Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Царь-лицедей. 
История россии с древнейших времен до xvii века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда в 1571 г. после жуткого пожара Москвы крымские послы, прибывшие в Москву к Ивану, потребовали у него дань, царь, как жалкий скоморох, нарядился в сермягу и в баранью шубу и сказал послу: «Видишь же меня, в чем я? Так-де меня царь сделал! Все-де мое царство пленил и казну пожег, дать мне нечего царю!». С литовскими послами он вновь скоморошничал, надев литовскую шапку на шута, велел ему… Читать ещё >

Царь-лицедей. История россии с древнейших времен до xvii века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Академик Д. С. Лихачев давал такую весьма существенную характеристику деспотической власти: «Для поведения в жизни Ивана Грозного было характерным притворное самоуничижение, связанное с лицедейством и переодеванием». Иван Грозный принимал участие в народных обрядовых игрищах. Возможно, под воздействием народных представлений и религиозных празднеств у Грозного и выработалась характерная для него склонность к театральным эффектам в поведении, что более чем внушительно характеризует его тяжкий душевный недуг.

Когда в 1571 г. после жуткого пожара Москвы крымские послы, прибывшие в Москву к Ивану, потребовали у него дань, царь, как жалкий скоморох, нарядился в сермягу и в баранью шубу и сказал послу: «Видишь же меня, в чем я? Так-де меня царь сделал! Все-де мое царство пленил и казну пожег, дать мне нечего царю!». С литовскими послами он вновь скоморошничал, надев литовскую шапку на шута, велел ему преклонить колено по-литовски. Но так как шут не смог, и тогда Иван сам преклонил колено и воскликнул свой любимый разбойничий крик «гойда!»1

Весьма возможно, что в переодеваниях Ивана Грозного заложена своеобразная система. Голландский посланник Исаак Масса писал, говоря современным языком, об особой семантике цвета, которую использовал царь: «Когда он надевал красное — он проливал кровь, черное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он бывал в белом — повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам».

А вот наблюдение иностранца о том, как изменились московиты под воздействием такой сатанинской власти: «Каждый день они идут в церковь У них нет клятв и проклятий, и они не употребляют имени Бога, чтобы клясться, а имени дьявола, когда ругаются, но клянутся и бранятся словами «пойди к матери», «собака», «собачий сын», «бастард». Однако такие выражения, как «собака», «сукин сын» на Северо-Западе Руси, судя по немецко-русскому словарю Тенниса Фене, не стали так распространенны, как в московской среде. Еще Герберштейн отмечал, что при великокняжеском дворе собака считалась нечистым животным. Как считает А. Л. Хорошкевич, первым, кто ввел ругательства, связанные с «собакой», в широкий литературный оборот был царь Иван Грозный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой