Данный закон отражает в себе единство и системность личности, а также ее амбивалентность.
Здесь речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной и волевой сторон личности. Это — закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе.
Человеку невозможно развиваться по частям. Просвещение рассудка еще не формирует нравственность. О добром глупце очень точно сказал И. А. Крылов: «Услужливый дурак опаснее врага».
Сила воли может проявиться в движении человека к самым дурным целям. Прекраснодушием часто вымощена дорога к пропасти. Физическое совершенство — не красота души.
Закон единства и целостности воспитания включает в себя идею единства мысли и действия.
Закон двустороннего движения воспитательного процесса
(от мысли к действию и от действия к мысли). Нарушение этого закона имеет своим следствием недостаточное развитие сущностных человеческих сил.
В чем здесь дело? Во-первых, предпосылать поступкам раздумье необходимо для уменьшения числа ошибочных действий. Во-вторых, воспитание призвано выработать у подопечных привычку и склонность к осознанию собственных действий и их последствий, переводу постепенно уточняющихся образов и представлений из подсознания в сознание и формированию ясных, четких, адекватных понятий.
Показатель образованности — способность к сознательному регулированию потока ощущений, смутных представлений и неясных идей. Путь от смутных понятий к ясным лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий. Знания, умения и навыки являются важнейшими средствами достижения главной образовательной цели — полноценного личностного развития.
Действительные знания составляются из того, чем человек умеет пользоваться, что он применяет к решению все новых, но объему и классу сложности задач. Следовательно, понятие знания включает в свое содержание и умения, и навыки.
Наиболее продуктивная потребность в знаниях проистекает из деятельности и потребовавшихся в ходе деятельности способов ее осуществления.