Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Судьба униатской церкви (17-20 столетия)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После восстания 1830−31 гг., где участвовали в основном униаты и католики, правительством был взят курс на уничтожение униатства как вероисповедания и адаптирования его к православию. 12 февраля 1839 г. на униатском соборе в Полоцке под натиском царского правительства был подписан акт о «добровольном» присоединении униатов к православной церкви. На его основе Синодом был выдан соответствующий… Читать ещё >

Судьба униатской церкви (17-20 столетия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как отмечали исследователи, на присоединенных к Российской империи землях речи Посполитой после первого ее раздела (1772) насчитывалось около 100 тысяч католиков, 300 тысяч православных и около 800 тысяч униатов. На первом этапе политика России на новых землях была довольно толерантной: указами Екатерины II в 1772 году католикам и униатам была дана «ничем не ограниченная воля вероисповедания», при условии, что они не будут склонять к своей вере православных. На практике эта воля ограничивалась: правительство и православные иерархи делали все, чтобы вернуть униатов в «религию предков». В итоге на протяжении 1781−83 гг. в православие перешло около 200тысяч униатов. После второго раздела Речи Посполитой начинается более решительное наступление на униатов. По инициативе Екатерины II Синодом была разработана программа по постепенной ликвидации унии. Но основная часть униатов крепко держалась своего вероисповедания. Тем не менее при Екатерине II в православие было переведено около 1.5 млн униатов и столько же пожелали оставить свою веру. При Павле I и Александре I административно-церковное давление ослабилось.

После восстания 1830−31 гг., где участвовали в основном униаты и католики, правительством был взят курс на уничтожение униатства как вероисповедания и адаптирования его к православию. 12 февраля 1839 г. на униатском соборе в Полоцке под натиском царского правительства был подписан акт о «добровольном» присоединении униатов к православной церкви. На его основе Синодом был выдан соответствующий указ. Синоидальный акт был одобрен Николаем I. Униатские епархии были уничтожены, но переход униатов в православие растянулся до 50-х гг. 19 столетия. Несмотря на политику дискриминации, которую проводило царское правительство и православная церковь по отношению к униатам, униатская идея сохранилась в народном сознании. После принятия правительством декрета о веротерпимости (17 апреля 1905 г.) начался массовый переход православных белорусов, которые были униатами, в католичество. Февральская революция 1917 г. также вызвала активизацию униатского движения. На территории Западной Беларуси начали возникать униатские общины (с 1932 г. тут было 32 униатских прихода). В Западной Беларуси униатские товарищества являлись носителями национального самосознания (при них существовали школы, драмкружки, выдавались газеты и журналы на белорусском языке), поэтому польское правительство относилось к ним с подозрительностью и старалось закрывать их деятельность. После объединения Западной Беларуси с БССР униатство перешло на нелегальное положение, но во время немецкой оккупации снова было легализировано. На греко-католическом соборе, произошедшем в марте 1946 г. под контролем и охраной органов КГБ было принято условие про ликвидацию унии и соединения униатов с православной церковью.

C конца 80-х гг. 20 века началось новое возрождение православной церкви. К началу 1996 г. в стране насчитывалось около 15 униатских приходов. В этом же году был отмечен 400-летний юбилей Брестской церковной унии. Был создан белорусский организационный комитет по празднованию годовщин, проводились научные конференции, издан ряд литературных работ. Вместе с этим время требует новой, фундаментальной разработки проблемы унии в ее историческом, культурном и религиозно-философском аспектах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой