Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кандидатом в судьи не может стать гражданин, имеющий или имевший судимости, либо уголовное преследование в отношении него должно быть прекращено по реабилитирующим основаниям; признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных… Читать ещё >

Правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учебные задачи:

  • — формирование общих теоретических знаний о правовом статусе судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей в судебной системе Российской Федерации;
  • — усвоение основных понятий, используемых законодателем при регулировании правового статуса судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;
  • — усвоение порядка назначения на должность судей и наделения их полномочиями судьи в Российской Федерации;
  • — усвоение основных понятий, раскрывающих правовой статус присяжных и арбитражных заседателей.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны:

знать

  • — правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации;
  • — основные понятия, определяющие правовой статус судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;
  • — сущность правового статуса судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;

уметь

  • — анализировать нормативные правовые акты, регулирующие сущность правового статуса судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;
  • — оперировать юридическими понятиями и категориями, используемыми при регулировании правового статуса судей судов Российской Федерации, присяжных и арбитражных заседателей;
  • — анализировать юридические факты, связанные порядком назначения на должность судей в Российской Федерации;
  • — принимать решения, определяющие порядок назначения на должность судей, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации;

владеть

  • — юридической терминологией;
  • — навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок назначения на должность судей, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации;
  • — навыками анализа правоприменительной практики, связанной с порядком назначения на должность судей, присяжных и арбитражных заседателей в Российской Федерации;

Ключевые слова: правовой статус судей; требования к судьям; полномочия судей; присяжные заседатели; арбитражные заседатели; судебный корпус; штатная численность судей.

Порядок назначения на должность судьи и наделение полномочиями судьи

Основой судебной власти является судья. Судья является ее носителем, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, лично и непосредственно действующим от имени государства при осуществлении своих должностных обязанностей.

Закон о статусе судей устанавливает, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (п. 3 ст. 1).

Судейский корпус российской судебной системы включает:

судей федеральных судов высших судов РФ;

  • — судов общей юрисдикции (включая военные суды);
  • — арбитражных судов;

судей судов субъектов РФ

  • — мировых судей;
  • — судей конституционных (уставных) судов.

Штатную численность судейского корпуса Российской Федерации законодатель определяет на каждый год в законе о федеральном бюджете (кроме численности судей Конституционного Суда РФ, установленной ст. 4 Закона о Конституционном Суде РФ — 19 судей). Так, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 371-?3 «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установил численность федеральных судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 25 015 единиц, в том числе 947 единиц для введения с 1 января 2013 г. апелляционных инстанций, но уголовным делам, судей Верховного Суда РФ, включая судей Военной коллегии в количестве 125 единиц, численность судей системы арбитражных судов Российской Федерации в количестве — 3993 единицы, судей Высшего Арбитражного Суда РФ в количестве — 90 единиц (ст. 8).

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, сформулированы в Законе о статусе судей. Кандидат в судьи должен быть:

  • — гражданином Российской Федерации;
  • — не иметь гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • — иметь высшее юридическое образование;
  • — достичь возраста, установленного законом для занятия должности судьи соответствующего суда;
  • — иметь определенный стаж работы по юридической профессии, установленный законом для занятия должности судьи соответствующего суда;
  • — сдать квалификационный экзамен на должность судьи в соответствующей экзаменационной комиссии и др. (ст. 4).

Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Законом об органах судейского сообщества (подробнее см. параграф 16.3 данного учебника).

Судья не должен иметь заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Кандидатом в судьи не может стать гражданин, имеющий или имевший судимости, либо уголовное преследование в отношении него должно быть прекращено по реабилитирующим основаниям; признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным, состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, имеющий иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи (ст. 4 Закона о статусе судей). Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда (ч. 8 ст. 5 Закона о статусе судей).

Кандидат, претендующий на должность судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мирового судьи, должен достичь возраста 25 лет и иметь стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет (ст. 4 Закона о статусе судей).

Судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа должны иметь возраст не менее 30 лет и стаж работы по юридической профессии не менее семи лет. Судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — достичь возраста 35 лет и иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лег.

Судьи Конституционного Суда РФ — возраста не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет (ст. 4 Закона о статусе судей).

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе и регулируется ст. 5 Закона о статусе судей. Об открытии вакансии на должность судьи председатель суда сообщает в соответствующую квалификационную коллегию судей (подробнее о порядке формирования, деятельности и правомочиях квалификационных коллегий в суде (см. параграф 16.2 настоящего учебника).

Квалификационная коллегия судей после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает опыт работы, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, стаж его работы в должности судьи, а также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов специальности и (или) квалификации, соответствующих специализации суда.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки этих документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом о статусе судей порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи (п. 9 ст. 5 Закона о статусе судей).

Председатель Верховного Суда РФ или Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — каждый для своего сегмента судебной власти направляют представление на претендента Президенту РФ.

Для осуществления функции отбора претендентов на судейские должности Президент РФ Указом от 4 октября 2001 г. № 1185 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур па должности судей федеральных судов» создал названную Комиссию (Кадровая комиссия).

Кадровая комиссия па своих заседаниях, которые проводятся, как правило, один раз в месяц, рассматривает каждую кандидатуру на судейскую должность и формирует мнение о возможности или невозможности назначения данного конкретного человека на судейскую должность.

Президент РФ по результатам рассмотрения представления на кандидата на Кадровой комиссии назначает (наделяет судейскими полномочиями) судей федеральных судов общей юрисдикции (от районного до областного уровня), судей военных судов, судей арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов и федеральных арбитражных судов округов, председателей и заместителей председателей всех федеральных судов, за исключением судей, председателей и заместителей председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ (ст. 6 и 6.1 Закона о статусе судей).

Президент РФ, назначив судью, юридически теряет над данным гражданином власть в том смысле, что закон не наделил Президента РФ правом лишения гражданина судейских полномочий. Это может сделать только соответствующая квалификационная коллегия судей, которая в свое время дала этому гражданину рекомендацию на занятие должности судьи и то при наличии строго определенных законом оснований. Это есть одна из важнейших гарантий независимости судьи.

Процедура назначения судей и руководителей высших судов (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ) несколько отличается от описанной, так как по законодательству РФ правом наделять граждан судейскими полномочиями в высшие суды обладает не Президент РФ, а Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Совет Федерации назначает (наделяет судейскими полномочиями) судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, а также председателей и заместителей председателей указанных судов по представлению Президента РФ. И так же, как Президент РФ, назначив судью, Совет Федерации юридически теряет над данным гражданином власть, так как и Совет Федерации не наделен правом лишения назначенного им судьи судейских полномочий, что является одной из гарантий независимости судьи.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (ст. 8 Закона о статусе судей).

Судьи приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях также и перед государственным флагом республики в составе РФ.

Судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ приносят присягу судьи на собраниях судей этих судов.

Судьи Конституционного Суда РФ приносят присягу судьи в порядке, установленном Советом Федерации, на заседании Совета Федерации.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой