосфен стал вождем «антимакедонской партии» в Афинах. В 351 г. до н.э. после падения города Олинфа он произнес свою знаменитую первую речь «Против Филиппа». За ней последовало семь речей, аналогичных по содержанию, ставших классическими образцами политического красноречия, получивших название филиппики. Это слово стало нарицательным как синоним острокритического выступления.

Демосфену приходилось сражаться на два фронта: как против внешнего врага — Филиппа, так и против внутреннего противника — македонской партии — тех, кто внутри Афин, настаивая на уступках Филиппу, дабы избежать любой опасной с ним конфронтации, вели дело к капитуляции, к сдаче союзников. Демосфен же ратовал за укрепление боеспособности Афин, искоренение трусости и маловерия, предупреждал о пагубности поощрения агрессора. Афористичная манера, страстность его речей придавала неотразимую убедительность его аргументам.

Между тем оппоненты Демосфена, готовые пойти на любые уступки, и даже сговор с македонцами, используя демагогическую аргументацию, изображали себя радетелями о благе афинян и обвиняли оратора в том, что он толкает государство к войне. Задача же Демосфена состояла в том, чтобы убедить афинян в пагубности бездействия и опасности того пути, на который толкали безответственные приверженцы македонской партии.

Прав, увы, оказался Демосфен. Страшное зло усматривал он в моральной слабости и коррупции общества. Демосфен, казалось, обращался к каждому афинянину, призывая внести вклад в защиту государства, не перекладывая подобную обязанность на кого-нибудь другого. Наконец эллины стали действовать сообща, но слишком поздно. В 338 г. до н.э. объединенные греческие силы потерпели поражение в битве с Филиппом при Хсронее. После убийства Филиппа (336 г. до н.э.) у руля правления встал гениальный его сын Александр Македонский, который подчинил себе всю Грецию, а затем начал походы на Восток.

Полемика с Эсхином: агон двух ораторов. Незабываемой страницей биографии Демосфена стала его почти двенадцатилстняя полемика с оратором Эсхином, одаренным и влиятельным поборником той линии, которую отстаивала македонская партия. В этом своеобразном агоне ораторов два этапа. Сначала Демосфен ведет целеустремленную атаку на Эсхина, обвиняя его в тайном и откровенном пособничестве Филиппу. Затем Эсхин переходит в контратаку, обличая Демосфена за его якобы ошибки, и доказывает противозаконность предложения оратора Ктесифона наградить Демосфена золотым венком за его патриотическую деятельность.

В ответ Демосфен произносит одну из самых прославленных речей: «О венке». Убедительно отклонив, как беспочвенные, личные нападки Эсхина, он доказал: все его действия были верны и диктовались исключительно интересами Афин. «Я же объявляю, что подобные решения всецело принадлежат вам и доказываю, что и до меня государство имело этот образ мыслей, но некоторое участие в служении государству при каждой из предпринятых мер я приписываю и самому себе».

По логике Демосфена следовало: выступая против него, Эсхин фактически демонстрировал недоверие к народу, поддержавшему его, Демосфена, политическую линию. По афинской традиции, которую нельзя не признать замечательной, политические обвинения, в данном случае Эсхина против Демосфена, надлежало доказать в суде. Суд подавляющим большинством голосов (до 80% судей) отклонил претензии Эсхина, который честно расценил это как финал своей политической карьеры и добровольно удалился на остров Родос. Эсхин был одаренным, но лишенным подлинной глубины оратором. Демосфен победил не только потому, что был проницательнее как политик, он защищал правое дело.

Героическая смерть Демосфена. Во время победоносных походов на Восток Александр Македонский мало внимания уделял Греции. Он лишь «осчастливил» ее распоряжением о том, что его должны были отныне почитать как бога (что вызвало недовольство в Афинах), а также потребовал вернуть и реабилитировать изгнанных сторонников македонской партии. После смерти Александра в 323 г. до н.э. афиняне решили, что пришел их час, и подняли восстание, одним из лидеров которого стал Демосфен. Началась «Ламийская» война, антимакедонские силы были разбиты. Демосфену пришлось бежать и укрыться в храме Посейдона на острове Калаврия, где он был окружен отрядом предателей. Отказавшись сдаться, он принял яд. После гибели имя Демосфена почти на четыре десятилетия оказалось под запретом. В 280 г. до н.э. народное собрание Афин по предложению племянника Демосфена постановило возвести бронзовую статую оратора на центральной площади города.

Демосфен — идеолог демократии. Подобно Периклу Демосфен был несгибаемым поборником демократических идеалов. Речи Демосфена содержали глубинное убеждение: основа демократии — неукоснительное соблюдение законов. В этом ее коренное отличие и приоритет перед другими системами, в которых власть осуществляют не законы, а люди. Непобедимость же демократии — в сознательности граждан, отсюда вытекала высшая цель — забота о просвещении народа, умелое руководство им, в то время как политика призвана быть моральной, нравственной. В любви же к родине заключено высшее понятие о прекрасном. Обречено общество, в котором укореняются, становятся нормой ложь, подкуп, безнравственность и аморальность (кажется, что эти слова написаны в наше время). И ответственны за это в значительной мере своекорыстные политики, ловкие популисты, вещающие от имени народа. Не менее пагубны легковерие, инертность, эгоистическое равнодушие граждан, позволяющих убаюкивать себя лживыми посулами.

Мастерство оратора. Речи Демосфена (всего их 61) — классика ораторской прозы. Он тщательнейшим образом готовился к своим выступлениям, говорили, что его речи «пахнут стеарином», имея в виду работу оратора ночью при свечах. Демосфен был сторонником высокого торжественного стиля, аккумулировавшего весь арсенал наиболее действенных риторических приемов. Он прибегал к смелым метафорам, эпитетам, олицетворениям, использовал риторические вопросы, восклицания и другие выразительные средства. Широко и эффективно применял он антитезу.

Он заслужил моральное право подписаться под такими словами: «Я считаю обязанностью честного гражданина ставить спасение государства выше, чем успех, добываемый речами… Не добиваться личных выгод, но делать только то, что угодно народу… брать на себя всю ответственность». Недаром имя Демосфена означает «сила народа».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой