Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание этапов психолого-педагогического сопровождения младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На данном этапе необходимо определить наиболее проблемные зоны, на которые необходимо обратить внимание. Поскольку решение всех задач одновременно не может являться целью деятельности педагога, нужно выделять и обозначать реально достижимые цели. Диагностический инструментарий и подбор методик может быть достаточно обширным, чтобы позволить сформировать целостную картину об особенностях… Читать ещё >

Содержание этапов психолого-педагогического сопровождения младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолого-педагогическое сопровождение как процесс необходимо выстраивать в определенной логике и последовательности. Важно понимать, что простой набор различных заданий или упражнений, даже отдельные занятия сами по себе не будут представлять целостной деятельности по сопровождению детей. Видение системы действий, их соответствие заданной цели и поставленным задачам, учет основных принципов и условий позволят сформировать путь, по которому учитель совместно с детьми будет целенаправленно двигаться в течение всего периода обучения. Алгоритм действий в рамках психолого-педагогического сопровождения может состоять из следующих шагов:

1. Выявление и обозначение проблемы. Изначально учитель определяет, с чем предстоит работать. Первичная информация появляется из сбора данных о ребенке (группы детей, классе), проведения диагностического исследования.

На данном этапе необходимо определить наиболее проблемные зоны, на которые необходимо обратить внимание. Поскольку решение всех задач одновременно не может являться целью деятельности педагога, нужно выделять и обозначать реально достижимые цели. Диагностический инструментарий и подбор методик может быть достаточно обширным, чтобы позволить сформировать целостную картину об особенностях познавательного развития, развития эмоционально-волевой сферы младших школьников, особенностях их общения и характере личностного развития.

Данный этап достаточно трудозатратен. Высокая трудоемкость определяется необходимостью проведения, обработки и систематизации большого массива данных, полученных в результате применения значительного количества методик. Однако именно от эффективности проведенного этапа диагностики будет зависеть результативность всех последующих этапов.

2. Анализ исходных данных. Результаты обследования, опроса, анализа документов дадут учителю (педагогу-психологу) достаточно объемную картину об особенностях личности ребенка и всего классного коллектива. На этом этапе необходима вдумчивая работа по анализу полученных данных, в связи с чем может потребоваться консультация психолога, других педагогов, родителей, всех, кто может прояснить некоторые вопросы либо с профессиональной позиции дать рекомендации.

Для осуществления работы по анализу исходных данных педагогу необходимо иметь соответствующие знания, обладать навыками составления аналитических отчетов, графического представления информации. Анализ полученных данных должен также включать их интерпретацию и составление рекомендаций по учету особенностей развития отдельного ребенка или всего классного коллектива.

  • 3. Разработка плана психолого-педагогического сопровождения. Данный этап предполагает детализацию, описание содержания и последовательности действий, определение сроков его реализации. Здесь важно учитывать комплексный характер воздействия, где запланированная работа будет осуществляться как в различных направлениях (консультирование, коррекция, просвещение и др.), так и с привлечением различных специалистов и участников образовательного процесса (медицинского работника, психолога, родителей, детей, педагогов дополнительного образования и др.). Необходимо понимать, что наиболее высоких результатов психологопедагогическое сопровождение достигает, если создается среда, которая влияет на исправление нарушений, развитие новых способностей и выравнивание общей траектории развития.
  • 4. Осуществление (реализация) запланированной деятельности. Данный этап может быть самым продолжительным и трудоемким, поскольку работа с отдельными проблемами конкретных детей может продолжаться достаточно длительный период. Например, психологопедагогическое сопровождение гиперактивных детей (в связи с особенностями их диагноза) длится весь период обучения в школе.

Педагогу нужно быть готовым к тому, что изменения в отдельных показателях могут иметь часто незначительный характер, а иногда снова возвращаться к прежним значениям и даже демонстрировать отрицательную динамику. В таких случаях важно проанализировать соответствие методов и способов, определенных программой сопровождения, при необходимости внести нужные коррективы. Однако такая динамика может свидетельствовать и об особенностях возрастных изменений, где нет необходимости принципиально менять стратегии взаимодействия. Результат может быть просто отсрочен во времени, его нужно научиться ждать. Так, например, подростки в силу ориентированности на общение меньше увлечены обучением. Коррекция познавательных процессов в 5-м, 6-м классах может иметь волнообразную динамику именно из-за увлеченности подростков выстраиванием взаимоотношений и низкого интереса к процессу обучения и даже к его результату.

5. Рефлексивный анализ полученных результатов. Грамотная реализация задач данного этапа будет являться основой успешного построения всех последующих действий учителя по сопровождению детей. Зачастую учителю лучше удается увидеть результаты, чем проанализировать недостатки проделанной работы. Для эффективного анализа можно воспользоваться табл. 2. Безусловно, такая таблица является итогом всей работы, ее составление и заполнение производится после получения диагностических данных и выявления конкретных результатов.

Таблица 2

Пример аналитической таблицы результатов деятельности

Коррекция познавательных процессов.

(память).

Достигнутые результаты.

Недостатки.

Комментарии.

Запоминание.

Устойчивая динамика.

Сохранение.

Динамика незначительная.

Запоминает текст не более 4 строк.

Воспроизведение

Динамики нет

Необходима комплексная коррекционноразвивающая работа (речевое развитие? память + мышление)

Включить в содержание уроков литературного чтения задания соответствующего характера (пример)

Данная таблица предложена в качестве примера систематизации результатов проделанной работы. Можно дополнять ее другими графами, где будет прописана конкретика, обозначены точные задания и упражнения, направленные на изменение затруднений в работе. Заполнение такой таблицы позволяет увидеть реально картину результативности и эффективности своей деятельности, представить не в описательных характеристиках и умозрительно полученную динамику, а проследить то, что еще не удалось решить, и то, на что можно опираться как на ресурс.

В начале заполнение таких таблиц может быть достаточно трудоемким для педагога, педагога-психолога, но если создавать электронный каталог таких данных, то в дальнейшем это может быть своеобразной копилкой методических идей и наработок самого учителя. При возникновении типичных случаев учитель с легкостью может обратиться к уже имеющемуся опыту и воспользоваться найденными ранее идеями для решения проблемы.

Дальнейшие методические разработки в этом направлении позволят педагогу, педагогу-психологу обогащать собственный опыт, систематизировать его, подходить к решению задач сопровождения в комплексе и целостно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой