Общественные идеи и представления в художественных образах Флоренции и Сиены второй половины XIV века
![Диссертация: Общественные идеи и представления в художественных образах Флоренции и Сиены второй половины XIV века](https://westud.ru/work/2519374/cover.png)
Диссертация
В XIV веке в итальянской литературе и изобразительном искусстве возрождается особый интерес к античной теме триумфов. Древняя история, богатая примерами личной доблести, представлялась гуманистам Треченто весьма поучительной. Гуманистический индивидуализм с его интересом к внутреннему миру личности, убеждением в высоком предназначении человека, в неотъемлемом праве hominis развивать способности… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Общественная мысль и изобразительное искусство Италии XIV века в трудах зарубежных и отечественных исследователей XIX—XX вв.
- 1. 1. Историография проблемы
- 1. 2. Формирование раннеренессансной культуры Италии (Флоренция и Сиена) в исторических и философских исследованиях ХУ1-ХХ вв.38 -4з
- Глава 2. Условия формирования некоторых типов художественных образов в искусстве и литературе Флоренции и Сиены второй половины XIV века
- Глава 3. Политическая и социальная аллегория и символика в контексте общественной жизни .1 (М -1 +
- Глава 4. Агонистика и архетип «триумфа» в художественных образах Треченто
Список литературы
- ГАльберти Л. Б. Десять книг о зодчестве / Пер. с итал. В. Н. Зубова. М.: Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1935. — T.I. — 392 с- 1937 -Т. И. -794 с.
- Боккаччо Дж. Фьезоланские нимфы / Пер. с итал. Ю. И. Верховского. Ред. и вст. ст. А. К. Дживелегова. М.- Л.: Academia, 1934. — 195 с.
- Боккаччо Дж. Декамерон / Пер. с итал. А.Н. Веселовского- Предисл. А. Штейна. М.: Гослитиздат, 1955. — 656 с.
- Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. с итал. и коммент. А.Н. Бенедиктова- Ред. пер. А. Г. Габричевского. М.: Искусство, 1956. — Т. 1. -. 634 с.
- Гвиччардини Ф. Сочинения / Пер. с итал., вступ. ст. и ред. А.К. Дживелегова- Прим. М. С. Фельдштейна. М.: Academia, 1939. -547 с.
- Гиберти Л. Комментарии / Пер., прим. и вступ. ст. А. Губера. -М.: ИЗОГИЗ / Гос. изд-во изобр. искусств, 1938. 104 с.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения / Пер. с итал. и коммент. A.A. Губера и др.- Сост. и ред. пер. А. К. Дживелегов.-М.- Л.: Гослитиздат, 1935. Т. 1. — 52 с.
- Петрарка Фр. Автобиография. Сонеты / Пер. с итал. М.
- Гершензона, Вяч. Иванова. М.: М. и С. Сабашниковы, 1915. -275 с.
- Ю.Петрарка Фр. Африка. Поэма / Пер. с итал.: Е. Г. Рабинович,
- М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 1992.-368 с. П. Петрарка Фр. Избранная лирика / Пер. с итал. и коммент. А. Эфроса. — М.: Гослитиздат, 1953. — 204 с.
- Петрарка Фр. Лирика. Автобиографическая проза / Пер. с итал. и лат. Н. Томашевского. М.: Правда, 1989. — 478 с.
- Платон. Законы / Пер. с древнегреч. А. Н. Егунова и др. М.: Мысль, 1999.-831 с.
- Саккетти Фр. Новеллы / Пер. с итал. и коммент. В. Ф. Шишмарёва. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. — 392 с.
- Acciaioli А. Сгопаса // Raccolta degli storici italiani. Bologna, 1934. -vol. XVIII.-P. 72- 133.lo.Bartoli de Saxoferrato // Coler M. De alimentis libri tres. Lipsiae, 1597. -24 p.
- Caterina da Siena. Le lettere. Siena: Ed. Misciatelli, 1922. — V, 124- II, 213- III, 163- III, 239- I, 323- III, 115- III, 195.
- Cicero. De officiis libri tres / Recognavit C.F.W. Miiller. Lipsiae: B.G.Teubner, 1909. — 130 S.
- Salutati C. Invectiva in Antonium Vicentinum // Prosatori latini del Quattrocento / A cura di E.Garin. Milano- Napoli, 1952. — P.34.
- Cronache di Neri di Donato // Muratori L.A. Rerum scriptures Italicarum.- Milano, 1729. P. 194.
- Croniche di messer Giovanni Villani Cittadino florentino nelle quali si tratta dell’origine di Firenze. Historia Nuova. Firenze, 1573. — Libro 7. Cap. LXXXVIII. — P. 83.
- Croniche di messer Giovanni Villani Cittadino florentino nelie quali si tratta dell’origine di Firenze. Historia Nuova. Vinetia: Stamp. B. Zanetti Casterzagense, 1537. — Libro 7. Cap. LXXXVIII. — 20 p.
- Latini B. Li livres dou tresor. Paris: Bibl. de l’Arsenal., 1863. — 736 p.
- Marsilio da Padova. Difenditore della Pace. Torino: Fondazione Luigi Einaudi, 1966. — I, XII. 4.
- Palmieri M. Vita civile. Firenze: Edizione critica a cura di Gino Belloni, 1982. — P.69, 103 — 104, 126, 199 — 201, 206, 208.
- Petrarca Fr. Le Rime. Roma: Stamperia de Romanis, 1822 — 412 p.
- Petrarca Fr. Trionfl. Torino, 1927. — 102 p.
- Petrarca Fr. L’Autobiografia, il secreto e Dell’Ignorantia sua e d’altrui. -Firenze, 1904. P.272 — 293.
- Sacchetti Fr. Cento novelle / A cura di Raffaello. Firenze: Sansoni, 1967.-400 p.
- Salutati C. De tyranno / Von Fr. Ercole. Berlin- Leipzig, 1914. — S. XIII — LI.
- Thomas Aquinas. Somme Theologique. Paris: Bloud & Gay, 1923. -192 p.
- Алпатов M.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976. — 288 с.
- Баткин Л.М. Данте и его время. М.: Наука, 1965. — 198 с.
- Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. -М.: Наука, 1978. 199 с.
- Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. — 270 с.
- Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. -М.: РГГУ, 1995.-446 с.
- Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. -М.: Искусство, 1990. 415 с.
- Баткин Л.М. О социальных предпосылках итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории. М., 1975. -С. 220—258.
- Баткин Л.М. Очерки из истории итальянского Возрождения // Наука и религия. 1969. -- № 5. — С. 59.
- Баткин Л.М. Период городских коммун // История Италии. -М.: Наука, 1970. Т. 1. — С. 200—273.
- Баткин Л.М. Петрарка на острие собственного пера: Авторское самосознание в письмах поэта. М.: РГГУ, 1995. — 184 с. — (Чтения по истории и теории культуры- Вып. 12).
- Баткин Л.М. Ренессансное понимание индивидуального творческого начала. Кастильоне и Цицерон // Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры: Сб. науч. ст. / АН СССР. Ин-т философии. М., 1987. — С. 47—68.
- Баткин Л.М. Социально-политическая борьба во Флоренции в конце XIII начале XIV вв. и идеология Данте: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. — Харьков, 1958. — 20 с.
- Баткин Л.М. Странности ренессансной идеи подражания древним // Античность в европейской живописи XV начала XX вв. — М.: Сов. художник, 1984. — 175 с. ibü-
- Вернадская E.B. Гуманизм и политическая практика итальянских государств (конец XIV XV вв.) // Культура Возрождения и общество. — М.: Наука, 1986. — С. 20—29.
- Вернадская Е.В. Политический строй итальянских государств. Синьории и принципаты // История Италии. М., 1970. — С. 295—347.
- Брагина JI.M. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV— XV вв. М.: Высш. шк, 1977 — 254 с.
- Бранка В. Боккаччо средневековый / Пер. с итал. и коммент. Н. Елиной, Е. Костюкович, С. Прокоповича, Г. Шейнмана. М.: Радуга, 1983.-398 с.
- Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии / Пер. с нем. и послесл. А. Е. Махова. -М.: Интрада, 1996. 528 с.
- Бычков В.В. Эстетика поздней античности. -М.: Наука, 1981. -325 с.
- Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса / Пер. с нем. Л. И. Некрасовой и В.В. Павлова- Вступ. ст. Л. И. Ремпеля. Л.: Изогиз, 1934. — 388 с.
- Вёльфлин Г. Истолкование искусства / Пер. с нем. и предисл. Б. Виппера. М.: Дельфин, 1922. — 37 с.
- Вёльфлин Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения / Пер. с нем. A.A. Константиновой, В. Ф. Невежиной. СПб.: Алетейя, 1999. — 316 с.
- Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Пер. с нем. A.A. Франковского. СПб.: Мифрил, 1994. — 427 с.
- Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко: Исследование о сущности и происхождении стиля барокко в Италии. / Пер. с нем. Б. Виппера. СПб.: Грядущий день, 1913.- 164 с.
- Веселовский А.Н. Боккаччо, его среда и сверстники // Веселовский А. Н. Собр. соч. Пг.: Типография Императ. Акад. наук, 1915.-Т. 5.-659 с.
- Вольтер Ф.М. А. Бог и люди: Статьи, памфлеты, письма / Сост., подгот. текста и ред. пер. с фр. A.C. Варшавского, Е. Г. Эткинда. -М.: Изд-во Акад. наук, 1961. Т. 1. — 441 е.- Т. 2.-427 с.
- Вольтер Ф.М. А. Философские сочинения / Пер. с фр. С.Я. Шейнман-Топштейн- Вступ. ст. Е.Г. Эткинда- Отв. ред., сост. и авт. вступ. ст. В. Кузнецов. М.: Наука, 1988. — 750 с.
- Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Пер. с итал. Вступ. ст. и ред. JI.M. Брагиной. М.: Прогресс, 1986. — 396 с.
- Гегель Г. В. Система наук / Пер. с нем. Г. Шпета. СПб.: Наука, 1984.-443 с.
- Гегель Г. В. Философия духа. М.: Изд. Людвига Боумана, 1864.-394 с.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. / Пер. с нем. и примеч. A.B. Михайлова. М.: Наука, 1977. — 703 с.
- Голосовкер Я.Э.'Логика мифа. -М.: Наука, 1987. 217 с.
- Горфункель А.Х. Последний гуманист: (Судьба Аонио Палеарио) // Гуманизм и религия: Сб. науч. тр. / Гос. музей истории религии и атеизма- Отв ред. Р. Т. Рашкова. Л., 1980. -С. 123—131.
- Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. шк, 1980.-368 с.
- Гращенков В.Н. Портрет раннего итальянского Возрождения: опыт социологической характеристики // Культура Возрождения и общество. -М., 1986. С. 53—63.
- Гревс И.М. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века // Рецензия на книгу: Карсавин JI. П. Очерки религиозной жизни Италии XII—XIII вв. СПб.: Типография М. А. Александрова, 1912.—843 с.
- Губин В. Д. Проблемы интеллектуальной интуиции в философии Эдмунда Гуссерля: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филос. наук. -М., 1960. 22 с.
- Гуковский М.А. Итальянское Возрождение / Под ред. А. Н. Немилова, A.C. Кантор-Гуковской. JL: Изд-во ЛГУ, 1990. -618 с.
- Гуковский М.А. Итальянское Возрождение: Италия 1380—1450 годов. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961. — Т. 2. — 256 с.
- Гуковский М.А. О методах истории искусства: Письмо в газету «Ринашита» // Культура эпохи Возрождения. Л., 1986. — С. 225.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.-327 с.
- Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра ист. наук. СПб., 1991. — 20 с.
- Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1988. — 205 с.
- Девятайкина Н.И. Петрарка как философ и полемист // Петрарка Фр. Сочинения философские и полемические. М.: Росспэн, 1998.-С. 3—57.
- Девятайкина Н.И. Франческо Петрарка и возникновение гуманистической этики итальянского Возрождения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. Л., 1979. — 20 с.
- Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М.: Гос. изд-во., 1925.-240 с.
- Дживелегов А.К. Возрождение: Собрание текстов итальянских, немецких, французских и английских писателей XIV—XVI вв. М.-Л.: Госиздат, 1925. — 96 с.
- Дживелегов А.К. Данте Алигьери: Жизнь и творчество. М.: Гослитиздат, 1946. — 412 с.
- Дживелегов А.К. Очерки итальянского Возрождения: Кастильоне, Аретино, Челлини. -М.: Федерация, 1929. -235 с.
- Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. М.: ТЕРРА-Кн. клуб: Республика, 1998.-Т. 1.-351 е.- Т. 2.-351 с.
- Дильтей В. Описательная психология / Пер. с нем. и предисл. В. Экземплярского. СПб.: Алетейя: Кренов, 1996. — 153 с.
- Земляной С.Н. Философия история — герменевтика в трудах Вильгельма Дильтея: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. — М., 1977. — 24 с.
- Итальянские коммуны XIV—XV вв. / Под ред. В. И. Рутенбурга. -М.- Л.: Наука, 1965.-395 с.
- Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов / Пер. с лат. и коммент. Н. В. Ревякиной, Н. И. Девятайкиной, Л.М. Лукьяновой- Вступ. ст. и ред. С. М. Стама. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1984.—240 с.
- Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев: Символ, 1995. -200 с.
- Карсавин Л.П. Монашество в средние века / Вступ. ст. М. А. Бойцова. М.: Высш. шк., 1992. — 190 с.
- Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII— XIII вв., преимущественно в Италии. Пг.: Научное дело, 1915. -360 с.
- Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII вв.. СПб.: Типография М. А. Александрова, 1912. — 843 с.
- Карсавин Л.П. Философия истории. Берлин: Обелиск, 1923. -358 с.
- Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. Париж: Евразийс. книгоизд-во, 1927. — 30 с.
- Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб.: АО «Брокгауз — Ефрон», 1901. — 136 с.
- Корелин М.С. Искусство и действительность. — М.: Рус. мысль, 1889. — Кн. 4.
- Корелин М.С. Очерк из истории философской мысли в эпоху Возрождения. Миросозерцание Франческо Петрарки. М., 1899.-92 с.
- Корелин М.С. Очерки Итальянского Возрождения. М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К0, 1896. — 360 с.
- Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Крит, исслед. / Вступ. ст. проф. Н. И. Кареева. -СПб.: Тип. Императ. Акад. наук, 1914. Т. 1.- 270 е.- Т. 2. -255 е.- Т. 3.-168 е.- Т. 4.-448 с.
- Котельникова Л.А. Итальянское крестьянство и город XI—XIV вв.. -М.: Наука, 1967.-364 с.
- Кречетова Н.С. Учение об историческом понимании В. Дильтея: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук. -Томск, 1982.-20 с. 7?.Кузнецов Б. Г. Идеи и образы итальянского Возрождения. М.: Наука, 1978.-279 с.
- Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения: Искусство Треченто. М.: Изд-во АН СССР, 1959. — Т. 1.-585 с.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. Е. И. Лебедевой, Ю. П. Малинина, В.И. Райцеса- Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного- Послесл. А. Я. Гуревича. М.: Прогресс— Академия, 1992. — 376 с.
- Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М.: Сов. художник, 1991.-208 с.
- Либман М.Я. Социальные факторы в искусстве и их роль в методологии исследователя (на примере позднего средневековья и эпохи Возрождения) // Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.-С. 34—41.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. — 623 с.
- Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1965. — Т. 1. -269 с.
- Немилов А. Н/ Развитие гуманистической культуры в Нюрнберге (XV начало XVI в.): Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. ист. наук. — Л., 1959. — 20 с.
- Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. М.- Л.: Искусство, 1964. — 390 с.
- Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV—XVII) / Вступ. ст. Н. В. Ревякиной, Сост. и коммент. О. Ф. Кудрявцева. -М.: Изд-во УРАО, 1999.-400 с.
- Орехов И. Критика «Философии жизни» Вильгельма Дильтея и его последователей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. -М., 1965. 15 с.
- Панофский Э. Ренессанс и «Ренессансы» в искусстве Запада / Пер. с англ. А. Г. Габричевского. М.: Искусство, 1998. — 362 с.
- Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. -Л.: Наука, 1982.-216 с.
- Петров М.Т. Итальянский полицентризм и культура XIII—XVI вв.. // Городская культура: Средневековье и начало нового времени. Л., 1986. — С. 52—74.
- Проблемы итальянской истории: Сб. / Редкол.: акад. С. Д. Сказкин и др. М.: Наука, 1972. -359 с.
- Прокопович С.С. Куртуазно-рыцарская традиция в творчестве Боккаччо: (К вопросу о преемственности культуры Возрождения): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1990. — 20 с.
- Прокопп М. Итальянская живопись XIV в. / Пер. с венг. Н. Мишоновой. Будапешт: Корвина, 1988. — 55с.
- Пушкин A.C. Пир во время чумы // Пушкин A.C. Полн. собр. соч. —4-е изд.-М., 1978.-Т. 5.-С. 351—360.
- Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение: Гуманизм второй половины XIV первой половины XV в. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 1975. — 173 с.
- Ревякина H.B. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV первой половины XV в. — М.: Наука, 1977.-271 с.
- Романчук A.B. Религиозно-философские новации в анималистической символике изобразительного искусства эпохи Треченто // Бюллетень Всероссийской Ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. М., 1998. -№ 9. — С. 44—47.
- Романчук A.B. Религиозный синкретизм эпохи Треченто: Языческая стихия и христианская добродетель в интерпретации «триумфальной» темы // Материалы IV Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб., 1997. — С. 36—37.
- Ротенберг Е.И. Искусство Италии: Средняя Италия в период Высокого Возрождения. М.: Искусство, 1974. — 215 с.
- Рутенбург В.И. Восстание «обездоленных» в Сиене в 1371 г. и предшествующие ему народные восстания в 50-—60-х гг. XIV в. // Народные движения в городах Италии XIV начала XV в. -M.-JI.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958. -383 с.
- Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. -Л.: Наука, 1974.-323 с.
- Рутенбург В.И. Народные движения в городах Италии XIV -начала XV века. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1958.-383 с.
- ЮО.Рутенбург В. И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии. Флорентийские компании XIV в. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.-230 с.
- Сафронов Б.Г. Вопросы исторической теории в работах М.С. Корелина.-М.: Изд-во МГУ, 1984, — 153 с.
- Сказкин С.Д. Исторические условия восстания Дольчино // X Международный конгресс историков в Риме, сент. 1955 г.: Докл. сов. делегации. М., 1956. — С. 389—408.
- ЮЗ.Сказкин С. Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма // Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. -М., 1973.-С. 357—377.
- Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII XV в. — М.: Искусство, 1987. — 363 с.
- Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М.: Высш. шк., 1962. — 168 с.
- Соколов Е.Г. Прочтение как критерий разделения сакрального и профанного // Сакральное в культуре: Материалы III Международных Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. СПб., 1995.-С. 107—109.
- Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV—XVII вв.. М.: Изобраз. искусство, 1994. — 287 с.
- Соловьев C.B. Искусство раннего Возрождения глазами итальянских гуманистов (конец XIV первая половина XV вв.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. М., 1997.-20 с.
- Топорова A.B. Екатерина Сиенская: Трансформация мистической традиции от средних веков к Возрождению // Бюллетень Всероссийской ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. М., 1998. — № 9. — С. 23— 26.
- ПО.Фойгт Г. Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма / Пер. со 2-го нем. изд. И. П. Рассадина. С предисл. переводчика и алф. указ. — М.: К. Т. Солдатенков, 1884.-Т. 1.-540 с.
- Франкетти Пардо А. Город и театр во Флоренции XV—XVI вв. // Театральное пространство. Материалы научной конференции (1978).-М., 1979.-С. 144−155.
- Харитонов JI.P. Эволюция и жанровая специфика итальянской новеллы эпохи Возрождения (Боккаччо, Мазучио, Банделло, Страпарола): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1989.-20 с.
- ПЗ.Хёйзинга Й. Осень средневековья / Пер. с нем. Д. В. Сильвестрова, Вступ. ст. A.B. Михайлова- Коммент. Д. Э. Харитоновича. -М.: Наука, 1988. 544 с.
- М.Хлодовский Р. И. Декамерон: Поэтика и стиль. М.: Наука, 1982.-348 с.
- Хлодовский Р.И. Петрарка: Эстетическая проблематика ренессансного гуманизма: Автореф. дис. на соиск. учен, степ канд. филол. наук. -М., 1975. 16 с.
- Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. М.: Наука, 1974. -176 с.
- Холлингсворт М. Искусство в истории человека / Пер. с итал. О.Б. Бобровой- Вступ. ст. Дж. К. Аргана. М.: Искусство, 1993. -512 с.
- Хоментовская А.И. Итальянская гуманистическая эпитафия. -СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1995. 272 с.
- Черняк И.Х. Ренессансный синкретизм и проблемы его интерпретации // Материалы IV Санкт-Петербургскихрелигиоведческих чтений: Религиозный синкретизм: Проблемы теорет. и ист. исслед. СПб., 1997. — С. 34—36.
- Черняк И.Х. Свободомыслие и атеизм эпохи итальянского Возрождения (По сочинениям итальянских гуманистов конца XIV XV веков): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук.-Л., 1978.-20 с.
- Чечот И.Д. Основные понятия истории искусства Генриха Вёльфлина: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. Л., 1983. — 18 с.
- Штейн А.Л. «Декамерон» Боккаччо книга о любви. — М.: Худож. лит., 1993.-254 с.
- Эльфонд И.Я. Учение Бартоло Сассоферрато в политической мысли гуманизма // Культура Возрождения и средние века. -М., 1993.-С. 52—58.
- Эрши А. Живопись интернациональной готики / Пер. с венг. Л.Шаргиной. Будапешт: Корвина, 1984. — 45 с.
- Юозайтис А.И. Субъективная реальность и исторический субъект в философии В.Дильтея: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филос. наук.-Вильнюс, 1986. -21 с.
- Antal F. Florentine painting and its social background. London: Kegan Paul, 1947.- 388 p.
- Aries Ph. L’Homme devant la Mort. Paris: Edition du Seuil, 1977. -325 p.
- Banker J. The Sassetta Altar-piece // I Tatti Studies. 1991.- Vol. 4.- P. 11−58.
- Barolsky P. As in Ovid, So in Renaissance Art // Renaissance Quarterly. 1998. — Vol. LI, № 2. — Summer. — P. 451 — 474.
- Baron H. Cicero and the Roman civic spirit in the Middle Ages and early Renaissance. Manchester: Manchester Univ.Press., 1938. — 120 p.
- Baron H. The crisis of early Italian Renaissance: Civic humanism and republican liberty in an Age of classicism and tyranny. Princeton: Princeton Univ. Press, 1955. — Vol. I. — 378 p.- Vol. II. — 656 p.
- Baxandall M. Giotto and the orators: Humanist observers of painting in Italy and the discovery of pictorial composition. 1350—1450. Oxford: Clarendon Press, 1971, -XII. — 185 p.
- Baxandall M. Patterns of intention: On the historical explanation of pictures. New Haven, London: Yale Univ. Press. — 1985. — Vol. XII. -148 p.
- Boccardo P. Per L’iconografia del «Trionfo» nella Genova del Rinascimento: I portali Doria e Spinola // Studi di Storia delle arti. -1981 1982.-Vol. 4.-P. 39 — 55.
- Boskovits M. La pittura florentina alla vigilia del Rinascimento. 1370 -1400. Firenze: Edam, 1975.- 857 p.
- Burke P. Culture and Society in Renaissance Italy. 1420 1540. — New York: Charles Scribner’s sons, 1972. — 342 p.
- Burleigh M. The Triumph of Death in Palermo // Marsyas. 1970 -1972.-Vol. XV.-P. 46 — 58.lo.Calcaterra C. Introduzione e note // Petrarca Francesco. Trionfi. -Torino, 1927.-P. 1—72.
- Carli E. Les grands maitres toscans du XlVe siecle. Paris: Flammarion, 1963. — 95 p.
- Cassirer E. The individual and the Cosmos in Renaissance philosophy / Transi, with an introd. by M. Domandi. New York: Evanston: Harper F. Row, 1964. — 199 p.
- Chastel A. Arts et litterature au XVe siecle // Atti del Quinto congresso internazionale di lingue e letterature moderne, Firenze, 27−31 Marzo 1951. Firenze, 1955. — P.65 — 72.
- Chledowski. Siena. Berlin: Verlag Bruno Cassirer, 1913, — Vol.l. — 93 S.
- Cohen K. Metamorphosis of a Death Symbol. California: Univerisity of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1978. — 215 p.
- Creighton G. What did the Renaissance Patron Buy? // Renaissance Quarterly. 1998. — Vol. LI, № 2. — Summer. — P. 386 — 450.
- D’Ancona A. Origini del teatro italiano. Turin: I Loescher, 1891.- 3051. P
- Davies M. National Gallery Catalogues: The Earlier Italian Schools. -London, 1951.-234 p.
- Doren A. Italienische Wirtschaftsgeschichte. Jena: G. Fischer, 1934. -Bd.L —671 p.
- Dupont J. La Peinture gothique. Geneve- Paris- New York: Skira, 1954.- 215 p.
- Eisenberg M. An Altarpiece by Spinello Aretino // The Art Quarterly. -1963. Vol. XXVI, № 3. — Autumn. — P. 299 — 309. •
- Eisenbichler K. Social, Intellectual and Festive Spaces in Recent Italian Scholarship on the Renaissance // Renaissance Quarterly. 1998.- Vol. LI,№ 2. — Summer. — P.586 — 596.
- Fabbri R. N. and Rutenberg N. The tabernacle of Orsanmichele in context // The Art Bulletin. 1981. — Vol. LXIII, № 3. — September. — P. 385 — 406.
- Fayard J. Les grandes fetes passees du carnaval // Le jardin des Arts. -Paris, 1959.-N52. P. 262 -265.
- Febvre L. Le Probleme de l’incroyance au XVIe siecle: La religion de Rabelais. Paris: Ed. Albin Michel, 1942. — 548 p.
- Fengler Knapp Ch. Bartolo di Fredi’s Old Testament Frescoes in S. Gimignano // The Art Bulletin. 1981. — Vol. LXIII, № 3. — September. -P. 374 — 385.
- Ferguson W.K. The Renaissance in Historical Thought. Cambridge: Cambridge University Mass., 1948. — P. 228.
- The forms of power and power of forms in the Renaissance. — Oklahoma: University of Oklahoma: Ed. by Greenblatt S. Norman, 1982. — 242 p.
- Francastel P. La Realite figurative. Paris: Editions Gonthier, 1965. -418 p.
- Freuler G. Biagio di Goro Ghezzi a Paganico. Firenze: Electa Firenze, 1993. — 140 p.
- Frugoni Ch. The Book of Wisdom and Lorenzetti’s Fresco in the Palazzo Pubblico at Siena // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1980. — Vol. XLIII. — P. 239 — 242.
- Fry R.E. Art and the market: Roger Fry on commerce in art / Sel. writings, ed. a. with an interpretation by Ch. D. Goodwin- Forew. by Asa Briggs. Anu Arbor: Univ. of Michigan Press, 1998. — Vol. XII, 222 p.
- Gamurrini G.F. I pittori aretini // Rivista d’arte. 1917. — Vol. 10. — P. 88- 97.
- Garin E. La cultura filosofica del Rinascimento italiano. Firenze: Sansoni, 1979.- 509 p.
- Garin E. Lo zodiaco della vita: La polemica sull’astrologia dal Trecento al Cinquecento. Roma- Bari: Laterza, 1976. — 159 p.
- Garin E. Ritratti di umanisti. Firenze: Sansoni, 1967. — 229 p.
- Garin E. Scienza e vita civile nel Rinascimento italiano. Bari: Laterza, 1965. — 181 p.
- Garin E. Storia della filosofia italiana. Torino: Einaudi, 1966. -Vol.I. -495 p.
- Goldscheider L. Die schoensten Gedichte der Weltliteratur. Wien, 1936. -P. 208.
- Gombrich E. H. Art and illusion: A study in the psychology of pictoral representation. London: Phaidon Press, 1977. — Vol. XIV. — 386 p.
- Gombrich E.H. Aby Warburg: An intellectual biography: With a memoir on the history of the Library by F.Saxl. London: The Warburg Institute: University of London, 1970. — 376 p.
- Guerry L. Le Theme du «Triomphe de la Mort» dans la peinture italienne. Paris: Les Editions de minuit, 1950. — 350 p.
- Harvey R.E. The inward wits: Psychological theory in the Middle Ages and the Renaissance. London: The Warburg Institute: University of London, 1975. — 79 p.
- Haskell Fr. Patrons and Painters. New York: Knopf, 1963. — 454 p.
- Haskins I.C.H. The Renaissance of the Twelfth Century. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1928.- 781 p.
- Hauser A. The Philosophy of Art History. London: Routledge & KeganPaul, 1959. — 429 p.
- Hollingsworth M. Patronage in Renaissance Italy: From 1400 to the Early Sixteenth Century // Renaissance Quarterly. 1998. — Vol. LI, № 2. — Summer. — P. 610−613.
- Kagi W. Burckhardt Jakob. Gesamtausgabe. —Stuttgart- Berlin- Leipzig, 1930 Bd. 5. — 150 S.
- Kantorowicz H. Dictatorships. A sociology study. New York: Alexander Heffer and sons, 1935. — 39 p.
- Keller H. Iconologia sacra. -Berlin, New York, 1994. 225 p.
- Krautheimer R. Lorenzo Ghiberti. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1956. — 457 p.
- O.Krautter K. Die Renaissance der Bukolik in der lateinische Literatur des XIV jhs: Von Dante bis Petrarka. — Munchen: Fink, 1983. — 165 S.
- Kristeller P.O. The Classics and Renaissance Thought. Cambridge: Mass., 1955. — 106 p.
- Kristeller P.O. Studies in Renaissance. Thoughts and Letters. Roma: Ed. di storia e di lett, 1993. — 697 p.
- Kristeller P.O. Renaissance Thought. New York: Harper & Row, 1961,-Vol. I.-234 p.
- Langlois V. La connaissance de la nature et du monde du Moyen Age. -Paris: Libraire Hachette, 1911. 406 p.
- Lavin M.A. Piero delia Francesca’s Flagellation: The Triumph of Christian Glory // The Art Bulletin. 1968. — Vol. L, № 4. — P. 321 — 343.
- Lutz S. Malke. Contributo alle figurazioni dei Trionfi e del Canzoniere del Petrarca // Commentari. Rivista di critica e storia dell’arte. 1977. -An. XXVIII, № 4,-P.236 -262.
- Male E. L’Art religieux du XHIe siecle en France. Paris: Ernest Leroux, Editeur, 1898. — 534 p.
- Marcucci L. I dipinti toscani del secolo XIV. Roma: Istituto Poligrafico dello Stato P. V., 1965. — 217 p.
- Marle van R. The Development of the Italian Schools of Painting. The Haag, 1924.-Yol. II. —627 p.
- Martines L. The Social World of the florentine humanists. 1390 1460. — Princeton- New York: Princeton University Press, 1963. — 419 p.
- Mazzoni G. Esercitazioni sulla letteratura religiosa in Italia nei secoli XIII e XIV. Firenze: Alfani e Venturi Editori, 1905. — 345 p.
- Meiss M. Painting in Florence and Siena after the Black Death. New York: Harper & Row Publishers, Incorporated, 1964. — 195 p.
- Mezieres A. Petrarque: Etude d' apres de nouveaux documents. Paris: Librairie academique, 1868. — 435 p.
- Michael M. The Virgin and Child before a firescreen at the National Gallery: The origins of the Madonna of Flumility as the Amicta Sole // Apollo. 1996.-May. — P.8- 15.
- Milanesi G. Documenti per la storia dell’arte senese. Siena: Onorato Povri, 1854 — 1856. — Vol. I. — 313 p.- Vol. II. — 420 p.- Vol. III. — 357 p.
- Mommsen Th. E. Petrarch and the decoration of the Sala Virorum Illustrium in Padua // Art Bulletin. 1952. — Vol. XXXIV. — P. 95 — 116.
- Mondolfo R. Figure e idee della filosofia del Rinascimento. Firenze: La nuova Italia, 1970. — 321 p.
- Montemagno B. da. De nobilitate // Prosatori latini del Quattrocento / Ed. E. Garin. Milano- Napoli, 1952.-P. 142 — 156.
- Moran G. Bartolo di Fredi e faltare dell’arte dei Fornai del 1368: Nuova interpretazione di un documento // Prospettiva. 1976. — 4. — P. 29 -35.
- SO.Morpurgo S. Bruto e il buon giudice nelFUdienza dell’Arte della Lana in Firenze // Miscellanea di storia dell’arte in onore di I.B.Supino. -Firenze: S. Olschki, 1933, —P. 141—163.
- Muller N.E. A newly discovered panel from Bartolo di Fredi’s «Adoration of the Magi» // Simiolus Netherlands quarterly for the history of art. 1977. — Vol. 9, № 4. — P. 195—204.
- Mumford L. Art and technics. New York: Columbia University Press., 1952. — 162 p.
- Mumford L. Technics and civilization. New York: Harcourt, Brace and Co., 1938. — Vol. XII. — 495 p.
- Mumford L. The condition of man. New York: Harcourt, Brace and Co, 1944. -467 p.
- Mumford L. The culture of cities. New York: Harcourt, Brace and Co., 1938.-Vol. XII.- 586 p.
- Nardi B. L’amore e i medici medievali. Modena: Societa tip. ed. modenese, 1959. — 28 p.
- Newton S.M. Tomaso da Modena, Simone Martini, Hungarians and St. Martin in Fourteenth Century Italy //Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1980. — Vol. XLIII. — P. 234 — 239.
- Offner R. Studies in Florentine Painting: The Fourteenth Century. -New York: Frederic Fairchild Sherman, 1927. 148 p.
- Orth M.D. The Triumphs of Petrarch illuminated by Godefroy le Batave // Gazette des Beaux Arts. — 1984. — T. CIV. — Decembre. — P. 197 — 206.
- Painting and illumination in Early Renaissance Florence. 1300 1450 / L. B. Kanter, В. Drake Boehm etc. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1995.-395 p.
- Panofsky E. Early Netherlandish Painting, its origins and character. -Cambridge: Mass., Harvard University Press, 1953. Vol. I. — 573 p.- Vol. II. — 334 p.
- Panofsky E. Idea: Contribucion a la historia de la teoria del arte. -Madrid: Catedra. Ensayos Arte, 1996. 136 p.
- Panofsky E. La perspective comme forme symbolique et autres essais. -Paris: Les Editions de minuit, 1975. 273 p.
- Panofsky E. La Renaissance et ses avant-courriers dans l’art d’occident. Paris: Flammarion, 1977. — 250 p.
- Panofsky E. Studies in Iconology. New York: Oxford University Press, 1939. -262 p.
- Papini R. Pro memoria sulla classicita di Giovanni Pisano // Miscellanea di storia dell’arte in onore di J.B.Supino. Firenze, 1933. — P. 113— 123.
- Petrarca e la cultura europea // Caleidoscopo / A cura di L. Secchi Tarugi- Istituto di Studi Umanistici Francesco Petrarca. Mentis Itinerarium. Milano: Nuovi Orizzonti, 1997. — 375 p.
- Picard D. Un couronnement couronne // Connaissance des arts. 1999. -Janvier. -№ 557. — P.90 — 93.
- Polzer J. The «Master of the Rebel Angels» reconsidered // The Art Bulletin. 1981. — Vol. LXIII, № 4. — December. — P. 563 — 585.
- Pope-Hennessy J. The Portrait in the Renaissance // The A.W.Mellon Lectures in the Fine Arts. New York- London: Phaidon Press, 1966. -348 p. — (Bollingen Series).
- Post Cf. G. Two notes on nationalism in the Middle Ages // Traditio. -1953. Vol. IX. — P.287.
- Post Cf. G. Sovereignty and its limitations in the Middle Ages (1150 -1350) // XIII International congress of historical sciences, Moscow, Aug. 16 23, 1970. -M.:Nauka, 1970, — 12 p.
- Prokopp M. Pietro und Ambrogio Lorenzetti. Berlin: Henschelverlag, 1985. — 15 p.
- Reinach S. La representation du galop dans l’art ancien et moderne. -Paris: Ernest Leroux, Editeur, 1901. 114 p.
- Ricci C. Benozzo Gozzoli: La para della. Purificazione // Rivista d’arte. 1904,-Vol. 2. — P. 10.
- Riggio M.B. The Allegory of Feudal Acquisition in The Castle of Preserverance // Allegory, Myth and Symbol. Cambridge, 1981. — P. 289.
- Rossi. Simone Martini e Petrarca // Arte antica senese. 1904. — Vol. I. -P. 160 — 182.
- Rowley G. Ambrogio Lorenzetti. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1958. — Vol. I. — 157 p.- Vol.2. — 197 p.
- Rubinstein N. Beginnings of Political Thought at Florence // Journal of the Warburg and Courtauld Institute. — 1942. Vol. V. — P. 198 — 227.
- Rubinstein N. Political ideas in sienese art: The frescoes by Ambrogio Lorenzetti and Taddeo di Bartolo in the Palazzo Pubblico // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1958. — Vol. XXI, № 3−4. — July — Dec. — P.179 — 207.
- Rubinstein N. The Government of Florence under the Medici. -Oxford: Clarendon Press, 1966. 336 p.
- Ruda J. The National Gallery Tondo of the Adoration of the Magi and the Early Style of Filippo Lippi // Studies in the History of Art. 1975. -Vol. 7. — P.7−39.
- Saitta G. Il pensiero italiano nell’umanesimo e nel Rinascimento. L’Umanesimo. Bologna: Zaniche, 1949. — Vol. I. — P. 82 — 196.
- S.Saitta G. La liberta umana e 1'esistenza. Firenze: Sansoni, 1940. -Vol. VIII. — 280 p.
- Saitta G. Lo spirito come eticita. Bologna: Zanichelli, 1921. — 218 p.
- Sandler L. Notes for the illuminator // Art Bulletin. 1989. — Vol. 71. -P. 535 — 559.
- Sapori A. La crisi delle Compagnie mercantili dei Bardi e dei Peruzzi.- Firenze: L.S. Olschki, 1926. 308 p.
- Schlosser. Poesia e Parte figurativa nel Trecento // Critica d’Arte. —1938.-Vol. III.-P. 81 -90. 123. Sterling Ch. Fighting Animals in the Adoration of the Magi // The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. 1974. — December. — P.343 -354.
- Tenenti A. Il senso delia morte e l’amore della vita nel Rinascimento. -Torino: Einaudi, 1957. 509 p.
- Tenenti A. La vie et la mort a travers l’art du XVe siecle. Paris: Libr. Colin, 1952. — 122 p.
- Thode H. Franz von Assisi und die Anfange der Kunst der Renaissance in Italien von Henry Thode. Wien: Phaidon-Verlag, 1934.- 870 S.
- Toesca P. Gli uomini famosi della Biblioteca Cockerell // Paragone. -1952.-Vol. 25. January.-P. 19.
- Toesca P. II Trecento: Storia dell’arte italiana. Torino: Unione tipografico — Editrice torinese, 1951. — 965 p.
- Toffanin G. L' Arcadia: Saggio Storico. Bologna: N. Zanichelli, 1946, — 182 p.
- Toffanin G. Storia dell’umanesimo: L' umanesimo italiano (dal XIII al XVI secolo). Bologna: N. Zanichelli, 1947. — 415 p.
- Trinkaus C.E. The poet as philosopher: Petrarch and the formation of Renaissance consciousness. London, New Haven: Yale University Press, 1979. — 147 p.
- Tripps J. Tendencies of Gothic in Florence: Andrea Bonaiuti. -Florence: Giunti Gruppo editoriale, 1997. 264 p.
- Tuve R. Allegorical Imagery. New York- Princeton: Princeton University Press, 1966. — 461 p.
- L' Uomo del Rinascimento / P. Burke, A. Chastel, M. Firpo et al.- A cura di E. Garin. Roma: Laterza, 1988. — 362 p.
- L' Uomo e la Natura nel Rinascimento // Caleidoscopo VI / A cura di L. Secchi Tarugi- Istituto di Studi Umanistici Francesco Petrarca. -Milano: Nuovi Orizzoni, 1996. 564 p.
- Venturi A. Storia dell’arte italiana. Milano: Editore libraio della real casa, 1907,-Vol. V. — 1095 p.
- Vovelle M. La mort et l’Occident de 1300 a nos jours. Paris, 1983. -530 p.
- Warburg A. Bildniskunst und fiorentinische Burgertum. Leipzig: H. Seemann Nachfolg s. d., 1932. — 38 S.
- Watson F., Kirkham V. Amore e Virtu: Two Salvers Depicting Boccaccio’s «Commedia delle Ninfe Fiorentine» in the Metropolitan Museum // Metropolitan Museum Journal. 1975. — Vol. 10. — P. 35 — 51.
- Wedepohl Th. Asthetik der Perspektive. Betrachtungen uber Wirkung, Stimmung und Schonheit der malerischen Perspketive. Berlin, 1919. -70S.
- Weise G. Die geistige Welt der Gotik und ihre Bedeutung fur Italien. -Halle: Saale, M. Niemeyer, 1939. 503 S.
- Weisinger H. The English origins of the sociological interpretations of Renaissance. New York: Mass., 1950. — 249 p.
- Wimsatt W.K. The portraits of Alexander Pope. New Haven- London: Yale University Press, 1965. — 196 p.
- Witt R. The rebirth of the concepts of republican liberty in Italy // Renaissance Studies in Honor of Hans Baron. Firenze, 1971. — P. 195— 265.
- Wittkover R., Wittkover M. Born under Saturn. London: Weidendfeld a. Nicolson, 1963. — 344 p.
- Wolfflin H. Prolegomena zu einer Psychologie der Architektur: Inaugural Dissertation. Munchen, 1886. — 50 S.
- Wolfflin H. Renaissance and Barock: Eine Untersuchung uber Wesen und Entstehung des Barockstils in Italien. Leipzig: Koehler & Arne lang, 1986. — 187 S.
- Zanardi B. Da Stefano Fiorentino a Puccio Capanna // Storia dell’arte. 1978.-Vol. 33.-P. 115 — 129.