Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процессы и формы объективации психологии человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все исторические попытки экспериментальной психологии установить каузальные (причинно-следственные) связи между психическими и физическими свойствами человека посредством корреляционного исчисления вероятностных совпадений не внушают доверия из-за разнокачественности сопоставляемых свойств (психических и физических). Это приводит к абсурдности интерпретации эмпирических фактов в случаях… Читать ещё >

Процессы и формы объективации психологии человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема объективации психологии человека связана с ответом на вопрос о репрезентации идеальной реальности (внутреннего мира человека) во внешних формах ее существования (объектах внешнего мира). Проблема соотношения внутреннего (психического) и внешнего (объективированного проявления психологии человека) объясняется чаще всего в логике философского дуализма, а в экспериментальной психологии исследуется на принципах психофизического параллелизма.

Все исторические попытки экспериментальной психологии установить каузальные (причинно-следственные) связи между психическими и физическими свойствами человека посредством корреляционного исчисления вероятностных совпадений не внушают доверия из-за разнокачественности сопоставляемых свойств (психических и физических). Это приводит к абсурдности интерпретации эмпирических фактов в случаях корреляции одних и тех же физических свойств нервной системы с разными психологическими качествами человека и формами их проявления. Например, с сильным типом нервной системы может быть и добрый, и злой человек, и умный, и глупый. Качественные различия психических и физических свойств организма и психики предопределяются их функционированием по различным законам жизнедеятельности организма и психики. Поэтому они не могут находиться в причинно-следственных отношениях. Их сопричастность может обнаруживаться только как необходимые условия сосуществования без каузальной зависимости между ними.

Решение этой проблемы нужно искать в логике философского монизма и в целостных формах проявления психических свойств как психологической реальности в эмпирических исследованиях через анализ объективированных форм их существования. Целостные проявления психических свойств осмысливаются в понятиях психологических качеств человека. Например, добрый, умный, волевой и т. д. Эти качества открываются наблюдателям в объективированных формах поведения и деятельности субъекта. Именно эти формы становятся объектами эмпирического изучения психологии человека (предмета психологического познания).

Решение этой проблемы предполагает дифференциацию и интеграцию предмета, объектов и субъектов психической деятельности человека в контекстах его взаимодействия с миром природы, вещей, людей и самим собой. Это имеет первостепенное отношение к определению проблемных полей эмпирических исследований психологии человека и моделированию научно-исследовательских процедур, где воспроизводится психологическая реальность в релевантных формах ее существования.

Объективация психологии человека в процессе психического отражения

Психология человека как качество субъекта взаимодействия с миром вещей, людей и самим собой обнаруживается в ряде усложняющихся процессов этого взаимодействия, что приводит к качественной трансформации психической деятельности. Исторический опыт научно-психологического познания позволяет дифференцировать шесть уровней трансформации психического отражения. на каждом из которых доминируют разные качественные проявления целостной психической организации человека.

Первый уровень процессе психического отражения совершается по законам рефлекторного реагирования организма и психики в ответ на физические воздействия объектов внешнего мира. Люди и животные как носители психики в этом процессе рассматриваются в ряду других объектов взаимодействия. Результат этого взаимодействия анализируется в рамках объектобъектной парадигмы по логике физического эксперимента, где объекты являются предметной формой их материальных свойств. Объект и предмет в физическом эксперименте совпадают и относятся к одному и тому же классу явлений. В рамках этой парадигмы на месте психики рассматриваются свойства нервной системы — одной из систем организма, то есть изучаются зависимости между двумя физическими реальностями, объектом воздействия и нервной системой организма. При этом резонно возникают следующие вопросы: Где здесь психика? Что к ней относится? В виде чего она предстает для научного анализа?

В психологическом эксперименте объекты познания являются материальной оболочкой предметного содержания психики, ее объективированными носителями, формой существования психологии человека, которая может варьировать в пределах одной и гой же оболочки. Наполняемость объекта (формы существования психического) психологическим содержанием зависит от субъекта психической деятельности, роль которого при изучении процесса психического отражения нивелируется как помеха в изучении объект-объектных отношений. Исследователи, работающие в этой парадигме, абстрагируются от роли субъекта в процессе психического отражения ради следования принципу объективности научного познания, под которым подразумеваются правила физического эксперимента. Здесь логика психологического познания, которая до сих нор не осмыслена в методологии психологической науки, все время замещается логикой физического познания, обладающей эксклюзивным правом па научность. Психологическое содержание в этой парадигме подтягивается через интерпретацию физических свойств нервной системы, так как в экспериментальной процедуре оно не представлено в виде измеряемых переменных (зависимых или независимых). Можно сказать, что психология человека в парадигме физического эксперимента изучается без психологического факта, который может быть заключен только в непосредственных откликах субъектов (испытуемых), которые подменяются откликами нервной системы, что не одно и то же.

Именно при анализе индивидуальных откликов испытуемых на один и тот же объект воздействия в результатах психического отражения обнаружились субъективные отклонения, несмотря на отведенную человеку роль объекта в этом процессе, и ожидание воспроизводимости этого отклика в неизменных параметрах. Этот факт привел к скептицизму о возможностях объективного метода в психологических исследованиях. Но, несмотря на это, психологические исследования в русле объектной парадигмы продолжаются с заведомо сомнительными результатами, если на них продолжать смотреть в логике физического эксперимента.

Логика психологического познания другая. Она должна исходить из интереса к индивидуальным отклонениям испытуемых от среднестатистической тенденции. По этой логике в предметном поле психологического эксперимента интерес представляет субъективность и субъект как ее носитель. Субъект в этом процессе является объективатором своей субъективности во внешних формах проявления своей активности, в которых варьирует отклик на воздействия объектов среды и собственного организма. В качестве объектов психологического познания становятся объективированные формы субъективности. В их числе на уровне психического отражения следует изучать непроизвольные реакции, телесные движения, автоматизированные действия, привычки, паттерны и стереотипы поведения, стиль деятельности. Эго уже сложившиеся и не вполне осознаваемые отклики индивидуумов. Именно в них заключено психологическое содержание человека, в котором целостно представлен субъективный потенциал его психической организации. Этот потенциал является психологическим зеркалом психического отражения, которое должна представлять модель психической организации человека. Роль субъекта в процессе психического отражения ограничивается его непроизвольными откликами в вышеперечисленных формах объективации.

Непроизвольные отклики психического отражения, прежде всего, наполнены аффективным содержанием, которое проявляется в положительном или отрицательном реагировании на объект взаимодействия (стимул). Амбивалентные эмоции в этом процессе трансформируются в отношения «приятия — неприятия», которые проявляются, например, у собак в вилянии хвостом или рычании, а у человека — в форме выказывания расположения или агрессии. В числе непроизвольных форм проявления аффективного содержания на передний план субъективного отклика выходит выражение лица и пантомимика телесных движений. Именно эти формы необходимо фиксировать и измерять в психологическом эксперименте. Субъекту их трудно контролировать, поэтому они ближе всего находятся к истинной психологии человека. Но самое главное в этом конструкте психического отражения между стимулом и реакцией появляется третье звено — аффективный отклик, который представляет собственное содержание психического компонента в процессах взаимодействия человека или животного и с объектами внешнего мира, и с системами своего организма.

Таким образом, согласно логике монизма, именно в формах объективации психологического содержания происходит интегральный синтез внутреннего и внешнего, объекта и предмета, формы и содержания психологии человека в процессе психического отражения объективной реальности. Роль субъекта в этом процессе постепенно активизируется за счет его способностей к регуляции своих откликов на внешние и внутренние стимулы, что проявляется, например, в задержке (торможении) реакции из-за се пагубных последствий для жизни индивидуума. Аффективное звено является первичным регулятором экологических отношений организма и среды, механизмом психологической селекции, например, свойств нищи, относительно ее вредности или безвредности здесь и сейчас.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой